Конспект урока в форме технологической карты по русскому языку в 1 классе по теме: «Согласные звуки [б], [б], буквы Б, б ». Составитель: Гумирова Надежда Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Песчанская сош», Увельского района Челябинской области. |
Оборудование: орфографические словари, учебники, тетради. |
Цель урока: закрепить знания о правильном написании словарных слов; формировать умения подбирать словарные слова на заданную букву; развивать навыки групповой работы, само- и взаимоконтроля и оценивания. Планируемые результаты: Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы. Познавательные – находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий. Коммуникативные – уметь строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Предметные – отрабатывать написание словарных слов. |
Ход урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Комментарии |
Организационнй момент. Включение детей в деятельность. | - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам только радость общения. - Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто будет вашими помощниками? (учитель, учебник, знания) Также вашими помощниками будут: внимание, находчивость, смекалка. - В «кружочках настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение. - Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует первой картинке? - Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует второй картинке? - Похлопайте в ладоши те, у кого настроение соответствует третьей картинке? - Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение было радостным. | Объясняют собственное понимание высказывания. (Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают свое настроение.) | ЛУУД: Мотивационная готовность к учебной деятельности. | |
Актуализация опорных знаний (повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме «Звуки речи» и постановка учебной задачи. | У.: Ребята, у нас на уроке сегодня много гостей и они хотят с вами познакомиться. - Познакомится тот, чье имя начинается с гласного звука. (Меня зовут Алена. Мое имя начинается с гласного звука [а]. Познакомятся те дети, чье имя начинается с согласного мягкого звонкого звука. (Меня зовут Вероника. Мое имя начинается с мягкого согласного звонкого звука) - Познакомится тот, чье имя начинается с согласного твердого глухого звука. (Мое имя Саша. Мое имя начинается с твердого согласного глухого звука) - Познакомятся те дети, чье имя начинается с согласного твердого звонкого звука. (Меня зовут Володя. Мое имя начинается с твердого звонкого звука) - Молодцы! Все познакомились с гостями. - Расскажите по схеме, что мы уже знаем о звуках: (Звуки, которые вокруг нас, бывают гласными и согласными; гласные – ударными и безударными, согласные звуки могут быть твердыми и мягкими; твердые могу быть звонкими и глухими; мягкие согласные могут звонкими и глухими.) У.: - Как вы думаете, мы все звуки изучили? Докажите, что есть еще другие звуки (дети называют звуки, которые знают еще) - Как вы думаете, что нам следует делать дальше на уроке? Д.: Познакомиться с новыми звуками и новой буквой. - А для чего вам нужно изучать новые звуки? Д.: Научиться читать слоги, слова с этой буквой. | Анализируют свои имена. Интонационно выделяют звуки в слове. Принимают учебную задачу. Сравнивают, классифицируют знакомые звуки. Формулируют учебную задачу урока. | ПУУД: анализ с целью выделения признаков ЛУУД: самосознание ПУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу. | . |
Открытие нового знания, формулировка темы урока. | У.: - Назовите предметы, изображенные в первой группе. (бант, кошка , коза) - Назовите предметы, изображенные во второй группе. (бинт, машина, малина) - С помощью чего вы называли изображенные предметы? (С помощью слова.) - Чем предмет отличается от слова? (Предмет можно потрогать и увидеть, а слово – услышать и произнести.) - Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Бант, так как в нем 1 слог, а в остальных по 2 слога. Бант начинается со звука [б], а остальные слова со звука [к], оканчивается на согласный звук. А другие на гласный [а]. - произнесите первые звуки исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово бинт начинается со звука [б], а слово бант- со звука [б]. Значит тема сегодняшнего урока – «Звуки [б, б] и буква, которая их обозначает») а)Звукобуквенный анализ слов бант и бинт (работа в парах) - Посмотрите на слайд. Какую работу нам надо выполнить? Д.: (звуко-буквенный анализ) б) Знакомство с буквами Б, б. У.: - Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке? У.: - Мы узнали новые звуки? Что будем делать дальше? Д.: (познакомимся с буквой) - Кто знает, какими звуками обозначаются эти два звука? - Кто знает, как правильно называется новая буква? - Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? - Составьте букву из палочек. - Давайте пофантазируем, на что похожа буква б? (буква б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком) - Давайте поселим эту букву на ленту букв. Где она будет жить? На верхнем или нижнем этаже? Почему? (обозначает звонкие звуки) У.: - Что за ужас, что за хлам? Везде буквы по углам. Букву нужную найдем И в овал ее возьмем. (Взаимопроверка) | Предлагают варианты, доказывают. Работают в парах: моделируют звуковой состав слова; .проверяют своего партнера Сравнивают и характеризуют звуки в словах . Знакомятся с новой буквой. Варианты ответов детей. Моделирование: выкладывают букву из палочек. Моделируют букву. Проверка по образцу. | ПУУД: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; доказательство. ПУУД: умение проводить классификацию по заданному критерию. КУУД: умение учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. КУУД: умение контролировать свои действия ПУУД.: умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы. ПУУД.: умение перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы: Б, б. | Учитель демонстрирует на слайде группы слов. Показ слайда |
Физкультминутка. | - А теперь отдохнем. Представим, что мы с вами плотники. Строим, строим теремок (изображают крышу) Он не низок, не высок (встали) Он не узок (показывают) Не широк (развели руками) Расчудесный теремок! (похвалили, покачали головой, приглашаем посмотреть). | | | |
Первичное закрепление | У.: - Прочитайте: «Борис, банан» Почему одно слово написано с заглавной, а другое с маленькой буквы? - Придумайте слова, чтобы в них встречались наши новые звуки. Д.: (бабушка, булочка, бидон, билет, булка…) - Составьте предложения со словом бабушка, булочка и т. д. -Оцените себя. (Дети оценивают по шкале и комментируют свою оценку) Работа по учебнику. У.: - С какими гласными дружит твердый звук [б], когда стоит перед ними? (а, о, э, у, ы) - С какими гласными дружит мягкий звук [б]? (е, е, и, я, ю). Чтение чистоговорок: Ба-ба-ба – на избе была труба. Бу-бу-бу – пооблили мы трубу. Бе-бе-бе – белый голубь на трубе. Бы-бы-бы – голубь улетел с трубы. Ба-бя-бо-бе-бу-бю-бы-би-бэ-бе-би-бю-бо-бы-ба-бе-бе-бу-бя. - Прочтите слоги и слова, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б]. (чтение слогов, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б]) У.: - Ребята, давайте сверим по плану, которым пользуемся всегда при работе с новым звуком, все ли мы узнали? План работы над буквой. 1.Название буквы. 2.Какие звуки обозначает? 3.Как пишется печатная буква. 4.Как читать слогах и в словах, с какими гласными буквами дружит? - Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. | Предлагают варианты. Анализируют собственную деятельность. Исследуют, делают вывод. Осуществляют разные способы чтения. Выбирают cлова по заданному критерию. Сверка с планом, анализ. | ПУУД.: умение проводить классификацию по заданным критериям. РУУД.: способность осуществлять контроль на оценку КУУД.: умение контролировать действии партнера. Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы. РУУД.: умение планировать собственную деятельность. КУУД.: умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. | . |
Гимнастика для глаз. | Закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 5 раз. | | | ЛУУД.: ориентация на здоровый образ жизни. |
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по образцу. | У.: - А теперь вас ждет самостоятельная работа. Напишите в тетради слоги и слова, подчеркните зеленым карандашом букву б, которая обозначает мягкий согласный звук [б]; подчеркните синим карандашом букву б, которая обозначает твердый согласный звук [б]. Какие умения вам понадобятся? - Проверьте себя по образцу. По каким критерия можем себя оценить? | Ответы детей. Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу. Выбирают критерий оценки. Оценивают результат своей деятельности. | РУУД.: умение контролировать и оценивать свои действия. | |
Подведение итогов. Рефлексия. | Что планировали узнать на уроке? Мы достигли поставленной цели? Вернемся к нашему плану работы над буквой. - Как называется буква, которую изучили? - Какие звуки она обозначает? - Научились ли мы читать слоги, слова с буквой б? - Кому было трудно? - Что не получилось? - Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? - В кружочках настроения нарисуйте условным свое настроение. Сравни его с тем, что было вначале урока. У кого стало лучше? Хуже? Почему? - Спасибо за урок! | Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. | ЛУУД.: освоение первоначальных форм познавательной рефлексии. | |