kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Окончания -е, -и в именах существительных 1-го,2-го,3-го склонения. Закрепление.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Окончания -е, -и  в  именах существительных 1-го,2-го,3-го склонения. Закрепление.

Цели урока и задачи урока:

  1. Закрепить знания об имени существительном как о части речи;
  2. Повторить склонение  имен существительных, числа, падежи;
  3. Отрабатывать умение определять род  имен существительных, ставить в начальную форму;
  4. Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;
  5. Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:
  6. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока:  Урок закрепления полученных  знаний. 
Используемые  технологии:
технология  деятельностного обучения; 
технология  здоровьесбережения; 
активизация внимания; 
актуализация имеющихся знаний; 
работа в группах; 
метод развития критического мышления. 
Оборудование и наглядный материал:  Таблицы, раздаточные тесты, предметно-сюжетные иллюстрации, интерактивная доска, показ слайдов и видеороликов,  учебник русского языка издательства « Атамура»(2015 г).

Ход урока:

1.Психологический настрой:

Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок. 
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас 
С любовью называется.

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. ( запись числа, классной работы, деление на группы, выбор оценщика и спикера)

2. Актуализация знаний:   - Ребята, сегодня  я хочу начать урок со стихотворения, а вы будете хором мне помогать.

Ветки голые стучат,

Галки чёрные кричат,

В тучах редких просинь,

Наступила…( осень).

Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила …(осень).

Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит,

Наступила … (осень).

- Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с  ветерком она попала к нам в класс на урок.

3. Мин.чистописания:  Осень…. (звучит произведение  музыки « Времена года» В.А.Моцарта)

4. Постановка целей и задач урока.

Чтение стихотворения о падежах:

 - Воскликнул Именительный:
«Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!»

- Того, - сказал Родительный:
«Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто».

- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно 
Уроки делать сам.

- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно 
Относится к труду.

- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас

.

- Так, какая же тема нашего урока?  Слайд 1

 «Обобщение знаний о склонении имен существительных, падежах»

5. Теоретическая работа

 - На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и затем отвечайте.
- Сегодня на уроке ваша задача – повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении.        

- Итак, что же такое склонение? Слайд 2

 - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.

- Сколько склонений в русском языке?

 - В русском языке 3 склонения., 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-,  (Например: дядя, грамматика);     
2-е -  имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р.  (Например: урок, утро); 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)

Сколько падежей в русском языке?  Слайд 3

- Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками. (Хором)

Именительный (есть) кто? что?
  Родительный (нет) кого? чего?
  Дательный (дам) кому? чему?
  Винительный (вижу) кого? что?
  Творительный (доволен) кем? чем?

  Предложный (думаю) о ком? о чём?

6.  Игра «Угадай падеж»

- От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали…

Как-то раз с большого клёна 
Оторвался лист зелёный (И.п)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.(Р.п)
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!(Д.п)
Лапой – хвать зелёный лист…(В.п)
Дескать, поиграем.

Ветер вновь с листом зелёным(Т.п)… 
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном 
Стих о том листе зелёном.(П.п)

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.

7. Самостоятельная работа в группах

Укажите падеж:

1 группа                                             2 группа                            3 группа

Заблудился в лесу;               Беспокоились о сыне;             Спросить  у  ребят;

Перепрыгнул через лужу;     Стучали в дверь;                 Рассказать о  фильме;

Вышел из ворот;                  Разрезал ножницами;      Нарисовать карандашом;

Побежал по коридору;          Подарила бабушке;                 Отдать другу

Проверка  слайд 4

8.Работа по учебнику

Упр.167 стр 61  у доски

Упр  168 устно Объяснение значения пословиц. Ребята читают и объясняют смысл пословиц.

Физ.минутка   « Серебряшка»

9. Составление предложений по картине. Ребята придумывают предложения с существительными во множественном числе. Определяют падежи и окончания.

10. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.  Определение склонений существительных.

Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)

Сладкий, яблочный, шоколадный …(пирог)

Белые, лёгкие, пушистые, кучевые …(облака)

Свежая,, интересная, ежедневная …(газета)

Новое, меховое, тёплое … (пальто)

11. «Собери предложение» игра на скорость.

Каждая группа собирает правильное предложение.

Забыть, прошедшее жаркое, не можем, с ребятами, мы, никак, лето. Слайд 5

12. Словарно-орфографическая  работа. Слайд 6 и 7

                              (в группах)

                          зап_д                     в_гон                    м_газин

                          ул_ца                    косм_навт             ра__каз

                          р_сунок                м_рковь                т_лефон

                          а_тобус                 инж_нер               т_атр

                          в_сток                   автом_биль          к_лендарь

                          к_лограмм            сев_р                    адр_с

                          б_гаж                    д_кабрь                т_традь

                          мес_ц                    кап_тан                во_зал

  13. «Соедини несоединимое» темы: пингвин-сахар, шишка-грузовик, улыбка-природа. Слайд 8

                      Защита ребят.

            14. Теперь отдохнем.

- Я называю слова, а вы определяете склонение. Если существительное 1-го склонения – один хлопок. Если существительное 2-го склонения – два хлопка. Если существительное 3-го  склонения – три хлопка.

Баран, осень, лето, солнце, дождь, девочка, урок, книга. Слайд 9

15. Знание языков : английский, казахский, русский. Слайд 10

1 группа

Солнце – күн- sun

Мама – ана- mother

2 группа

Учитель- мұғалім- teacher

Погода- ауа райы- weather

3 группа

Урок- сабақ- lesson

Дом- үй- house (  определить склонение и составить предложения)

16.Рефлексия  

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Оцените результаты своего труда на уроке (лист самооценки)

17.Д/з  Упр.170 стр 62 Слайд 11

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Окончания -е, -и в именах существительных 1-го,2-го,3-го склонения. Закрепление.»»

Коммунальное государственное учреждение школа-гимназия « Женис»



Утверждаю: Согласовано:

Директор школы Зам.директора

Убайдина Г.Т. Джанабекова Г.К.









Открытый урок по русскому языку на тему:

« Окончания -е, -и в именах существительных 1-го,2-го,3-го склонения. Закрепление.»



Класс: 4 «Б»

Классный руководитель: Балгынбаева Ж.Б.















2016-2017 уч.год

Тема: Окончания -е, -и в именах существительных 1-го,2-го,3-го склонения. Закрепление.

Цели урока и задачи урока:

  1. Закрепить знания об имени существительном как о части речи;

  2. Повторить склонение имен существительных, числа, падежи;

  3. Отрабатывать умение определять род имен существительных, ставить в начальную форму;

  4. Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;

  5. Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:

  6. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Тип урока: Урок закрепления полученных знаний. 
Используемые технологии:
технология деятельностного обучения; 
технология здоровьесбережения; 
активизация внимания; 
актуализация имеющихся знаний; 
работа в группах; 
метод развития критического мышления. 
Оборудование и наглядный материал: Таблицы, раздаточные тесты, предметно-сюжетные иллюстрации, интерактивная доска, показ слайдов и видеороликов, учебник русского языка издательства « Атамура»(2015 г).

Ход урока:

1.Психологический настрой:

Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок. 
Тихо сели – раз, два, три…
А урок наш, сейчас
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас 
С любовью называется.

-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. ( запись числа, классной работы, деление на группы, выбор оценщика и спикера)

2. Актуализация знаний: - Ребята, сегодня я хочу начать урок со стихотворения, а вы будете хором мне помогать.

Ветки голые стучат,

Галки чёрные кричат,

В тучах редких просинь,

Наступила…( осень).



Льдинка хрустнет тонко,

Крикнет птица звонко,

Будто есть попросит,

Наступила …(осень).



Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит,

Наступила … (осень).

- Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с ветерком она попала к нам в класс на урок.

3. Мин.чистописания: Осень…. (звучит произведение музыки « Времена года» В.А.Моцарта)



4. Постановка целей и задач урока.



Чтение стихотворения о падежах:



- Воскликнул Именительный:
«Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!»

- Того, - сказал Родительный:
«Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто».

- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно 
Уроки делать сам.

- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.

- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно 
Относится к труду.

- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас

.

- Так, какая же тема нашего урока? Слайд 1

 «Обобщение знаний о склонении имен существительных, падежах»



5. Теоретическая работа

 - На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и затем отвечайте.
- Сегодня на уроке ваша задача – повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении.        

- Итак, что же такое склонение? Слайд 2

 - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.

- Сколько склонений в русском языке?

 - В русском языке 3 склонения. , 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-,  (Например: дядя, грамматика);     
2-е -  имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р.  (Например: урок, утро); 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)

Сколько падежей в русском языке? Слайд 3

- Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками. (Хором)

Именительный (есть) кто? что?
  Родительный (нет) кого? чего?
  Дательный (дам) кому? чему?
  Винительный (вижу) кого? что?
  Творительный (доволен) кем? чем?

  Предложный (думаю) о ком? о чём?

6.  Игра «Угадай падеж»

- От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали…

Как-то раз с большого клёна 
Оторвался лист зелёный (И.п)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.(Р.п)
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному листу!(Д.п)
Лапой – хвать зелёный лист…(В.п)
Дескать, поиграем.

Ветер вновь с листом зелёным(Т.п)… 
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном 
Стих о том листе зелёном.(П.п)

- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.



7. Самостоятельная работа в группах

Укажите падеж:

1 группа 2 группа 3 группа

Заблудился в лесу; Беспокоились о сыне; Спросить у ребят;

Перепрыгнул через лужу; Стучали в дверь; Рассказать о фильме;

Вышел из ворот; Разрезал ножницами; Нарисовать карандашом;

Побежал по коридору; Подарила бабушке; Отдать другу

Проверка слайд 4



8.Работа по учебнику

Упр.167 стр 61 у доски

Упр 168 устно Объяснение значения пословиц. Ребята читают и объясняют смысл пословиц.

Физ.минутка « Серебряшка»

9. Составление предложений по картине. Ребята придумывают предложения с существительными во множественном числе. Определяют падежи и окончания.

10. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Определение склонений существительных.

 

Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)

Сладкий, яблочный, шоколадный …(пирог)

Белые, лёгкие, пушистые, кучевые …(облака)

Свежая, , интересная, ежедневная …(газета)

Новое, меховое, тёплое … (пальто)

11. «Собери предложение» игра на скорость.

Каждая группа собирает правильное предложение.

Забыть, прошедшее жаркое, не можем, с ребятами, мы, никак, лето. Слайд 5

12. Словарно-орфографическая  работа. Слайд 6 и 7

                              (в группах)

                          зап_д                     в_гон                    м_газин

                          ул_ца                    косм_навт             ра__каз

                          р_сунок                м_рковь                т_лефон

                          а_тобус                 инж_нер               т_атр

                          в_сток                   автом_биль          к_лендарь

                          к_лограмм            сев_р                    адр_с

                          б_гаж                    д_кабрь                т_традь

                          мес_ц                    кап_тан                во_зал

13. «Соедини несоединимое» темы: пингвин-сахар, шишка-грузовик, улыбка-природа. Слайд 8

Защита ребят.

14. Теперь отдохнем.

- Я называю слова, а вы определяете склонение. Если существительное 1-го склонения – один хлопок. Если существительное 2-го склонения – два хлопка. Если существительное 3-го  склонения – три хлопка.



Баран, осень, лето, солнце, дождь, девочка, урок, книга. Слайд 9

15. Знание языков : английский, казахский, русский . Слайд 10

1 группа

Солнце – күн- sun

Мама – ана- mother

2 группа

Учитель- мұғалім- teacher

Погода- ауа райы- weather

3 группа

Урок- сабақ- lesson

Дом- үй- house ( определить склонение и составить предложения)

16.Рефлексия  

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Оцените результаты своего труда на уроке (лист самооценки)

17.Д/з Упр.170 стр 62 Слайд 11












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Окончания -е, -и в именах существительных 1-го,2-го,3-го склонения. Закрепление.»

Автор: Балгынбаева Жулдыз Баймахановна

Дата: 22.11.2016

Номер свидетельства: 361486


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства