Урок русского языка во 2 классе по теме «Имя существительное как часть речи»
Урок русского языка. Сегодня у нас гости.
Вы сегодня красивые, нарядные. Приятно вас видеть.
Как ваше настроение? А как поделиться с другими хорошим настроением?(улыбнуться)
А теперь начнём урок.
Откройте тетради, запишите число.
Ребята, а кто положил мне письмо на стол?
Это письмо адресовано не мне!
Кто прочтёт это письмо?
Дорогие ребята!
Мы приглашаем вас посетить страну имени существительного, о котором вы узнаете много нового и интересного.
С уважением Маша Мошкина и Федя Мишкин.(на доске их портреты)
Ну как принимаем приглашение?
И так, отправляемся!
У страны, куда мы отправляемся совершенно волшебное название. Оно похоже на журчание ручейка. Это наша речь.
А те, кто живёт в этой стране называются части речи.
А мы отправляемся к первому жителю страны. А зовут его : Имя существительное(показать книгу)
3.Какое время года?(зима)
Каким покрывалом укутала нашу землю зима?(снегом)
Что лепим из снега?(снежинки)
Что садится на руку?(снежинка)
А какой ком можно слепить?(снежный)
(все слова на доске)
Какой первый звук в словах?(с)
4.Минутка чистописания(заранее на доске написаны в тетради сочетания: сл,см,ся)
С какими буквами соединяем букву «С»(с,л,м,я)
Запишите красиво, следите за соединением букв и за красивой посадкой.
Дайте характеристику звука «С».
Какую орфограмму я зажгла в слове снег, снежок,снежинка.
Кто знает как можно назвать эти слова?(однокоренными)
Запишите эти слова в тетрадь.
Какое слово здесь лишнее?(снежный)
А что означают остальные слова?(предметы)
Откройте учебник на странице 4 и прочитайте какая задача будет стоять перед нами?
Какой праздник приближается?
А какой праздник без ёлки!? Я прочитаю вам сказку?
В лесу стояла ёлочка. Она была стройная и красивая. Но ей было так одиноко и грустно. Но однажды утром ёлочка увидела Дед Мороза. Он шёл прямо к ней.
« Наконец то я нашёл самую красивую ёлочку»-весело сказал Дед Мороз. И начал украшать ёлочку игрушками.
Что же он повесит на ёлочку?(на доске снизу звёздочка,колокольчик,цветок,ягода и т.д. Дети выходят по очереди и наряжают ёлку)
А что обозначают эти слова?(предметы)
А подругому можно назвать имена существительные.
Никто не догадается, почему таким именем называется-существительное?(обозначает всё, что существует)
И так, все слова, обозначающие предметы-это существительное.
Существительные,как в сказке могут превращаться в разные предметы
(В руках у учителя шарик)
Ой, что это?(шарик)
А это кто?(белка)
А какая это часть речи?
А как вы думаете, есть разница как спросить:кто? Или что?
Белочка хочет с вами поиграть в игру кто? Что?
Я называю существительное, а вы должны поймать белочку и сказать кто? Или что?
И так, на какие вопросы отвечает имя существительное?
Что обозначает имя существительное?
Посмотрите на нашу ёлочку!. Какие предметы отвечают на вопрос что?, а какие на вопрос что?
Запишите в тетради в два столбика.
Проверьте, так ли у вас (открываю доску)
И так, на какие вопросы отвечает имя существительное? Что обозначает?
Физминутка.
Работа с учебником.
На странице 4 упражнение 2 (на доске)
Прочитайте задание(дети читают вслух)
Работаем цепочкой. Вставляем пропущенные орфограммы, доказываем.
К какому слову мы подберём проверочное слово?(пчела-пчёлы)
Какие слова отвечают на вопрос кто?
Выпишите эти слова в тетрадь.
Что же обозначают эти слова предметы, признаки или действия?
Стр.6, упр5(аналогично)
Работа в паре.
Соединить стрелочками в карточке какие сущ. отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос-что?
Чья пара готова?
Вывод:
С какой частью речи мы познакомились?
Кто расскажет всё о существительном? Приведите примеры.
Возьмите смайлики.
Если вам было грустно на уроке, то на смайлике нарисуйте ротик вниз, а если интересно, то вверх.
Расскажите взрослым о нашем путешествии.