kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Интонация в бессоюзном сложном предложении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
    • Познакомить обучающихся с определением БСП.
    • Уяснить, что смысловые отношения между частями в устной речи выражаются при помощи интонации, в письменной речи - при помощи знаков препинания.
    • научить определять особенности интонации БСП,  произносить БСП с нужной интонацией, передавать с её помощью различные смысловые отношения между частями БСП, определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации
  2. РАЗВИВАЮЩАЯ: 
    • Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
    • Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
    • Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
    • Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.

 

    • 3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
    • прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов    А.С.Пушкина,
    •  наблюдательность,
    • настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Интонация в бессоюзном сложном предложении"»

Интонация в бессоюзном сложном предложении. ( Слайд 1)


Тип урока: Урок изучения нового материала


Место урока в теме: первый урок в теме «БСП»


Ценности: активная деятельная жизнь, красота, общение.


Цель урока

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

    • Познакомить обучающихся с определением БСП.

    • Уяснить, что смысловые отношения между частями в устной речи выражаются при помощи интонации, в письменной речи - при помощи знаков препинания.

    • научить определять особенности интонации БСП, произносить БСП с нужной интонацией, передавать с её помощью различные смысловые отношения между частями БСП, определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации

  2. РАЗВИВАЮЩАЯ:

    • Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

    • Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

    • Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

    • Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.


    • 3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

    • прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина,

    • наблюдательность,

    • настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.

Оборудование: учебник «Русский язык» 9 класс Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М. Александровой, раздаточный материал, презентация, портрет А.С.Пушкина, цветные фигуры для оформления кластера на доске.


Ход урока

I . Создание эмоционального настроя. Введение в работу.


Слайд 2.

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн-… («Осень»)


Учитель: Мы начинаем урок строками А.С.Пушкина. Впереди - открытие новых знаний. Я уверена: прозвучавшие строки описывают ваше внутреннее состояние: радость от нашей встречи, желание постигать новое и кипучая молодая энергия. А это бесспорные предпосылки для удачной и плодотворной работы. Вы согласны со мной?


Обучающиеся соглашаются или не соглашаются.


Учитель: Как вы думаете, почему мы обратились к строкам А.С.Пушкина на уроке русского языка?


Обучающиеся выдвигают свои версии.


Учитель: А.С.Пушкин внёс существенный вклад в развитие современного русского литературного языка, в формирование его нынешнего облика.


Вспоминаем мы имя А.С.Пушкина в этот период еще потому, что 8 февраля (по новому стилю), 27 января (по старому)1837 года на Чёрной речке разыгралась драма: самая известная дуэль, унесшая впоследствии жизнь гения русской поэзии А.С. Пушкина.


Словно зеркало русской стихии,

Отслужив назначенье своё,

Отразил он всю душу России!

И погиб, отражая её… («О Пушкине» Н.Рубцов)


Учитель: Мы снова обращаемся к строкам, прозвучавшим ранее.

Слайд 2.

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн-… («Осень»)


I I .Стадия «Вызов»


  1. Мозговой штурм (Реализация д.з.)


Учитель: - В какую синтаксическую структуру заключена фраза А.С.Пушкина?

Обучающиеся: Сложное предложение

Учитель: Дайте определение Сложного предложения.

Обучающиеся отвечают на вопрос.



Учитель: Чтобы систематизировать имеющиеся знания, напишем словарный диктант, который будет состоять из терминов, относящихся к разделу «Сложные предложения». Термины называете по одному вы сами, чётко проговаривая, одновременно отрабатываем встретившиеся орфограммы.


Синтаксис (от греч. 'строй, порядок'), сложносочинённые, сложноподчинительные, бессоюзные, придаточная часть, обстоятельственные, изъяснительные, определительные, интонация, пунктуация однородное соподчинение, неоднородные, знаки препинания, присоединяются, выражение, смысловые отношения, указательные слова, грамматическая основа (греч. grammatike - от gramma - буква, написание),,


(Термины называют обучающиеся)


  1. Актуализация знаний и смыслов в связи с изучаемым материалов по теме «Сложное предложение»

КЛАСТЕР


Учитель: Давайте структурируем отдельные термины в форме кластера (синтезатор изученного материала).


I I I . Создание проблемной ситуации .

1. Использование приема «ИНСЕРТ»


Учитель: Поставьте знак «V», около той фигуры, где материал изучен, понят.

Поставьте «?», около той фигуры, где есть вопросы, трудности, где материал еще

не изучен.

Действительно, мы изучили ССП, СПП и знак «?» появляется на БСП.

Проверим себя, так ли мы хорошо умеем определять структуру предложения.

Учитель: На листах записано шесть предложений.Вам нужно записать в тетради аббревиатурой вид каждого предложения. (предложения даются без знаков препинания) На доске проверка.

  1. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.- БСП

  2. Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал. - ПП

  3. Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал. - ПП

  4. Пробудился воздух, и свежие ветерки взвихрились над тайгою.- ССП

  5. Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. – БСП

  6. Они сидели в том саду, где играла музыка. - СПП


  1. уч-ся записывает на развороте доски

Поставьте «V» напротив того предложения, где вы безошибочно можете объяснить знаки препинания. Знак «?», где вы затрудняетесь, не уверены, или еще не знаете.


Учитель: Помогло бы вам в расстановке знаков препинания мое прочтение. Почему?


Обучающиеся: Услышали ИНТОНАЦИЮ


  1. Тема урока. Цели урока


Учитель: Проанализируйте работу. Назовите тему нашего урока. Слайд 3

Запишите в тетрадь. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

сформулируйте свои, важные для вас цели урока. Используйте опорные слова:

1)Познакомиться с …

2)Учиться …


Обучающиеся: Называют цели.


Учитель: корректирует СЛАЙД 4

Цели урока

  1. Познакомиться с определением БСП.

  2. Уяснить, что смысловые отношения между частями в устной речи выражаются при помощи интонации, в письменной речи - при помощи знаков препинания.

  3. Научиться определять особенности интонации БСП, произносить БСП с нужной интонацией, передавать с её помощью различные смысловые отношения между частями БСП, Определять эти смысловые отношения в зависимости от интонации


IV.Стадия «Осмысления»


Учитель: Вернемся еще раз к словам А.С.Пушкина Слайд 5


Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн-… («Осень»)


Учитель: Назовите количество частей в этом предложении. (4)

Имеется ли смысловая связь частей?

Как связаны простые предложения (предикативные части)?.


Обучающиеся: Дают ответы

Учитель: Сформулируйте сами определение БСП.


1. Работа в парах

Задание: Анализ предложений

Работа в парах


Задание:

1. Определите смысловые отношения между частями сложного предложения. (Определите вид придаточных в СПП, а также порядок следования действий в ССП (последовательность или одновременность действий). Выразите смысловые отношения именем существительным)

2. Что участвует в установлении отношений между простыми предложениями в составе СПП, ССП?

3. Являются ли смысловые отношения четкими и определенными?

Вывод записать в тетрадь одним сложноподчиненным предложением.


Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что ее чернота просвечивается самой густой и сильной зеленью. _______________

Раздается выстрел, а волк продолжает бежать._______________

Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.___________________

Множество темных тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя. ___________________


ВЫВОД. В смысловых отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие _________, поэтому смысловые отношения (какие?)_______.


__________________________________________________________________________


Ответ

- Определите смысловые отношения между частями.

- Что принимает участие в установлении отношений между простыми предложениями в составе СПП, ССП?

- Являются ли смысловые отношения чёткими? Вывод записать одним СПП.

  1. Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что её чернота просвечивается самой густой и сильной зеленью.

(СПП, причины)

  1. Раздается выстрел, а волк продолжает бежать.

(ССП, противопоставление)

  1. Тихо стоит еловый бор на пригорке, и ветер не шелохнет даже листочка молодых осинок и березок.(ССП, одновременность)

  2. Множество темных тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу, и довольно крепкий ветер непрерывно мчался, не разгоняя зноя. (ССП последовательность)

ВЫВОД. В смысловых отношениях между простыми предложениями в составе ССП и СПП принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения достаточно четкие и определенные.


Учитель: А теперь пришло время для более сложной и организованной работы

VI. Стадия «Размышление»

1. Работа в группах:

Учитель: Вы получили задание на листах. Предложения, в основном, из произведений АС.Пушкина. Вам необходимо проанализировать предложения, ответить на вопросы и сделать вывод.


Вопросы:

  1. Что объединяет все предложения?

  2. Какая связь между простыми предложениями в составе СП?

  3. Перестройте БСП в ССП в СПП, используя союзы, союзные слова?

  4. Какие смысловые отношения вы увидели между частями?

  5. Легко ли определить смысловые отношения в БСП?

  6. Какие знаки препинания используются в БСП?

  7. Как вы думаете, с одинаковой ли интонацией читаются предложения? Попробуйте это доказать.

  8. Зависит ли интонация, знак препинания и смысловые отношения?


Предложения

  1. Все было готово к нашему отъезду, я не хотел медлить.

  2. Раздался бой полночи – внезапный гость в чертог царя предстал.

  3. Он засмеется – все хохочут, нахмурит брови- все молчат.

  4. Отец мой потупил голову: всякое слово, напоминающее мнимое преступление сына, было ему тягостно и казалось колким укором.

  5. У зайцев шерсть побелела – зима близко.


ВЫВОДЫ озвучивают группы.

Алгоритм ответа


1. Данные предложения объединяет одинаковая структура. Это ___________ предложения

2. Простые предложения соединены ____________________ связью.

3. В 1-ом предложении можно использовать союз «_______». Структура предложения изменится на _________ предложение . Во 2-ом предложении возможен союз «_______». По структуре будет________ предложение. В 3-ем предложении по смыслу подходит союз _______. И это уже ________предложение. В 4-ом предложении вторая часть раскрывает ___________ того, что происходит в первой части, значит, вставляем союз _______. Получилось ______ предложение. В 5-ом предложении наблюдается ___________. Уместен союз ___.По структуре это_______предложение.

4. Мы увидели __________________________________ смысловые отношения.

5.

6. В БСП используются разные знаки препинания: ___ __ ___ ___

7. ________________________________________________________

8. _________________________________________________________


Учитель давайте установим связь между перечисленными терминами










Физминутка Слайд 6.

Под Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» обучающаяся читает наизусть стихотворение А. Дементьева «Встреча Пушкина с Анной Керн»


А было это в день приезда.

С ней говорил какой-то князь.

"О боже! Как она прелестна!" –

Подумал Пушкин, наклонясь.


Она ничуть не оробела.

А он нахлынувший восторг

Переводил в слова несмело.

И вдруг нахмурился.

И смолк.


Она, не подавая вида,

К нему рванулась всей душой,

Как будто впрямь была повинна

В его задумчивости той.


– Что сочиняете вы ныне?

Чем, Пушкин, поразите нас? –

А он – как пилигрим в пустыне –

Шел к роднику далеких глаз.


Ему хотелось ей в ладони

Уткнуться. И смирить свой пыл.

– Что сочиняю?

Я... не помню.

Увидел вас –

И все забыл.


Она взглянула тихо, строго.

И грустный шепот, словно крик:

– Зачем вы так? Ну, ради Бога!

Не омрачайте этот миг...


Ничто любви не предвещало.

Полуулыбка. Полувзгляд.

Но мы-то знаем –

Здесь начало

Тех строк,

Что нас потом пленят.


И он смотрел завороженно

Вслед уходившей красоте.

А чьи-то дочери и жены

Кружились в гулкой пустоте

.


Учитель: Чувства А.С.Пушкина к А.П.Керн подарили два неповторимых поэтических шедевра

« Я помню чудное мгновенье…» и « Я Вас любил». Обратите внимание на структуру – это БСП. Сколько частей?. Что раскрывает вторая предикативная часть… (поясняет , раскрывает содержание первой части, хочется употребить «А именно»)



Интонация в бессоюзных сложных предложениях

1. Страница 124-125 Чтение с приемом ИНСЕРТ

2 . Работа по учебнику (по группам) страница 124-125.

Выполнение упражнений 186, 187,188 по группам.( устно)

Обучающиеся демонстрируют особенность интонации в своих предложениях.


3. СЛАЙД 7 Создание проблемной ситуации.

Молодежь ушла: на вечере стало скучно.

Молодежь ушла - на вечере стало скучно.

Молодежь ушла, на вечере стало скучно.


Можно ли однозначно расставить знаки препинания? Почему? Что необходимо знать для этого? КОНТЕКСТ Работа по учебнику (страница 125)


-Так ли важно рассматривать подробно каждый вид СП?

Где это может пригодиться в жизни? Используете ли вы, ваши близкие, знакомые такие структуры в речи? Все ли структуры одинаково мы можем использовать в той или иной ситуации?


4. Исследовательская работа обучающихся. Результаты работы


Учитель: Нам доказали, что каждый человек по-разному использует в речи СП? Даже один и тот же человек в различных ситуациях применяет их по-иному.


5. Эксперимент


СЛАЙД 8 А.П. Чехов «Вишневый сад»

« Я так думаю, ничего у нас не выйдет. У него дел много, ему не до меня, и внимания он на меня не обращает. Все говорят о нашей свадьбе, все поздравляют - на самом деле ничего нет…»


Учитель: Попробуем простые предложения связать с помощью союзов.

Слайд 9

Я так думаю, что ничего у нас не выйдет. У него дел много, так что ему не до меня, и внимания он на меня не обращает. Все говорят о нашей свадьбе, поэтому все поздравляют, хотя на самом деле ничего нет…

Учитель: Что изменилось в речи?

Учитель: Такие конструкции для эмоциональной сценической речи неестественны, а также в обстановке непринужденной беседы. ЕЕ характер передает БСП. Это не говорит, что в художественной и разговорной речи мы не представлены СПП. Они есть, но ресурс их небогат.


VII.Рефлексия

1. Слово учителя:

Мы говорили о новом виде СП. Дайте его толкование, что вы узнали о БСП. С чем может быть связано активное использование в речи БСП? Согласны ли вы, что бессоюзное предложение позволяет сделать текст динамичным, настроение стиха напряженным

Учитель: Я благодарю за работу на уроке.

Слайд 10.

Есть имена, как солнце! Имена —

Как музыка! Как яблони в расцвете!

Я говорю о Пушкине : поэте,

Действительном в любые времена.

(«Пушкин» Игорь Северянин)

2. «Незаконченные предложения»

Я считаю…; В моем представлении….,

Сегодня на уроке…


3. Запишите Д.З. Слайд 11


      1. Выписать из литературы 8 БСП с разными знаками препинания. П.31,32

      2. Составить текст (7-8 предложений) по теме «Зимний день», используя БСП. П.31,32

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: ГОЛОВАЧ ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА

Дата: 31.01.2018

Номер свидетельства: 453901

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка "Эти непростые сложные предложения..." "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-eti-nieprostyie-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402506887"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства