Ученики слушают музыкальный фрагмент (о природе) и рассматривают картинку о природе.
Учитель:
- Какое настроение вызывает у вас эта мелодия и картинка о природе?
Пусть на уроке у вас будет хорошее настроение и желание работать. Давайте улыбнемся друг другу и выполним наши упражнения.
2. Выполнение кинезиологических упражнений. (Это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.)
Учитель проводит с обучающимися упражнения на развитие мелкой моторики
Упражнение «Колечко».
Учитель:
- Ребята, вам нужно как можно быстрее перебирать пальчики рук, соединяя по очереди большой пальчик с каждыми остальными, образуя колечко. Выполняем в прямом и обратном направлении. Сначала выполняем каждой рукой отдельно, затем вместе.
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
3. Подведение к теме урока.
Слайд. Таблица с записями.
чистый
чистящий
чистить
жёлтый
желтеющий
желтеть
красный
краснеющий
краснеть
Учитель:
- Найдём знакомые части речи. Имя прилагательное. Глагол. Правильно. Молодцы.
- Как вы их определили? Верно.
4. Прочитайте предложение. Найдите имя прилагательное, глагол.
Я люблю синее небо с белыми облаками. Имя прилагательное - синее, белыми. Глагол - люблю.
5. Минутка чистописания.
Учитель: Ребята, пред вами лежат конверты со словами. Из этих слов вам нужно составить предложения и записать их в тетрадь. Работаем в парах.
1) Люблю, белый, , цветок, я.
2) Видит, зелёные, ели, друг, мой.
6. Работа по таблице.
- Ребята, в этой таблице даны три колонки. Имя прилагательное, глагол вы определили. Осталось причастие. Это часть речи, с которой сегодня знакомимся.
Закончите предложение.
Как прилагательное, причастие отвечает на вопрос ...
Образовано от ....
Почему нельзя сказать, что причастие обозначает признак предмета?
Почему нельзя сказать, что причастие обозначает действие предмета?
Итак, сделаем вывод. Причастие - это ...
7. Словарная работа. Учитель называет слова, школьники определяют часть речи.
Молодой, молодит, молодящий.
Задумать, задумавшийся, задумчивый.
Синеть, синеющий, синий.
8. Закрепление темы.
Учитель:
- Ребята, скажите, к какой части речи относятся все слова, записанные на доске?
Решающий, краснеющий, прочитавший, выполнивший.
Учитель:
- Что обозначает причастие? Выберите правильный ответ.
(Обозначает действие предмета. Обозначает предмет. Обозначает признак предмета. Обозначает признак предмета по его действию)
Учитель:
- На какие вопросы может отвечать причастие? Выберите правильный ответ.
(Что делать? Кто? Что? Какой? Что делающий? Что сделавший?)
Учитель: Изменяются причастия? (По родам, числам и падежам.) Работа по таблице. Слайд №2.
Думающий ученик. Думающая ученица. Думающие дети. О думающих детях.