Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Интонация в бессоюзном сложном предложении"
Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Интонация в бессоюзном сложном предложении"
Цель урока
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Познакомить обучающихся с определением БСП.
Уяснить, что смысловые отношения между частями в устной речи выражаются при помощи интонации, в письменной речи - при помощи знаков препинания.
научить определять особенности интонации БСП, произносить БСП с нужной интонацией, передавать с её помощью различные смысловые отношения между частями БСП, определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина,
наблюдательность,
настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Интонация в бессоюзном сложном предложении"»
Интонация в бессоюзном сложном предложении. ( Слайд 1)
Тип урока: Урок изучения нового материала
Место урока в теме: первый урок в теме «БСП»
Ценности: активная деятельная жизнь, красота, общение.
Цель урока
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Познакомить обучающихся с определением БСП.
Уяснить, что смысловые отношения между частями в устной речи выражаются при помощи интонации, в письменной речи - при помощи знаков препинания.
научить определять особенности интонации БСП, произносить БСП с нужной интонацией, передавать с её помощью различные смысловые отношения между частями БСП, определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина,
наблюдательность,
настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.
Оборудование: учебник «Русский язык» 9 класс Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М. Александровой, раздаточный материал, презентация, портрет А.С.Пушкина, цветные фигуры для оформления кластера на доске.
Ход урока
I . Создание эмоционального настроя. Введение в работу.
Слайд 2.
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн-… («Осень»)
Учитель: Мы начинаем урок строками А.С.Пушкина. Впереди - открытие новых знаний. Я уверена: прозвучавшие строки описывают ваше внутреннее состояние: радость от нашей встречи, желание постигать новое и кипучая молодая энергия. А это бесспорные предпосылки для удачной и плодотворной работы. Вы согласны со мной?
Обучающиеся соглашаются или не соглашаются.
Учитель: Как вы думаете, почему мы обратились к строкам А.С.Пушкина на уроке русского языка?
Обучающиеся выдвигают свои версии.
Учитель: А.С.Пушкин внёс существенный вклад в развитие современного русского литературного языка, в формирование его нынешнего облика.
Вспоминаем мы имя А.С.Пушкина в этот период еще потому, что 8 февраля (по новому стилю), 27 января (по старому)1837 года на Чёрной речке разыгралась драма: самая известная дуэль, унесшая впоследствии жизнь гения русской поэзии А.С. Пушкина.
Словно зеркало русской стихии,
Отслужив назначенье своё,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая её… («О Пушкине» Н.Рубцов)
Учитель: Мы снова обращаемся к строкам, прозвучавшим ранее.
Слайд 2.
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн-… («Осень»)
I I .Стадия «Вызов»
Мозговой штурм (Реализация д.з.)
Учитель: - В какую синтаксическую структуру заключена фраза А.С.Пушкина?
Обучающиеся: Сложное предложение
Учитель: Дайте определение Сложного предложения.
Обучающиесяотвечают на вопрос.
Учитель: Чтобы систематизировать имеющиеся знания, напишем словарный диктант, который будет состоять из терминов, относящихся к разделу «Сложные предложения». Термины называете по одному вы сами, чётко проговаривая, одновременно отрабатываем встретившиеся орфограммы.
Актуализация знаний и смыслов в связи с изучаемым материалов по теме «Сложное предложение»
КЛАСТЕР
Учитель: Давайте структурируем отдельные термины в форме кластера (синтезатор изученного материала).
I I I . Создание проблемной ситуации .
1. Использование приема «ИНСЕРТ»
Учитель: Поставьте знак «V», около той фигуры, где материал изучен, понят.
Поставьте «?», около той фигуры, где есть вопросы, трудности, где материал еще
не изучен.
Действительно, мы изучили ССП, СПП и знак «?» появляется на БСП.
Проверим себя, так ли мы хорошо умеем определять структуру предложения.
Учитель: На листах записано шесть предложений.Вам нужно записать в тетради аббревиатурой вид каждого предложения. (предложения даются без знаков препинания) На доске проверка.
Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал. - ПП
Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал. - ПП
Пробудился воздух, и свежие ветерки взвихрились над тайгою.- ССП
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. – БСП
Они сидели в том саду, где играла музыка. - СПП
уч-ся записывает на развороте доски
Поставьте «V» напротив того предложения, где вы безошибочно можете объяснить знаки препинания. Знак «?», где вы затрудняетесь, не уверены, или еще не знаете.
Учитель: Помогло бы вам в расстановке знаков препинания мое прочтение. Почему?
Обучающиеся: Услышали ИНТОНАЦИЮ
Тема урока. Цели урока
Учитель: Проанализируйте работу. Назовите тему нашего урока. Слайд 3
Запишите в тетрадь. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях
сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:
1)Познакомиться с …
2)Учиться …
Обучающиеся: Называют цели.
Учитель: корректирует СЛАЙД 4
Цели урока
Познакомиться с определением БСП.
Уяснить, что смысловые отношения между частями в устной речи выражаются при помощи интонации, в письменной речи - при помощи знаков препинания.
Научиться определять особенности интонации БСП, произносить БСП с нужной интонацией, передавать с её помощью различные смысловые отношения между частями БСП, Определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации
IV.Стадия «Осмысления»
Учитель: Вернемся еще раз к словам А.С.Пушкина Слайд 5
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн-… («Осень»)
Учитель: Назовите количество частей в этом предложении. (4)
Имеется ли смысловая связь частей?
Как связаны простые предложения (предикативные части)?.
Обучающиеся: Дают ответы
Учитель: Сформулируйте сами определение БСП.
1. Работа в парах
Задание: Анализ предложений
Работа в парах
Задание:
1. Определите смысловые отношения между частями сложного предложения. (Определите вид придаточных в СПП, а также порядок следования действий в ССП (последовательность или одновременность действий). Выразите смысловые отношения именем существительным)
2. Что участвует в установлении отношений между простыми предложениями в составе СПП, ССП?
3. Являются ли смысловые отношения четкими и определенными?
Вывод записать в тетрадь одним сложноподчиненным предложением.
Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что ее чернота просвечивается самой густой и сильной зеленью. _______________
Раздается выстрел, а волк продолжает бежать._______________
Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.___________________
Множество темных тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя. ___________________
ВЫВОД. В смысловых отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие _________, поэтому смысловые отношения (какие?)_______.
- Что принимает участие в установлении отношений между простыми предложениями в составе СПП, ССП?
- Являются ли смысловые отношения чёткими? Вывод записать одним СПП.
Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что её чернота просвечивается самой густой и сильной зеленью.
(СПП, причины)
Раздается выстрел, а волк продолжает бежать.
(ССП, противопоставление)
Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.(ССП, одновременность)
Множество темных тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя. (ССП последовательность)
ВЫВОД. В смысловых отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения достаточно четкие и определенные.
Учитель: А теперь пришло время для более сложной и организованной работы
VI. Стадия «Размышление»
1. Работа в группах:
Учитель: Вы получили задание на листах. Предложения, в основном, из произведений АС.Пушкина. Вам необходимо проанализировать предложения, ответить на вопросы и сделать вывод.
Вопросы:
Что объединяет все предложения?
Какая связь между простыми предложениями в составе СП?
Перестройте БСП в ССП в СПП, используя союзы, союзные слова?
Какие смысловые отношения вы увидели между частями?
Легко ли определить смысловые отношения в БСП?
Какие знаки препинания используются в БСП?
Как вы думаете, с одинаковой ли интонацией читаются предложения? Попробуйте это доказать.
Зависит ли интонация, знак препинания и смысловые отношения?
Предложения
Все было готово к нашему отъезду, я не хотел медлить.
Раздался бой полночи – внезапный гость в чертог царя предстал.
Он засмеется – все хохочут, нахмурит брови- все молчат.
Отец мой потупил голову: всякое слово, напоминающее мнимое преступление сына, было ему тягостно и казалось колким укором.
У зайцев шерсть побелела – зима близко.
ВЫВОДЫ озвучивают группы.
Алгоритм ответа
1. Данные предложения объединяет одинаковая структура. Это ___________ предложения
2. Простые предложения соединены ____________________ связью.
3. В 1-ом предложении можно использовать союз «_______». Структура предложения изменится на _________ предложение . Во 2-ом предложении возможен союз «_______». По структуре будет________ предложение. В 3-ем предложении по смыслу подходит союз _______. И это уже ________предложение. В 4-ом предложении вторая часть раскрывает ___________ того, что происходит в первой части, значит, вставляем союз _______. Получилось ______ предложение. В 5-ом предложении наблюдается ___________. Уместен союз ___.По структуре это_______предложение.
4. Мы увидели __________________________________ смысловые отношения.
5.
6. В БСП используются разные знаки препинания: ___ __ ___ ___
Учитель давайте установим связь между перечисленными терминами
Физминутка Слайд 6.
Под Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» обучающаяся читает наизусть стихотворение А. Дементьева «Встреча Пушкина с Анной Керн»
А было это в день приезда.
С ней говорил какой-то князь.
"О боже! Как она прелестна!" –
Подумал Пушкин, наклонясь.
Она ничуть не оробела.
А он нахлынувший восторг
Переводил в слова несмело.
И вдруг нахмурился.
И смолк.
Она, не подавая вида,
К нему рванулась всей душой,
Как будто впрямь была повинна
В его задумчивости той.
– Что сочиняете вы ныне?
Чем, Пушкин, поразите нас? –
А он – как пилигрим в пустыне –
Шел к роднику далеких глаз.
Ему хотелось ей в ладони
Уткнуться. И смирить свой пыл.
– Что сочиняю?
Я... не помню.
Увидел вас –
И все забыл.
Она взглянула тихо, строго.
И грустный шепот, словно крик:
– Зачем вы так? Ну, ради Бога!
Не омрачайте этот миг...
Ничто любви не предвещало.
Полуулыбка. Полувзгляд.
Но мы-то знаем –
Здесь начало
Тех строк,
Что нас потом пленят.
И он смотрел завороженно
Вслед уходившей красоте.
А чьи-то дочери и жены
Кружились в гулкой пустоте
.
Учитель: Чувства А.С.Пушкина к А.П.Керн подарили два неповторимых поэтических шедевра
« Я помню чудное мгновенье…» и « Я Вас любил». Обратите внимание на структуру – это БСП. Сколько частей?. Что раскрывает вторая предикативная часть… (поясняет , раскрывает содержание первой части, хочется употребить «А именно»)
Интонация в бессоюзных сложных предложениях
1. Страница 124-125 Чтение с приемом ИНСЕРТ
2 . Работа по учебнику (по группам) страница 124-125.
Выполнение упражнений 186, 187,188 по группам.( устно)
Обучающиеся демонстрируют особенность интонации в своих предложениях.
3. СЛАЙД 7 Создание проблемной ситуации.
Молодежь ушла: на вечере стало скучно.
Молодежь ушла - на вечере стало скучно.
Молодежь ушла, на вечере стало скучно.
Можно ли однозначно расставить знаки препинания? Почему? Что необходимо знать для этого? КОНТЕКСТ Работа по учебнику (страница 125)
-Так ли важно рассматривать подробно каждый вид СП?
Где это может пригодиться в жизни? Используете ли вы, ваши близкие, знакомые такие структуры в речи? Все ли структуры одинаково мы можем использовать в той или иной ситуации?
4. Исследовательская работа обучающихся. Результаты работы
Учитель:Нам доказали, что каждый человек по-разному использует в речи СП? Даже один и тот же человек в различных ситуациях применяет их по-иному.
5. Эксперимент
СЛАЙД 8 А.П. Чехов «Вишневый сад»
« Я так думаю, ничего у нас не выйдет. У него дел много, ему не до меня, и внимания он на меня не обращает. Все говорят о нашей свадьбе, все поздравляют - на самом деле ничего нет…»
Учитель: Попробуем простые предложения связать с помощью союзов.
Слайд 9
Я так думаю, что ничего у нас не выйдет. У него дел много, так что ему не до меня, и внимания он на меня не обращает. Все говорят о нашей свадьбе, поэтому все поздравляют, хотя на самом деле ничего нет…
Учитель: Что изменилось в речи?
Учитель:Такие конструкции для эмоциональной сценической речи неестественны, а также в обстановке непринужденной беседы. ЕЕ характер передает БСП. Это не говорит, что в художественной и разговорной речи мы не представлены СПП. Они есть, но ресурс их небогат.
VII.Рефлексия
1. Слово учителя:
Мы говорили о новом виде СП. Дайте его толкование, что вы узнали о БСП. С чем может быть связано активное использование в речи БСП? Согласны ли вы, что бессоюзное предложение позволяет сделать текст динамичным, настроение стиха напряженным
Учитель: Я благодарю за работу на уроке.
Слайд 10.
Есть имена, как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине : поэте,
Действительном в любые времена.
(«Пушкин» Игорь Северянин)
2. «Незаконченные предложения»
Я считаю…; В моем представлении….,
Сегодня на уроке…
3. Запишите Д.З. Слайд 11
Выписать из литературы 8 БСП с разными знаками препинания. П.31,32
Составить текст (7-8 предложений) по теме «Зимний день», используя БСП. П.31,32