План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме « Словообразование имен прилагательных»
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме « Словообразование имен прилагательных»
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме « Словообразование имен прилагательных» Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;
- учить распознавать способ образования прилагательных;
- закрепить умения определять значение суффиксов;
- развивать умение строить словообразовательные модели и
словообразовательные цепочки;
- орфографический повтор;
- работа с текстом ( элементы анализа)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме « Словообразование имен прилагательных»»
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе
по теме
« Словообразование имен прилагательных»
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;
- учить распознавать способ образования прилагательных;
- закрепить умения определять значение суффиксов;
- развивать умение строить словообразовательные модели и
словообразовательные цепочки;
- орфографический повтор;
- работа с текстом ( элементы анализа)
Оборудование: таблица «Основные способы образования слов»
Ход урок
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы урока и целей.
Мы завершили работу над словообразованием имен существительных. Так как на последнем уроке мы работали над изложением, то в качестве домашней работы было повторение способов словообразования в русском языке.
Сегодня мы будем вести речь о словообразовании имен прилагательных.
- Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи ?
- Какую же функцию выполняет эта часть речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом.
III. Работа с текстом
Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.
(К. Паустовский.)
1. Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:
пурпурный
лиловый
червонный
крап.
2. У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)
Вопрос ученику:
- Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)
- Чем они отличаются друг от друга?(разных частей речи)
Задания: - Как бы вы озаглавили текст?
- К какому типу речи он относится?
- Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?
- Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?
- Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?
Итак, мы подошли к вопросу, заданному в начале урока.
Для чего же нужны в речи прилагательные?
(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени.
А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)
- Найдите в тексте слово «путаница» и укажите способ его образования.
IV. Актуализация знаний.
Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке
- А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)
- А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)
V. Работа по учебнику.
Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?
Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 59. (Ответы учащихся)
Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).
- Вернемся к словам, записанным на доске.
- Каким способом образованы некоторые из них?
нарядный
пурпурный
лимонный
великолепный
лесных
- Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?
- Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?
- Можно ли определить их значение?
(-ист- - обладающий чем-нибудь в большом количестве;
-чив-, -лив- - склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;
анти- - от греч. «против» - антивоенный;
не- - отсутствие качества;
без- - не имеющий чего-либо;
за- - находящийся за чем-либо;
под- - находящийся под чем-либо)
Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространенный. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-
-н-
-ск-
-лив-
-чив-
В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок
Обратим внимание на слово, образованное с помощью суффикса -чив-.
Приведите примеры слов, образованных с помощью другого суффикса -лив-
(приветливый, говорливый, хлопотливый)
Но не всегда можно с точностью сказать, какой в слове выделяется суффикс или какая приставка.
Вопрос задания повышенного уровня:
Я рекомендовала вам прочитать статью о редких суффиксах в книге В. Волиной «Веселая грамматика» .
- Что же вы узнали о некоторых редких суффиксах?
(Сообщение ученика)
Интересно разобрать слово молчаливый. Почему мы говорим — молчаливый, но не говорим — ворчаливый, хвасталивый, пугаливый и т.д.?
-а- - суффикс в этом слове или нет?
Такое словообразовательное своеобразие прилагательного молчаливый объясняется тем, что оно только кажется нам образованным с помощью суффикса -лив-, а на самом деле возникло как производное от существительного молчаль — «молчание», сейчас утраченного. Образовано оно с помощью суффикса -ив- (подобно словам спесивый, ленивый, лживый, льстивый, красивый и др.).
Задание:
ый
З апишем эти слова в тетрадь и построим их словообразовательную модель. (ленивый, лживый, красивый, молчаливый - ив
VΙ. Физкультминутка.
К солнцу вверх все потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились.
Поприветствовали дружно,
А теперь работать нужно!
VII. Словообразовательная работа.
А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке
- Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.
На доске слова
Вдумываться
Хвастаться
Забывать
Отзываться
Трусить
Надоедать
Вспылить
(Настя – отзывчивая девочка).
- Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?
- Вспомним, что называется словообразовательной моделью
VIII. Работа со словообразовательными моделями.
- А в упражнении 145 предложена другая модель. Прочитаем ее.
- Что общего у всех этих слов?
(Суффикс -оват- со значением «немного», «слегка»; и окончание –ый, которое указывает на то, что перед нами имя прилагательное, мужского рода, именительного падежа, ед. ч.)
- А чем отличаются эти слова?
(Корнем, в котором заключено лексическое значение)
Учащиеся записывают слова: 1 вар. – 1 строка,
2 вар. – 2 строка,
а затем придумывают 2 слова с таким же суффиксом.
Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.
Я предлагаю вам «перевести» на русский язык текст необычной сказки.
-О чем она?
-Вычлените из нее имена прилагательные и скажите, по какой морфеме вы их узнали?
-По каким морфемам можно угадать слова других частей речи?
Пуськи бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявочка! Калушата присяпали и бутявку стремкали...