Разработка урока по русскому языку на тему:"Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных".
Разработка урока по русскому языку на тему:"Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных".
Материал урока имеет среднюю степень сложности для изучения. Для качественной работы необходимо владеть правилом правописания изучаемых орфограмм. Вопросы, затрагиваемые на уроке связаны с профессиональной направленностью учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку на тему:"Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных".»
Тема урока:Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Цель:
Формировать навык правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
Развивать умение определять части речи и применять к ним изученные орфограммы
. Способствовать развитию речи обучающихся
Методы обучения: проблемно-эвристический, объяснительно-иллюстративный, беседа .
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: поварское и кондитерское дело
III. Усвоение новых знаний – взаимодействие педагога
IV. Формирование умений и навыков
V. Итог урока.
Ход урока
Оргмомент.. Постановка целей и задач урока.
Сегодня наше занятие будет необычным. Я приглашаю вас в кафе «Званый гость ». Вы попробуете множество разнообразных блюд, приготовленных изысканными кулинарами, а поможет нам в этом наша русская грамматика, а именно очень хорошо нам знакомые част речи- прилагательное и причастие.
II. Актуализация опорных знаний.
При посещении кафе нам пригодятся знания, приобретенные ранее.
ФирмЕННое блюдо
СтеклЯННая посуда
КурИНое филе
ДеревЯННая ложка
ЛимонНый сок
- Какими частями речи являются выделенные слова?
- Вспомним правило правописания -Н- НН- в суффиксах прилагательных
III. Усвоение новых знаний – взаимодействие педагога
В книге отзывов нашего кафе есть одна замечательная запись:
«…Угощение не оставляло желать ничего лучшего: нарезанная маленькими кусочками ветчина, чередуясь с ломтиками копченой колбасы, изображала на тарелке двухцветную звезду. Жареная курица была начинена рисом…»
- Какое противоречие вы обнаружили при записи выделенных слов?
(Одни страдательные причастия написаны с НН, а другие с Н)
- Подумайте, какая же проблема будет стоять перед нами на нашем уроке?
( При каких условиях пишется НН и Н в суффиксах страдательных причастий)
Итак, вернемся к записи в книге отзывов. Как можно сгруппировать выделенные слова?
(Слова с НН и слова с Н)
Запишите слова в 2 столбика вместе с глаголами, от которых они образованы
Нарезанная – нарезать Копченая - коптить
Выкрашенные – выкрасить Жареная – жарить
-Определить вид причастий
- Какую закономерность вы нашли при определении вида ?
(Причастия совершенного вида имеют НН, а причастия несовершенного вида – Н)
- Сравните состав данных слов и сделайте вывод.
(Слова с НН имеют приставки)
-Но в той же книге отзывов нашего кафе я обнаружила еще одну фразу: Жаренная на открытом огне рыба была удивительно сочной.
Выделенное слово не имеет приставки, несовершенного вида. Почему же оно написано с НН? (В данном предложении есть зависимое слово от причастия)
- А вот еще одна запись:
Фаршированные перцы были красиво уложены на яркой тарелке. А вокруг них уютно расположились порезанные маринованные огурчики.
-В выделенных словах нет перечисленных нами признаков, который влияют на написание НН, Но что общего есть в этих двух словах? ( ОВА)
Итак, мы с вами назвали все признаки, которые могут влиять на написание НН в страдательных причастиях прошедшего времени. Попробуйте сформулировать правило правописания НН. (Смотрим слайд с правилом)
IV. Формирование умений и навыков
Выполнение упражнений на изученную тему
Сегодня в меню нашего кафе есть много интересных блюд. Итак, познакомьтесь с меню. Правда, повар,не знал, как пишутся некоторые слова, и оказалось, что в меню остались пропущенные буквы.
Восстановим текст меню.
1. Салат из маринова…ой капусты.
2. Закуска из пече..ого или туше…ого мяса птицы.
3. Яйца, фарширова…ые сельдью.
5. Кукуруза, жаре…ая с луком.
6. Моче..ые яблоки
7. Бизе, обсыпа..ое шоколадной крошкой.
Шеф-повар нашего кафе оказался очень любезным человеком. Он дал нам, своим клиентам, несколько замечательных рецептов оригинальных блюд.
Выпишите слова с пропущенными буквами, графически объясните правописание этих слов.
Фруктовый салат
Очище..ые, нареза..ые кубиками консервирова..ые ананасы уложите на серебряном блюдце. Возьмите банан, смеша..ый с мандаринами, привезе..ыми из-за границы, и добавьте в салат только что срезанную с дерева грушу. Все ассорти заправьте витаминизиров..ным йогуртом.
Ну и на десерт еще одно блюдо- «Клубника со сливками»..
Комментарий у доски:
Замените глаголы страдательными причастиями прошедшего времени, выпишите их, объясните правописание НН и Н
(Вырастить) собственными руками клубнику помойте и очистите от зеленых хвостиков.
(Очистить) ягоды, (перемешать) со сливками, уложите в чашечки и полейте сиропом. Подавайте (охладить).
- Найдите предложение с причастным оборотом, составьте схему этого предложения.
.Цифровой диктант.
- Выпишите номера предложений, в которых встречаются причастия с нн в суффиксах.
Телятина с ветчиной, запече..ые в соусе бешамель.
Щи из кваше..ой капусты по-царски.
Варе..ые рулеты из рыбного филе.
Картофель, запеч..ый в фольге.
Гусь с маринов..ыми огурцами.
V. Итог урока.
Обратимся к нашим целям. Прокомментируйте, что нам удалось достичь, а чего не удалось.
Мы побывали с вами в замечательном кафе в котором узнали не только как готовить вкусные блюда, но и новую информацию о правописании страдательных причастий прошедшего времени. Было бы замечательно, если бы вы оставили свои отзывы
Выскажи свои впечатления от сегодняшнего урока, используя начала предложений: