kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв Е и И в приставках, начать формирование умения различать на письме приставки.
Основные понятия:  приставка, морфема, орфограмма 
Тип урока: "открытие" новых знаний 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"»

Урок русского языка в 6 классе

"Правописание приставок -пре- и -при-"

Цели: познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв Е и И в приставках, начать формирование умения различать на письме приставки.
Задачи урока: 

1. формирование умение грамотно писать данные приставки в словах; различать на письме приставки пре- и при,

2. формирование орфографической зоркости,

3. обогащение словарного запаса учащихся;

4. формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему.

5. воспитание интереса и уважения к родному языку;

6.создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Основные понятия:  приставка, морфема, орфограмма 
Тип урока: "открытие" новых знаний 

Ход урока:

1.Организационный момент. Определение темы. Постановка цели и задач урока.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Чтобы преодолеть все препятствия во время путешествия, нам необходимо быть дружными, сообразительными, наблюдательными, проявить смекалку и находчивость.

На партах лежат карточки, определяющие ваше настроение на начало нашего урока, покажите с каким настроем вы пришли на урок.

Попробуем разобраться, что вы будете изучать и как?

 -Вначале нашего урока проведём игру «Составь предложение». Это предложение послужит эпиграфом к нашему уроку. Я вам читаю лексическое значение слова, а вы определяете название этого термина

·        Наука, изучающая орфограммы, называется? (Орфография)

·        Что составляет лексикон человека? (слова )

·        Синоним слова кушать? (есть)

·        Жизненный путь человека? (биография)

·        В именительном падеже – (слово), В родительном падеже - ? (слова)

Давайте прочтем эпиграф урока.

 Орфография слова есть биография слова.

В.П.Шереметевский      

- Как вы понимаете слова В.П.Шереметевского?

- Мы с вами отправимся в путешествие по стране, которой нет на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Это страна Орфография. А как зовут жителей этой волшебной страны? (ответ – орфограммы)

Правильно, орфограммы. Конечно, мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. Сегодня мы навестим только те, которые изучили в разделе «Словообразование».

2. Повторение изученного.

Первая остановка Лингвистическая разминка.
Сначала проверим, как вы готовы к путешествию. 
А для этого нам нужно разгадать лингвистическую загадку. 
Приставляемся всегда 
Мы к началу слова
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи очень много нас!
ЗА, У, ДО, НЕ, БЕЗ, ПО, РАС!
И другие тоже есть,
Всех нас трудно перечесть!
Твердо помните, друзья, ­
В языке без нас нельзя!!!
- О какой морфеме идет речь? (Речь идет о приставке)
ПРИСТАВКА (на доску)
- А что такое приставка? Дайте определение (Часть слова). 
Итак, ПРИСТАВКА ¬ ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПЕРЕД

КОРНЕМ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ (на доску).

- А к каким группам можно отнести приставки, встретившиеся в стихотворении?

(Неизменяемые приставки. Приставки на З (С).)
- Перед нами ворота в сказочную страну. Чтобы открыть их, нужно выполнить задание.

- Из данного текста выпишите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:

Неизменяемые приставки / Приставки, заканчивающиеся на З и С.

1 учащийся у доски. СЛАЙД 3

Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменилось и приобрело мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки т низко пролетели над землёй. Вспыхнула молния. Над головой раздался гул.

Проверка СЛАЙД 4

1 столбик - выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетели.

2 столбик – изменилось, вспыхнула, раздался.

- Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой?

СЛАЙД 5: ПРИОБРЕЛО

- Почему? (Приставка При_, нельзя записать в наши столбики, потому что эта приставка к неизменяемым и приставкам на з-с не относится)

Видео (3 мин)

- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно?  

- Вы правы. Так какова  цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

Именно в городе «Приставок при­ и пре­» мы сегодня с вами и окажемся.

Целеполагание и мотивация:

- Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее.

(На экране текст телеграммы) СЛАЙД 6

Пр…бываем в Балаково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30. будем в школе и сможем пр…ступить к работе. С пламенным приветом пр…ставки Пре- и При-

- Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

3. Открытие нового знания.

Вторая остановка ­ Переулок Новых Знаний.

Сценка:
Пре: Здравствуйте, ребята!
При: Приветствуем вас всех! 
Пре: Мы узнали, что вы как раз сегодня собираетесь поговорить о правописании приставок Пре­ и При­
При: Поэтому поспешили к вам, чтобы помочь. Ведь кому понравится, если его не просто не знают, да еще и неправильно пишут.

-Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование и узнаем, при каком условии надо писать пре-. При каком -при-. Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

- Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

ПРИ-


ПРЕ-


Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры


ПРИбежать


ПРЕлестный


ПРИклеить


ПРЕрвать


ПРИморский

 

 


ПРИгореть

 

 


Продолжение сценки:

Повнимательней смотри. 
Мы приставки пре­ и при­. 
Научись нас различать, 
Друг от друга отличать. 
При: (4 ученика)

Мои значения
Приближение
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной­
Пишется при­, несомненно.
Присоединение
Винт привинтил, прикрутил колесо.
Приклеил, пришил умело­
Помни, что при­ говорят обо всём,
Что добрые руки приделали…

Неполнота действия
Язык прикусил ­ не совсем откусил.
Пригорело ­ не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при­.
Нахождение вблизи чего­-нибудь
На пригорке придорожном,

Привокзальной площади,

В пригороде приморском

Все, что близко, пишем с при.
ПРЕ: (3 ученика)

Я отличная приставка. 
Мне во всём нужна добавка. 
Словом, «ОЧЕНЬ» проверяем Или
ПЕРЕ­ заменяем.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой­
Пре­ мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь ­ не преграда.
Где очень похожи пере­ и пре­,

Там только пре­ ставить надо…
(Э. Успенский)

- Проверь свою работу: посоветуйся с соседом ( если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)

ПРИ-

ПРЕ-



Значение приставки

Примеры

Значение приставки

примеры

ПРИближение

ПРИбежать

= очень

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

= пере

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

 

 

Неполное действие

ПРИгореть

 

 

- Итак, мы с вами заполнили таблицу, знакомство с приставками ПРЕ­ и ПРИ­ состоялось.
- Подведем итог нашей исследовательской работы: От чего же зависит выбор гласной в приставках ПРИ¬ и ПРЕ¬? (Выбор гласной зависит от значения приставки)

Задание: У учащихся карточки со словами на правила, которые они должны правильно прикрепить на доске.

4. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Третья остановка «Бульвар Грамотеев».

Исследовательская работа в группах.

- Сейчас каждая группа получит свой список слов с этими приставками. Вы

посовещайтесь друг с другом и решите, от чего зависит правописание приставки в вашей группе слов.

1 группа слов:

Привокзальный

Прибрежный

Придорожный

Пришкольный

Приморский

2 группа слов:

Привязать

Пришпилить

Присоединить

Приближаться

Приклеить

3 группа слов:

Пригореть

Приоткрыть

Приумолкнуть

Призадуматься

Присесть

4 группа слов:

Премилый

Прекрасный

Пресильный

Прескучный

Презлющий

Вместе:

Преподавать

Преграда

Предать

Преобразовать

Пресечь

- Итак, к каким выводам вы пришли? Каждая группа читает свои слова и

выдвигает предположение по поводу написания приставки.

- Распределить словосочетания в группы на доске. Словосочетания у вас на столе.
Каждый должен выйти и определить их местонахождение. Кто готов?
приехать на автомобиле
пришить пуговицу
приклеить на картон
примчаться первым
прибежать первым
привокзальная гостиница
пришкольный участок
придерживаться правила
преинтересный рассказ
приподняться на носочках
приколоть булавку
премиленький ребенок
предобрый человек
неожиданная бпреграда
прервать разговор

5. Учимся применять правило.

Четвертая остановка: «Орфографическая задача»

1 группа: Найди  "Четвертое лишнее", подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.

  • Пр_возносить, пр_восходить, пр_надлежать, пр_вратить;

  • Пр_норовиться, пр_налечь, пр_тягивать, пр_пятствовать;

  • Пр_ниженный, пр_плюснутый, беспр_кословный, пр_вязчивый;

  • Пр_одолеть, пр_целиться, пр_кратить, пр_небречь.

Ответы: СЛАЙД 6

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;

  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;

  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;

  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

2 группа: Распределители словосочетания в нужную графу.

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.

при




пре


приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-













Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

Ответы:


при




пре


приближение

присоединение

близость

неполнота действия

очень

пере-

приехать на автомобиле

пришить пуговицу

привокзальная гостиница

придерживаться за край стола

преинтересный рассказ

неожиданная преграда

примчаться сломя голову

приклеить на картон

пришкольный участок

приподнять тяжелый шкаф

премиленький ребенок

преодолевать препятствия

3 группа: Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

  1. Расположенный у берега.

  2. Задуматься на некоторое время.

  3. Участок около школы.  

  4. Гнаться за кем-нибудь.  

  5. Слегка задеть что-либо.

  6. Вызывающий восхищение, красивый.  

  7. Немного открыть окно.  

  8. Расположенный у дороги 

  9. Спуститься с неба на землю.  

  10. Очень длинный.

Ответы:

  1. Расположенный у берега. (Прибрежный). 

  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься). 

  3. Участок около школы. (Пришкольный).

  4. Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).

  5. Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться). 

  6. Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).

  7. Немного открыть окно. (Приоткрыть).

  8. Расположенный у дороги (Придорожный).

  9. Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).

  10. Очень длинный. (Предлинный).         

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

4 группа: Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
6. Домашнее задание

- Раз вы сегодня работали в группах, то и в качестве домашнего задания я

предложу вам 5 разных упражнений, которые каждая группа выберет.

Варианты домашних заданий

1). Лексико-стилистическая правка: исправь ложное толкование слов и запиши верный вариант:

1. Приголубить – присоединить к голубю.

2. Приручить – прикрепить к руке.

3. Привратник – тот, кто очень любит врать.

4. Припаять – присоединить с помощью паяльника.

5. Придраться – присоединиться к драке.

6. Прибой – присоединение к бою.

7. Приколоть – прикрепить с помощью булавкой, кнопкой.

8. Прикормить – приблизить к корму.

9. Признаться – присоединиться к знающим.

2). Составьте словосочетания с данными словами:

Пр…кратить

Пр…думать

Пр…гласить

Пр…одолеть

Пр…ютить

Пр…знать

Пр…увеличить

Пр…задуматься

Пр…градить

Пр…клоняться перед

3). Работа со словами «двоякого» написания в зависимости от контекста.

1. Молодой ученый стал достойным пр…емником известного профессора.

2. Я взял с собой в поход транзисторный пр…емник.

3. Никто не пр…ступил закона.

4. Бригада пр…ступила к работе.

5. Группа альпинистов совершила беспр…мерный восход на горную вершину.

6. Систематические тренировки – непр…менное условие для любого спортсмена.

7. Во время пр…бывания на юге мы любили наблюдать, как пр…бывали пароходы.

8. Мальчик пр…творился спящим.

9. Я хочу пр…творить мечты в действительность.

4). Из данного текста выпишите словосочетания со словами на

изучаемую орфограмму, объяснив её правописание.

Рано появились в этом году грибы. Мы пригласили друзей поехать с нами в воскресенье в лес. День был прекрасный. Мы приближались к лесу. Каждый чувствовал прилив сил, бодрости. Пригревало осеннее солнце, приятно продувал ветерок. Слева и справа от дороги расстилались бескрайние просторы полей, открывались прелестные виды родной природы. В лесу, казалось, все притаилось, все безмолвствовало. Мы разбрелись по

лесу и призывными возгласами перекликались между собой.

Наше пребывание в лесу подходило к концу. К вечеру лес преобразился, деревья стали принимать причудливые очертания. Нам пришлось прибавить шагу, чтобы успеть прийти к поезду.

6. Рефлексия:

-Мне кажется, теперь вы достаточно знаете о правописании приставок ПРЕ и ПРИ и сможете самостоятельно восстановить текст телеграммы.

Впишите в телеграмму недостающие буквы и объясните свой выбор.

Пр…бываем в Балаково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30. будем в школе и сможем пр…ступить к работе. С пламенным приветом пр…ставки Пре- и При-

- Какую цель ставили ?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

- Ребята, поскольку мы сегодня познакомились с приставкой пре-, которая

может иметь значение «очень», запишите одно слово с данной приставкой,

охарактеризовав вашу работу на уроке (прекрасно, превосходно, преинтересно, презабавно)

Лирическое отступление. Чтение стихотворения С.Абдуллы.

Мы заканчиваем урок стихотворением, которое прочитает….. 

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

 Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

Автор: Личман Елена Васильевна

Дата: 20.03.2022

Номер свидетельства: 602684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока  русского языка  "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokarusskoghoiazykapravopisaniiepristavokpriepri"
    ["file_id"] => string(6) "285156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454091870"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока и презентация к уроку русского языка «Правописание приставок  пре- и при- » 6 класс "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "116106"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412259390"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "конспект  урока языка Правописание приставок пре- и при-"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "252716"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447431138"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока на тему "Соединительные О и Е в сложных словах". "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-na-tiemu-soiedinitiel-nyie-o-i-ie-v-slozhnykh-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "122458"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414252338"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "конспект и презентация урока по технологии деятельностного метода обучения "Правописание приставок пре- и при-" "
    ["seo_title"] => string(125) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-po-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "124576"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414742899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства