Отрабатывать умение определять род имен существительных, ставить в начальную форму;
Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;
Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:
Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Тип урока: Урок закрепления полученных знаний. Используемые технологии: технология деятельностного обучения; технология здоровьесбережения; активизация внимания; актуализация имеющихся знаний; работа в группах; метод развития критического мышления. Оборудование и наглядный материал: Таблицы, раздаточные тесты, предметно-сюжетные иллюстрации, интерактивная доска, показ слайдов и видеороликов, учебник русского языка издательства « Атамура»(2015 г).
Ход урока:
1.Психологический настрой:
Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок. Тихо сели – раз, два, три… А урок наш, сейчас Науке посвящается, Что грамматикой у нас С любовью называется.
-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. ( запись числа, классной работы, деление на группы, выбор оценщика и спикера)
2. Актуализация знаний: - Ребята, сегодня я хочу начать урок со стихотворения, а вы будете хором мне помогать.
Ветки голые стучат,
Галки чёрные кричат,
В тучах редких просинь,
Наступила…( осень).
Льдинка хрустнет тонко,
Крикнет птица звонко,
Будто есть попросит,
Наступила …(осень).
Гнёзда чёрные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит,
Наступила … (осень).
- Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с ветерком она попала к нам в класс на урок.
3. Мин.чистописания: Осень…. (звучит произведение музыки « Времена года» В.А.Моцарта)
4. Постановка целей и задач урока.
Чтение стихотворения о падежах:
- Воскликнул Именительный: «Мой именинник, тот, Который изумительно Науку познаёт!»
- Того, - сказал Родительный: «Я отрицаю, кто Не может без родителей Надеть себе пальто».
- Тому, - ответил Дательный,- Плохое имя дам, Кто не любит старательно Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, - Я буду обвинять, Кто книжку вразумительно Не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный, Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно Относится к труду.
- О том, - сказал Предложный,- Я предложу рассказ, Кто в жизни делать может Полезное для нас
.
- Так, какая же тема нашего урока? Слайд 1
«Обобщение знаний о склонении имен существительных, падежах»
5. Теоретическая работа
- На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и затем отвечайте. - Сегодня на уроке ваша задача – повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении.
- Итак, что же такое склонение? Слайд 2
- Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.
- Сколько склонений в русском языке?
- В русском языке 3 склонения., 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-, (Например: дядя, грамматика); 2-е - имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р. (Например: урок, утро); 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)
- Сколько падежей в русском языке? Слайд 3
- Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками. (Хором)
- От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали…
Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный (И.п) И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова у зелёного листа.(Р.п) Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс Шмыг к – зелёному листу!(Д.п) Лапой – хвать зелёный лист…(В.п) Дескать, поиграем.
Ветер вновь с листом зелёным(Т.п)… Закружил над старым клёном, Но шалун уже устал И ко мне в тетрадь упал. Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном.(П.п)
- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.
7. Самостоятельная работа в группах
Укажите падеж:
1 группа 2 группа 3 группа
Заблудился в лесу; Беспокоились о сыне; Спросить у ребят;
Перепрыгнул через лужу; Стучали в дверь; Рассказать о фильме;
Вышел из ворот; Разрезал ножницами; Нарисовать карандашом;
Побежал по коридору; Подарила бабушке; Отдать другу
Проверка слайд 4
8.Работа по учебнику
Упр.167 стр 61 у доски
Упр 168 устно Объяснение значения пословиц. Ребята читают и объясняют смысл пословиц.
Физ.минутка « Серебряшка»
9. Составление предложений по картине. Ребята придумывают предложения с существительными во множественном числе. Определяют падежи и окончания.
10. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Определение склонений существительных.
Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)
Сладкий, яблочный, шоколадный …(пирог)
Белые, лёгкие, пушистые, кучевые …(облака)
Свежая,, интересная, ежедневная …(газета)
Новое, меховое, тёплое … (пальто)
11. «Собери предложение» игра на скорость.
Каждая группа собирает правильное предложение.
Забыть, прошедшее жаркое, не можем, с ребятами, мы, никак, лето. Слайд 5
- Я называю слова, а вы определяете склонение. Если существительное 1-го склонения – один хлопок. Если существительное 2-го склонения – два хлопка. Если существительное 3-го склонения – три хлопка.
Отрабатывать умение определять род имен существительных, ставить в начальную форму;
Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;
Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:
Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Тип урока: Урок закрепления полученных знаний. Используемые технологии: технология деятельностного обучения; технология здоровьесбережения; активизация внимания; актуализация имеющихся знаний; работа в группах; метод развития критического мышления. Оборудование и наглядный материал: Таблицы, раздаточные тесты, предметно-сюжетные иллюстрации, интерактивная доска, показ слайдов и видеороликов, учебник русского языка издательства « Атамура»(2015 г).
Ход урока:
1.Психологический настрой:
Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок. Тихо сели – раз, два, три… А урок наш, сейчас Науке посвящается, Что грамматикой у нас С любовью называется.
-Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. ( запись числа, классной работы, деление на группы, выбор оценщика и спикера)
2. Актуализация знаний: - Ребята, сегодня я хочу начать урок со стихотворения, а вы будете хором мне помогать.
Ветки голые стучат,
Галки чёрные кричат,
В тучах редких просинь,
Наступила…( осень).
Льдинка хрустнет тонко,
Крикнет птица звонко,
Будто есть попросит,
Наступила …(осень).
Гнёзда чёрные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит,
Наступила … (осень).
- Осень, ребята, не только за окном. Сегодня вместе с ветерком она попала к нам в класс на урок.
3. Мин.чистописания: Осень…. (звучит произведение музыки « Времена года» В.А.Моцарта)
4. Постановка целей и задач урока.
Чтение стихотворения о падежах:
- Воскликнул Именительный: «Мой именинник, тот, Который изумительно Науку познаёт!»
- Того, - сказал Родительный: «Я отрицаю, кто Не может без родителей Надеть себе пальто».
- Тому, - ответил Дательный,- Плохое имя дам, Кто не любит старательно Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, - Я буду обвинять, Кто книжку вразумительно Не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный, Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно Относится к труду.
- О том, - сказал Предложный,- Я предложу рассказ, Кто в жизни делать может Полезное для нас
.
- Так, какая же тема нашего урока? Слайд 1
«Обобщение знаний о склонении имен существительных, падежах»
5. Теоретическая работа
- На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы и затем отвечайте. - Сегодня на уроке ваша задача – повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении.
- Итак, что же такое склонение? Слайд 2
- Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.
- Сколько склонений в русском языке?
- В русском языке 3 склонения. , 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-, (Например: дядя, грамматика); 2-е - имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р. (Например: урок, утро); 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)
- Сколько падежей в русском языке? Слайд 3
- Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками. (Хором)
- От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали…
Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный (И.п) И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова у зелёного листа.(Р.п) Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс Шмыг к – зелёному листу!(Д.п) Лапой – хвать зелёный лист…(В.п) Дескать, поиграем.
Ветер вновь с листом зелёным(Т.п)… Закружил над старым клёном, Но шалун уже устал И ко мне в тетрадь упал. Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном.(П.п)
- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.
7. Самостоятельная работа в группах
Укажите падеж:
1 группа 2 группа 3 группа
Заблудился в лесу; Беспокоились о сыне; Спросить у ребят;
Перепрыгнул через лужу; Стучали в дверь; Рассказать о фильме;
Вышел из ворот; Разрезал ножницами; Нарисовать карандашом;
Побежал по коридору; Подарила бабушке; Отдать другу
Проверка слайд 4
8.Работа по учебнику
Упр.167 стр 61 у доски
Упр 168 устно Объяснение значения пословиц. Ребята читают и объясняют смысл пословиц.
Физ.минутка « Серебряшка»
9. Составление предложений по картине. Ребята придумывают предложения с существительными во множественном числе. Определяют падежи и окончания.
10. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Определение склонений существительных.
Прекрасная, солнечная, морозная … (погода)
Сладкий, яблочный, шоколадный …(пирог)
Белые, лёгкие, пушистые, кучевые …(облака)
Свежая, , интересная, ежедневная …(газета)
Новое, меховое, тёплое … (пальто)
11. «Собери предложение» игра на скорость.
Каждая группа собирает правильное предложение.
Забыть, прошедшее жаркое, не можем, с ребятами, мы, никак, лето. Слайд 5
- Я называю слова, а вы определяете склонение. Если существительное 1-го склонения – один хлопок. Если существительное 2-го склонения – два хлопка. Если существительное 3-го склонения – три хлопка.