-Чему учились на прошлых уроках? ( учились писать падежные окончания в Р.п. и Д.п.) - Чем различаются Р.п. и Д.п.? ( вопросами, предлогами, окончаниями) - Что необходимо знать, чтоб правильно написать безударное окончание? ( знать алгоритм) Расскажите алгоритм. - Падежные окончания какого склонения существительных Р.п. и Д.п. вызывают сомнения? ( 1 и 3) - А если вы забыли таблицу падежных окончаний , как быть? ( применим способ замены существительным того же склонения и того же падежа с ударным окончанием) Докажите, что эта таблица верна. - Проверьте работу ученика. Нужно было выписать слова в 2 столбика – существительные в Р.п и Д.п. и подставить окончание. Верно ли сделана работа? Если есть ошибки, то подумайте как бы вы написали. Р.п. | Д.п. | Без помощи до беседке от сырости про сороку | По тетради К тетрадки К дяди | ( Дети выступают , доказывают неправильность ) - Какое слово лишнее? Почему? ( про сороку – это В.п. по предлогу) - Почему ошибся ученик? Как вы думаете, он подумал какой падеж? ( Р.п. отвечает на вопрос кого?) В чем причина ошибок этого ученика? ( не знает падежи, предлоги. Окончания, склонение) - Найдите однокоренные слова. ( по тетради, к тетрадки) - Почему у них окончания разные? (это зависит от склонения) - Я очень довольна вами. Молодцы! Запишите предложение. Выполните разбор предложения Охотники заметили около куста зайца. - Докажите , что около куста стоит в Р.п. ( предлог около и окончание 2 скл- а.) - Докажите, что зайца в Р.п.? ( вопрос кого? Окончание 2 скл – а) - Кто думает по-другому? ( Это В.п. вопрос кого?) - Мнения наши разошлись. Р.п ? В.п. Мы не можем определить падеж. - У существительных какого склонения мы не можем определить падеж? ( 2 скл.) - Какую задачу урока мы поставим? ( Мы должны научиться различать Р.п. и В.п. у существительных 2 скл.) Проводится суставная гимнастика. Как различить Р.п..и В.п.? Ваши версии. (применим способ замены существительного того же склонения) - Но это способ помогает правильно написать окончание. Разве мы сомневаемся в окончании? Нет. Попробуйте. ( Р.п. нет кого? Волка, медведя – а, я. В.п. вижу кого? Волка, медведя – а, я) - Работает ли способ замены? ( нет)Он нам ничего не дает. - Что вы можете сказать об окончаниях 2 скл. в Р.п. и В.п.? ( одинаковые) От чего зависит окончание? ( от склонения) - Если окончания у существительных 2 скл. одинаковые в Р.п.и В.п, то в других склонениях будут одинаковыми или разными? (в другом склонении возможно окончания разные.) - Давайте проверим, просклоняем существительные 1 скл. и сравним окончания. - А раз окончания будут разные, то можно различить Р.п.и .В.п.? ( да) ( В.п. вижу (кого?) сестру, дядю, мышь Р.п. нет кого? Сестры, дяди, мыши. -. Сделайте вывод .Что вы можете сказать об окончаниях в Р.п и В.п.? ( Отличаются в 1 и 3 скл.) - У существительных какого склонения проще отличить окончания в Р.п. и В.п.? В русском языке принято различать по одному – по 1 скл. ( таблица окончаний на доске) Р.п В.п -и -у -ы -ю Вернемся к предложению Охотник заметил около куста зайца. - Как определить падеж у существительного зайца? Обсудите в группе, найдите новый способ проверки падежа, если нам не подходит способ замены существительным того же склонения . Выступление групп. (Если затрудняются, то дать задание на сравнение пары предложений. Что заметили? Зачем заменили слово другим? В каком предложении легче определить падеж? Книга школьника лежит на столе. Книга школьницы лежит на столе) Заменить существительным 1 скл. и по окончанию можно определить падеж. - Каким существительным заменим? Одушевленное существительное. Мама или сестра. (заметили кого? Маму – окончание –у, значит В.п.) - Каким способом различить Р.п. и В.п.? (способ замены существительным 1 скл.) - Какие окончания в Р.п. и В.п. 1 скл.? - Чтоб безошибочно определить падеж, что нам надо знать? (алгоритм) - Составьте алгоритм определения падежа. Алгоритм 1. определить склонение 2. заменить существительным 1 скл. 3. определить окончание 4. определить падеж Поработаем парами.(карточки) Определите падеж выделенных существительных в предложениях. 1. Тетрадь ученика лежит на столе. 2. Дети нарисовали слона. - Каким способом распознали Р.п. и В.п? Какое открытие мы сделали на уроке? - Каким способом различить Р.п. и В.п? - Какие окончания у существительных 1 скл.? - Оцените работу других ребят, себя. |