kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с правописанием ч,щ в суффиксах существительных. Разные формы закрепления материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных"»

Тема. Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик).

Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик;

Задачи

• развивать умение выбирать способ для правильного напи¬сания суффиксов -чик, -щик;

• обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик - уменьшительное значение;

• воспитывать интерес к словарному запасу русского языка.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, рабочие тетради к учебнику.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти. (слайд2)

II. Актуализация знаний.

(учащиеся читают стихотворение-загадку)

После корня он стоит, перед окончанием.

Его я если заменю, другое слово получу. (слайд3)

Обозначу уголком, называю …. (суффиксом) (слайд4)

-Вспомните, что такое суффикс? (Ответы детей) (слайд5)

Суффикс-морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов или новых форм слова

III.Введение в тему.

1)Вступительное слово учителя.

– Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
2)Проблемная ситуация.

- Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слова

(На слайде – перепис…ик, заказ…ик). (слайд 6)

-Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете?

(Заслушиваются варианты ответов.)

– Можно ли по произношению определить, какую букву, Ч или Щ нужно писать в суффиксе? Почему? Какие звуки произносятся на стыке морфем?
– От чего же зависит выбор букв Ч и ли Щ в этих суффиксах? Кто догадался?
Возникла проблема

В чём она? (в правописании суффиксов)

Каким путем мы с вами будем решать данную проблему?

Прочитайте существительные и скажите, соответствует ли произношение их написанию? (слайд 7)

(Произношение не соответствует написанию). (слайд 8)

– Над решением этой задачи мы с вами и будем сегодня работать. Мы с вами должны дойти до истины, потому что наша с вами основная задача – это научиться грамотно писать.

Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слайд 9)

IV. Изучение нового материала.

1)Оформление тетрадей.

– Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных-чик (-щик)”.

Давайте сформулируем цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на слайде (слайд 10)
2)Наблюдение.

Резчик, грузчик, подписчик, рассказчик, перебежчик, переплетчик, летчик, переводчик, шлифовщик, проектировщик, бетонщик, каменщик, разведчик, разносчик

(слайд 11)

– Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах? Что обозначает в этих словах суффикс –чик-щик-?
(Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий).
-Значение суффиксов определили. А орфографическую задачу еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч, когда – щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов.)

РАБОТА В ГРУППАХ РАЗДАТЬ ЗВЕЗДУ

1. -Подчеркните слова с суффиксом чик. Попробуйте выявить закономерность написания этого суффикса и напишите вывод (слайд 12)

-Воспользуйтесь подсказкой (слайд13)

– Давайте проверим, правильно ли вы ответили (слайд14)

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч; в остальных случаях пишется буква щ. Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных. (слайд 15)

-Чтобы ещё раз закрепить правило, обратимся к учебнику. Читаем правило на стр.251

Составьте опорный конспект, в своём роде алгоритм по той информации, с которой вы познакомились

-А теперь вернемся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик, заказ..ик? Почему? (слайд16)

-Эта звезда поможет вам запомнить правило. (слайд 17) Где вы можете встретить звезду? А какой праздник 23 февраля?

V. Закрепление изученного. 1)Распределительное письмо.

- Давайте проверим то, как вы поняли новую тему. В 2 столбика записать слова с суффиксом –чик- и –щик-.1 вариант выписывает слова с суффиксом чик, а второй вариант- слова с суффиксом щик

2. Извоз..ик, обход..ик (путей), груз..ик, развед..ик, экскаватор..ик, перепис..ик, лёт..ик, рассказ..ик, камен..ик, арматур..ик, свар..ик, прицеп..ик (вагонов) , перевод..ик, бетон..ик, барабан..ик, компьютер..ик. (слайд18)

(ЗА КОМПЬЮТЕРОМ 2 учащихся)

Извозчик, обходчик, грузчик, разведчик, экскаваторщик, переписчик, лётчик, рассказчик, каменщик, арматурщик, сварщик, прицепщик, переводчик, бетонщик, барабанщик, компьютерщик. (слайд 19)

ОБМЕНЯЛИСЬ ТЕТРАДКАМИ И ОЦЕНИЛИ ДРУГ ДРУГА 1 ош. – “5”, 2–4 ош. – “4”, 5–7 ош.– “3”, 7 ош. – “2”) (слайд20)

Какой можно сделать вывод?

ФИЗМИНУТКА (слайд21)

- А сейчас мы немного поиграем. Встаньте все. Я буду произносить слово с суффиксом –ЧИК- или –ЩИК-. Вы будете присаживаться, если это слово с суффиксом –ЧИК- и поднимать руки, если это слово с суффиксом –ЩИК-.

(дети стоят между партами, слова произносить, затем высвечивать на экране; в процессе игры можно указать детям, как выяснить на слух правописание суффикса – обращать внимание на согласные перед самим суффиксом)

Стекольщик, раздатчик, носильщик, перебежчик, фонарщик, страховщик, буфетчик, паромщик, доносчик, советчик, болельщик.



2)Лексический диктант.- По лексическому значению определить слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности; записать слово, обозначить орфограмму: (запись в тетради)

1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик.
2. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.
3. Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь – подносчик.
4. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
5. Рабочий по проходке горных выработок – проходчик.
6. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь – учётчик.
7. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности –съёмщик.
8. Работник бани, обслуживающий посетителей – банщик. (слайд 22)

ВЫВОД

ОЦЕНИЛИ СЕБЯ (слайд23)

3)Игра «Корректор». Кто такой корректор? (лицо, специально занимающееся чтением и правкой) (ОТВЕТ) (слайд 24)

3. - Исправить допущенные ошибки в предложениях:

1. Барабанчики яростно колотили в барабанчики.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.

ПРОВЕРИЛИ (слайд 25)

ОЦЕНИЛИ (СЛАЙД 26) ВЫВОД


4)Слово учителя.А сейчас, ребята, вам расскажут об этом суффиксе небольшую сказку. (РАССКАЗЫВАЕТ УЧЕНИК)

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.

-Давайте вернёмся к первому предложению игры Корректор». (слайд 27) В этом предложении есть слово с уменьшительно значением и со значением –человек по роду его занятий (слайд 28)

Ребята ,а почему в однокоренных словах пишутся разные суффиксы?

Вывод детей

-Но обратите внимание, что наше правило действует только для суффиксов, имеющих значение человек по роду его занятий.



VI. Выводы.

– Над какой орфографической задачей мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? (ответы детей)

Рефлексия. Самооценка.

- Оцените свою работу на уроке, как хорошо вы поняли материал:

Да (понял), Частично, Нет (не понял). (слайд 29-30)

1)Я усвоил(а) орфограмму «Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик").

2)Я умею находить слово с данной орфограммой.

3)Я отличаю значение суффиксов («уменьшительное», значение «лица»).

Баллы: Да – 5 баллов Частично – 3 балла Нет – 0 баллов

12–14 баллов4 9–11 баллов3 3 балла2 (слайд31)

Кто набрал 15 баллов докажите, что вы усвоили материал на 5

(С обратной стороны доски написаны слова. 2 человека выходят)

Ребята, а в жизни пригодятся нам знания этого материала? Весь урок мы говорили о профессиях. Кем работают ваши папы?

А в названии их профессий есть суффикс чик ,щик?

Необходимо людям этих профессий знать правописание этих слов? (при написании заявлений)

Домашнее задание. Выучить орфограмму, § 89 Выполнить упражнение 706 в рабочей тетради .  (СЛАЙД 32)

на выбор: Напишите текст, употребив в нем как можно больше слов с суффиксами –чик, -щик. Это может быть рассказ, сказка на тему профессий.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Буквы ч и щ в суффиксе имён существительных"

Автор: Шамсутдинова Дания Галитовна

Дата: 14.04.2017

Номер свидетельства: 409184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме :"Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-bukvy-ch-i-shch-v-suffiksie-imien-sushchiestvitiel-nykh-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "153267"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420988739"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка " Роль имён прилагательных в языке" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "142212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418234903"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-grammatichieskiie-priznaki-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "107887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403494284"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока русского языка на тему "Глагол""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-glaghol-2"
    ["file_id"] => string(6) "251296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447227424"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства