Знать основные признаки имени существительного. Иметь представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Уметь отличать имена существительные от других слов, находить их в тексте. Уметь изменять имена существительные по числам.
Этап урока, цель | Деятельность учителя |
I.Организационный момент | -Здравствуйте. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Думаю, что урок принесет нам радость общения друг с другом. - Пожелайте удачи своему соседу по парте. - Нам на уроке предстоит большая работа. А чтобы мы справились со всеми заданиями, как должны работать на уроке? |
II Актуализация знаний учащихся | (слайд) Прочитайте слово по стрелочкам. -Сформулируйте тему урока. |
III Определение темы и цели урока. | - Что нам предстоит сделать на уроке? Цели урока? . - Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые получили по этой теме. Давайте спланируем урок : 1)Чистописание 2)Словарные слова 3)Обобщение об им сущ Физминутка 4)Рефлексия 5)Оценивание 6) Домашнее задание. Запишите число, Классная работа. Ребята, а вы любите путешествовать? - Сегодня мы с вами отправимся в лес. (слайд) - А для этого давайте вспомним лесные правила. (СТИХ) Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь, Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! Картинка солнышка - Итак, в путь. - Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат леса. Воздух чистый, морозный. Вот выглянуло солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. - А кого из лесных обитателей можно увидеть в лесу ранней весной ? - Мы их сегодня не только увидим, но и будем выполнять задания, которые они для нас приготовили. |
Чистописание Словарная работа | В лесу очень много следов лесных жителей. Отгадайте загадку: Стальной конек По белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет. Посмотрите на строчку чистописания. Какие элементы повторяются в каждом соединении? Напишите. У каждого из вас есть журналы путешественников- оценочные листы, в которых в конце урока вы оцените свою работу.Подпишите оценочные листы: свое имя и фамилию. Какой частью речи являются эти слова? Как отличить имя сущ-е от других частей речи? Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Задание зайца: -Запишите только имена сущ-е ( диктую) : Заяц, семья, маленькие, норка, морковь, выросла, огород, вкусная, ягода, капуста, поливали, накормил, грядка, огурец, сладкая, садили, помидор, ушки. Проверка (слайд) Какие орфограммы повторили? (словарные слова, безуд гл., разд ь семья, зв-глух согласный грядка, морковь |
Обобщение и систематизация знаний Кто?что? ( работа в паре) | -Таким образом, мы оказались на полянке «КТО? ЧТО?» (слайд) Какие им сущ. отвечают на вопрос Кто? Какие на вопрос Что? Разминка « КТО? или ЧТО?» (если слово отвечает на вопрос кто? встает ученик 1 варианта, - что?-2-го - советуйтесь в паре) Лось, мышка, карандаш, синица, пенал, попугай, стул, ёжик, яблоко. Игра Рассади пассажиров .Слайд Обсудите в паре. Запишите. Проверка на слайде. |
Одушевленные и неодушевленные (фронтально) | -Как называют слова, которые отвечают на вопрос КТО? -Как называют слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? Слайд Белочка хочет проверить, умеете ли вы отличать одушевлённые имена существительные от неодушевлённых. Игра «Волшебные превращения» Слайд - Белочка предлагает вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем?.. Как вы думаете что? - Образуйте от данных слов одушевлённые существительные, заменив одну лишь букву. Один к доске. Проверьте. |
Физминутка | Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Повороты влево, вправо) Потянулся он со сна: (Потягивание - руки вверх) К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращение головой) Наклонился взад- вперед, (Наклоны вперед, назад) Вот он по лесу идёт, Ищет мишка корешки (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни и наоборот) И трухлявые пеньки. Наконец, медведь наелся И на брёвнышко уселся. (Дети садятся) |
Собственные и нарицательные | Задание от серого волка: Слайд (Волки , весна, Михалков , Иван, дежурный, Москва, Волга, страна) На какие две группы их можно разделить? Какие им сущ-е относятся к собственным, а какие - к нарицательным? Что вы знаете о правописании собственных им сущ? 1 вариант –собственные, 2 вариант- нарицательные. Взаимопроверка. Слайд |
Единственное и множественное число Синтаксическая функция имени существительного в предложении. | Двигаемся дальше по лесу. Следующее задание нам приготовили…догадайтесь сами, кто нам его приготовил. Загадка. - Кто в лесу без топоров Строит избу без углов? (Птицы). (Звуки синички). Все ли птицы улетают в тёплые края? Какие не улетают? Почему? - Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду умудряются найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Вот тут –то на помощь им приходит человек. -Синичка приготовила для вас задание - В предложенном наборе букв, вам нужно найти 6 слов. (слайд) - Положите перед собой карточку, внимательно изучите, найденные слова обведите. ТЭМДЯТЕЛТРЬБГБЕЛКИОЬКДОТОНП ВСТСНЕЖКИБРЛЮЛШГЕЛЕСАЫУК БПОЕПКРЫЛЬЯАЛОТЕНГМЗИМАМИГВ - Разделите эти слова на 2 группы. На какие? В первый столбик слова ед. числа, во второй – мн. числа. Ед.ч. Мн.ч. дятел белки лес снежки зима крылья Слайд (Проверка) Составьте из данных слов предложение. Запишите его. Назовите существительные. Что можете о них рассказать? |
VI. Рефлексия Групповая работа VII.Оценивание. | - Прогулка наша подходит к концу и нам предстоит подвести итоги нашего путешествия. - О какой части речи шла речь на уроке? Составить кластер на тему имя существительное. Имя сушествительное Часть речи Что? Кто? Неодушевленное Одушевленное Нарицательное Собственное Изменяется по числам Единственное Множественное - Подведите итоги по своим оценочным листам(слайд) А на опушке расцветают первые подснежники. Скажите будем их рвать? Мы сделали цветы своими руками, если у вас все на уроке получалось- возьмите желтый цветок, если были небольшие затруднения- синий, если было трудно и надо еще поработать по теме- красный. |
VIII. Домашнее задание. | Сегодня вы работали отлично. И на память об этом уроке жители леса хотят подарить вам в подарок свои портреты с заданиями на дом: карточки с разноуровневыми заданиями.. |