kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку "Родительный и Винительный падежи имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по данной теме представляет работу по выявлению способа различения родительного и винительного падежей имен существительных 2 склонения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Родительный и Винительный падежи имен существительных"»

Урок русского языка

Родительный и винительный падежи у существительных 2 склонения



Цель: найти способ распознавания Р.п и В.п.

Задачи:

-Обучающая: познакомить учащихся с особенностями распознавания Р.п и В.п у существительных 2 скл., уточнить знания об особенностях Р.п и В.п., отрабатывать умение определять падеж

- Развивающая: развивать умение определять падеж, правильно писать безударное окончание, развивать мышление, логику построения суждений, умение выдвигать версии, доказывать их.

- Воспитывающая: воспитывать культуру общения.



Ход урока

1. Орг.момент.

Сели поудобнее, спины прямо, улыбнулись друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок русского языка принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.


2. Актуализация знаний

Фронтальная

работа.

Устный опрос

( повторение

О Р. И Д.п.)











Ситуация успеха.


Парная работа

(на доске запись)





Сравнение Р.п и В.п. Повторение

О В.п.










Разбор предложения.












Ситуация разрыва

(фиксация в виде вопроса)





3. Постановка учебной задачи.


Физминутка






4. Решение УЗ



















Работа у доски.









Схема окончаний в Р.п.и В.п.





Групповая работа


















Вывод









Выведение алгоритма различения

Р.п.и В.п

(фронтальная работа)



5. Первичное закрепление способа действия

(парная работа)





6. Итог урока


-Чему учились на прошлых уроках?

( учились писать падежные окончания в Р.п. и Д.п.)

- Чем различаются Р.п. и Д.п.?

( вопросами, предлогами, окончаниями)

- Что необходимо знать, чтоб правильно написать безударное окончание?

( знать алгоритм)

Расскажите алгоритм.

- Падежные окончания какого склонения существительных Р.п. и Д.п. вызывают сомнения?

( 1 и 3)

- А если вы забыли таблицу падежных окончаний , как быть?

( применим способ замены существительным того же склонения и того же падежа с ударным окончанием)

Докажите, что эта таблица верна.

- Проверьте работу ученика. Нужно было выписать слова в 2 столбика – существительные в Р.п и Д.п. и подставить окончание. Верно ли сделана работа? Если есть ошибки, то подумайте как бы вы написали.

Р.п.

Д.п.

Без помощи

до беседке

от сырости

про сороку

По тетради

К тетрадки

К дяди


( Дети выступают , доказывают неправильность )

- Какое слово лишнее? Почему?

( про сороку – это В.п. по предлогу)

- Почему ошибся ученик? Как вы думаете, он подумал какой падеж?

( Р.п. отвечает на вопрос кого?)

В чем причина ошибок этого ученика?

( не знает падежи, предлоги. Окончания, склонение)

- Найдите однокоренные слова.

( по тетради, к тетрадки)

- Почему у них окончания разные?

(это зависит от склонения)


- Я очень довольна вами. Молодцы!



Запишите предложение. Выполните разбор предложения

Охотники заметили около куста зайца.

- Докажите , что около куста стоит в Р.п.

( предлог около и окончание 2 скл- а.)

- Докажите, что зайца в Р.п.?

( вопрос кого? Окончание 2 скл – а)

- Кто думает по-другому?

( Это В.п. вопрос кого?)

- Мнения наши разошлись. Р.п ? В.п. Мы не можем определить падеж.

- У существительных какого склонения мы не можем определить падеж? ( 2 скл.)

- Какую задачу урока мы поставим?


( Мы должны научиться различать Р.п. и В.п. у существительных 2 скл.)


Проводится суставная гимнастика.





Как различить Р.п..и В.п.? Ваши версии.

(применим способ замены существительного того же склонения)

- Но это способ помогает правильно написать окончание.

Разве мы сомневаемся в окончании? Нет. Попробуйте.

( Р.п. нет кого? Волка, медведя – а, я.

В.п. вижу кого? Волка, медведя – а, я)

- Работает ли способ замены?

( нет)Он нам ничего не дает.

- Что вы можете сказать об окончаниях 2 скл. в Р.п. и В.п.?

( одинаковые)

От чего зависит окончание? ( от склонения)


- Если окончания у существительных 2 скл. одинаковые в Р.п.и В.п, то в других склонениях будут одинаковыми или разными?

(в другом склонении возможно окончания разные.)

- Давайте проверим, просклоняем существительные 1 скл. и сравним окончания.

- А раз окончания будут разные, то можно различить Р.п.и .В.п.? ( да)

( В.п. вижу (кого?) сестру, дядю, мышь

Р.п. нет кого? Сестры, дяди, мыши.

-. Сделайте вывод .Что вы можете сказать об окончаниях в Р.п и В.п.?

( Отличаются в 1 и 3 скл.)

- У существительных какого склонения проще отличить окончания в Р.п. и В.п.? В русском языке принято различать по одному – по 1 скл.


( таблица окончаний на доске)

Р.п В.п

-и -у

-ы -ю


Вернемся к предложению

Охотник заметил около куста зайца.

- Как определить падеж у существительного зайца? Обсудите в группе, найдите новый способ проверки падежа, если нам не подходит способ замены существительным того же склонения .

Выступление групп.



(Если затрудняются, то дать задание на сравнение пары предложений. Что заметили? Зачем заменили слово другим? В каком предложении легче определить падеж?

Книга школьника лежит на столе.

Книга школьницы лежит на столе)


Заменить существительным 1 скл. и по окончанию можно определить падеж.

- Каким существительным заменим?

Одушевленное существительное. Мама или сестра.

(заметили кого? Маму – окончание –у, значит В.п.)


- Каким способом различить Р.п. и В.п.?

(способ замены существительным 1 скл.)

- Какие окончания в Р.п. и В.п. 1 скл.?



- Чтоб безошибочно определить падеж, что нам надо знать?

(алгоритм)

- Составьте алгоритм определения падежа.

Алгоритм

1. определить склонение

2. заменить существительным 1 скл.

3. определить окончание

4. определить падеж


Поработаем парами.(карточки)

Определите падеж выделенных существительных в предложениях.

1. Тетрадь ученика лежит на столе.

2. Дети нарисовали слона.

- Каким способом распознали Р.п. и В.п?


Какое открытие мы сделали на уроке?

- Каким способом различить Р.п. и В.п?

- Какие окончания у существительных 1 скл.?

- Оцените работу других ребят, себя.












Самоанализ урока

Класс обучается по традиционной системе «Школа России» .

Исходя из целей урока, строилась учебная деятельность на уроке.

Тип урока – постановка учебной задачи и ее решение.

В данном уроке выделены 6 этапов.

1 этап – организационный, целью которого создать рабочую атмосферу, эмоциональный настрой.


2. этап – актуализация прежних знаний. Целью является систематизация , обобщение полученных знаний по теме «Родительный и дательный падежи» Поставленная цель достигалась путем организации диалога, при проверке знаний падежных окончаний. Данный этап прошел быстро.


3 этап – Ситуация разрыва.

Была создана ситуация разрыва, когда возникли разные ответы. . Дискуссия велась на знании прошлых уроков . Вопрос : Как различить Р. и В.падежи? подвел детей к ситуации разрыва . Зафиксировали это в виде вопроса.


4 этап – Постановка УЗ. Дети задачу озвучили, самостоятельно сформулировали


5 этап – Решение УЗ, целью которого являлось найти способ различия падежей. На этом этапе дети решали поставленную задачу через последовательность вопросов, сравнение, анализировали, делали вывод. Эта работа велась в 2 этапа: сравнить окончания 1 , 3 скл., а затем найти способ замены 1 склонением. Была организована групповая работа. Дети затруднились в нахождении способа, я заготовила пару предложений для сравнения, чтобы они вышли к этому способу. В итоге дети вывели способ и доказали.


6. Первичное закрепление.- отработка умения применить способ на практике

Была организована парная работа. Дети составили алгоритм определения падежа и на основе этого они смогли применить способ.


7. Итог урока. Дети подвели итог, Озвучили способ различения падежей, оценили работу уч-ся, себя.


Урок цели достиг. Дети решили учебную задачу, нашли и применили способ определения падежа.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Амоголонова Лидия Дашиевна

Дата: 09.04.2017

Номер свидетельства: 407832

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока русского языка  на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "174453"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125919"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка на тему ,,Падеж имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-padiezh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "109622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404828508"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект урока русского языка на тему "Винительный падеж одушевлённых имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-vinitiel-nyi-padiezh-odushievlionnykh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "151791"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420742573"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-padiezhi-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "168613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423251978"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка, презентация для урока "Склонение имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "116642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412561218"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства