kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме « Словообразование имен прилагательных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме « Словообразование имен прилагательных»   Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;

                     - учить распознавать способ образования прилагательных;

                     - закрепить умения определять значение суффиксов;

                     - развивать умение строить словообразовательные модели и                     

                       словообразовательные  цепочки;

                     - орфографический повтор;

                     - работа с текстом ( элементы анализа)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме « Словообразование имен прилагательных»»

План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе

по теме

« Словообразование имен прилагательных»


Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;

- учить распознавать способ образования прилагательных;

- закрепить умения определять значение суффиксов;

- развивать умение строить словообразовательные модели и

словообразовательные цепочки;

- орфографический повтор;

- работа с текстом ( элементы анализа)

Оборудование: таблица «Основные способы образования слов»


Ход урок

I. Оргмомент.


II. Сообщение темы урока и целей.


Мы завершили работу над словообразованием имен существительных. Так как на последнем уроке мы работали над изложением, то в качестве домашней работы было повторение способов словообразования в русском языке.

Сегодня мы будем вести речь о словообразовании имен прилагательных.

- Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи ?

- Какую же функцию выполняет эта часть речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом.


III. Работа с текстом


Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и си­ней тьмы началась в лесных далях.

(К. Паустовский.)

1. Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:

пурпурный

лиловый

червонный

крап.


2. У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)



Вопрос ученику:


- Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)

- Чем они отличаются друг от друга?(разных частей речи)


Задания: - Как бы вы озаглавили текст?

- К какому типу речи он относится?

- Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?

- Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?

- Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?


Итак, мы подошли к вопросу, заданному в начале урока.

Для чего же нужны в речи прилагательные?


(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени.

А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)

- Найдите в тексте слово «путаница» и укажите способ его образования.

IV. Актуализация знаний.


Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке


- А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)

- А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)


V. Работа по учебнику.


Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?


Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 59. (Ответы учащихся)

Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).

- Вернемся к словам, записанным на доске.

- Каким способом образованы некоторые из них?

нарядный

пурпурный

лимонный

великолепный

лесных

- Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?


- Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?


- Можно ли определить их значение?

(-ист- - обладающий чем-нибудь в большом количестве;

-чив-, -лив- - склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;

анти- - от греч. «против» - антивоенный;

не- - отсутствие качества;

без- - не имеющий чего-либо;

за- - находящийся за чем-либо;

под- - находящийся под чем-либо)


Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространенный. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-

-н-

-ск-

-лив-

-чив-

В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок

Обратим внимание на слово, образованное с помощью суффикса -чив-.


Приведите примеры слов, образованных с помощью другого суффикса -лив-

(приветливый, говорливый, хлопотливый)


Но не всегда можно с точностью сказать, какой в слове выделяется суффикс или какая приставка.


Вопрос задания повышенного уровня:


Я рекомендовала вам прочитать статью о редких суффиксах в книге В. Волиной «Веселая грамматика» .

- Что же вы узнали о некоторых редких суффиксах?





(Сообщение ученика)


Интересно разобрать слово молчаливый. Почему мы говорим — молчаливый, но не говорим — ворчаливый, хвасталивый, пугаливый и т.д.?

-а- - суффикс в этом слове или нет?

Такое словообразовательное своеобразие прилагательного мол­чаливый объясняется тем, что оно только кажется нам образован­ным с помощью суффикса -лив-, а на самом деле возникло как про­изводное от существительного молчаль — «молчание», сейчас утра­ченного. Образовано оно с помощью суффикса -ив- (подобно словам спесивый, ленивый, лживый, льстивый, красивый и др.).


Задание:

ый

З апишем эти слова в тетрадь и построим их словообразовательную модель. (ленивый, лживый, красивый, молчаливый - ив


. Физкультминутка.

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

Поприветствовали дружно,

А теперь работать нужно!


VII. Словообразовательная работа.


А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке

- Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.

На доске слова

Вдумываться

Хвастаться

Забывать

Отзываться

Трусить

Надоедать

Вспылить

(Настя – отзывчивая девочка).


- Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?


- Вспомним, что называется словообразовательной моделью


VIII. Работа со словообразовательными моделями.



- А в упражнении 145 предложена другая модель. Прочитаем ее.

- Что общего у всех этих слов?

(Суффикс -оват- со значением «немного», «слегка»; и окончание –ый, которое указывает на то, что перед нами имя прилагательное, мужского рода, именительного падежа, ед. ч.)


- А чем отличаются эти слова?

(Корнем, в котором заключено лексическое значение)


Учащиеся записывают слова: 1 вар. – 1 строка,

2 вар. – 2 строка,

а затем придумывают 2 слова с таким же суффиксом.


Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.

Я предлагаю вам «перевести» на русский язык текст необычной сказки.

-О чем она?

-Вычлените из нее имена прилагательные и скажите, по какой морфеме вы их узнали?

-По каким морфемам можно угадать слова других частей речи?


Пуськи бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

— Калушата, калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стремкали...

А Калуша волит:

— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили...

А Калуша волит:

— Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонилисъ! Зюмо некузявые! Пусъки бятые!


(Л. Петрушевская)

Пока идет работа над текстом сказки, у доски работает 1 ученик.

Задание: выписать из отрывков стихотворения С. Есенина слова, придуманные поэтом по имеющимся в языке словообразовательным моделям


У поэта С.Есенина очень много слов, придуманных по словообразовательному образцу. Определите, какие и выпишите их.

1) На грядки серые капусты волноватой

Рожок луны по капле масло льет.



2) Голосатые напевки

Не смолкают до утра.

3) Неужели он не знает,

Что в полях бессиянных

Той поры не вернет его бег…


Ну а теперь, чтобы увидеть, насколько хорошо вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю вам задания для самостоятельной работы.


IX. Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)

1 вар. Распределить слова в зависимости от их способа образования.


Подводный

Деловой

Ценный

Прехороший

Болотистый

Развеселый

Ледовый

Беззаботный

Безграничный

Пестренький

Невысокий


2 вар. Восстановить пропущенные звенья в словообразовательных цепочках.


слово … словарный

город … пригородный

счастье … счастливчик

трава … … травянистость


X . Проверка работы.


XI. Итог урока. Выставление оценок.

XII. Домашнее задание упр.146.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Коптева Лидия Ивановна

Дата: 25.09.2016

Номер свидетельства: 345847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка по теме "Имя прилагательное" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447326990"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства