Разработка урока на тему "Суффикс – л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам"
Разработка урока на тему "Суффикс – л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам"
Цель: познакомить учащихся с суффиксом – л – в глаголах прошедшего времени;
уметь изменять глаголы прошедшего времени по родам;
развивать орфографическую зоркость;
познакомить учащихся с творчеством С.Михалкова;
воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные
эмоции; любовь к родному языку.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ребята! К вам обращаемся мы снова.
Скорей возьмите в руки книги С.Михалкова!
Герои его из прошлого века,
Нам говорят: «Будь человеком!»
- Сегодня наш урок русского языка посвящен 100 летнему юбилею великого русского писателя С.Михалкова.
Слайд 2 и 3( биография писателя)
Приложение 1.
- Давайте посетим выставку книг С.Михалкова
Слайд 4 и 5 (выставка книг)
Приложение 2.
2.Минутка чистописания.
Сам С. В. Михалков так писал о своем творчестве:
Слайд 6
Пером – оружием своим,
Что я в руках держу, -
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат служу.
3. Повторение изученного.
Выписать слова по темам:
Слайд 7
Имя прилагательное: (каким?) честным, (каким?) трудовым.
Имя существительное: пером, оружием, руках, людям, солдат.
Местоимение: своим, я, всем.
Глагол: держу, служу.
- Что вы знаете об этих частях речи?
Разбери имена прилагательные по составу (самостоятельно)
4. Постановка проблемы.
- Сегодня мы будем говорить о глаголах прошедшего времени. Есть у этих глаголов какой – нибудь отличительный признак?
5. Поиск решения.
Слайд 8
Лесная академия (по старинной детской песенке)
Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.
- Найдите в данном четверостишии глагол. Укажите время, выделите суффикс – л-. Найдите все изученные орфограммы.
Письмо по памяти.
Прочитайте еще раз данное четверостишие. Запишите в тетради по памяти.
Взаимопроверка.
6. Физминутка.
Слайд 9
Стихотворение- «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!.
И суп овощной оказался не плох!
7. Первичное закрепление.
Словарная работа.
- Выпишите из стихотворения название овощей подчеркните орфограммы.
- Я буду читать вам стихотворение С.Михалкова «Важные дела», а вы будете называть глаголы, определять его время, а затем записать данные глаголы в прошедшем времени, выделить суффикс – л – и изменить по родам.
- Я без работы не сижу –
Сама в руках утюг держу.
- Я тоже дома, чем могу.
На кухне маме помогу.
- Сегодня бабушка больна,
Я дать лекарство ей должна.
- Мы разбиваем огород.
У нас немало с ним хлопот.
- Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят.
- Я собираю семена,
Корзинка, кажется, полна.
- В лесу мы бродим целый день,
И нагибаться нам не лень.
- Хоть урожай в полях высок, -
Поднимем каждый колосок1
Немало дела детворе:
В густом лесу, в широком поле,
В колхозе, в доме, во дворе,
А главное – за партой в школе!
- А теперь давайте проверим как вы справились с данным заданием.
Слайд 10
8. Итог урока.
- Что нового вы узнали о глаголах?
- Произведения какого писателя мы с вами вспоминали на нашем уроке? Дома прочитайте любые другие произведения этого писателя.
9. Домашнее задание.
- Из данного отрывка выписать глаголы прошедшего времени и выделить глагол прошедшего времени. Как называется данное произведение и кто автор этих строк.
Слайд 11
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча»,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
Уважали дядю Степу
За такую высоту.
Шел с работы дядя Степа -
Видно было за версту.
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки,
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Суффикс – л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам"»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37
г.Шахты, Ростовской области. ул.Островского 26
( в рамках 100 – летнего юбилея С.В.Михалкова)
Составил: учитель начальных классов
Артюх Марина Владимировна
2013 год
Тема: Суффикс – л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего
времени по родам.
Цель: познакомить учащихся с суффиксом – л – в глаголах прошедшего времени;
уметь изменять глаголы прошедшего времени по родам;
развивать орфографическую зоркость;
познакомить учащихся с творчеством С.Михалкова;
воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные
эмоции; любовь к родному языку.
Ход урока.
Организационный момент.
Ребята! К вам обращаемся мы снова.
Скорей возьмите в руки книги С.Михалкова!
Герои его из прошлого века,
Нам говорят: «Будь человеком!»
- Сегодня наш урок русского языка посвящен 100 летнему юбилею великого русского писателя С.Михалкова.
Слайд 2 и 3( биография писателя)
Приложение 1.
- Давайте посетим выставку книг С.Михалкова
Слайд 4 и 5 (выставка книг)
Приложение 2.
Минутка чистописания.
Сам С. В. Михалков так писал о своем творчестве:
Слайд 6
(списать)
Пером – оружием своим,
Что я в руках держу, -
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат служу.
Повторение изученного.
Выписать слова по темам:
Слайд 7
Имя прилагательное: (каким?) честным, (каким?) трудовым.
Имя существительное: пером, оружием, руках, людям, солдат.
Местоимение: своим, я, всем.
Глагол: держу, служу.
- Что вы знаете об этих частях речи?
Разбери имена прилагательные по составу (самостоятельно)
4. Постановка проблемы.
- Сегодня мы будем говорить о глаголах прошедшего времени. Есть у этих глаголов какой – нибудь отличительный признак?
5. Поиск решения.
Слайд 8
Лесная академия (по старинной детской песенке)
Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.
- Найдите в данном четверостишии глагол. Укажите время, выделите суффикс – л- . Найдите все изученные орфограммы.
Письмо по памяти.
Прочитайте еще раз данное четверостишие. Запишите в тетради по памяти.
Взаимопроверка.
6. Физминутка.
Слайд 9
Стихотворение- «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
7. Первичное закрепление.
Словарная работа.
- Выпишите из стихотворения название овощей подчеркните орфограммы.
- Я буду читать вам стихотворение С.Михалкова «Важные дела», а вы будете называть глаголы, определять его время, а затем записать данные глаголы в прошедшем времени, выделить суффикс – л – и изменить по родам.
- Я без работы не сижу –
Сама в руках утюг держу.
- Я тоже дома, чем могу.
На кухне маме помогу.
- Сегодня бабушка больна,
Я дать лекарство ей должна.
- Мы разбиваем огород.
У нас немало с ним хлопот.
- Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят.
- Я собираю семена,
Корзинка, кажется, полна.
- В лесу мы бродим целый день,
И нагибаться нам не лень.
- Хоть урожай в полях высок, -
Поднимем каждый колосок1
Немало дела детворе:
В густом лесу, в широком поле,
В колхозе, в доме, во дворе,
А главное – за партой в школе!
- А теперь давайте проверим как вы справились с данным заданием.
Слайд 10
8. Итог урока.
- Что нового вы узнали о глаголах?
- Произведения какого писателя мы с вами вспоминали на нашем уроке? Дома прочитайте любые другие произведения этого писателя.
9. Домашнее задание.
- Из данного отрывка выписать глаголы прошедшего времени и выделить глагол прошедшего времени. Как называется данное произведение и кто автор этих строк.