Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».»
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме
«Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
Цели урока
1) Образовательные: создать условия, способствующие изучению знаний по теме «Гласные О – Е после шипящих в суффиксах существительных» и применению этих знаний в нестандартных учебных ситуациях.
2) Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе, в паре.
3) Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, активной жизненной позиции.
Оборудование: учебник русского языка под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, презентация, карточки с заданиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Классные тетради раздать перед уроком!
1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. /Аплодисменты/.
Знаете, ребята, когда я была школьницей и училась, как вы, в 6 классе, я мечтала о волшебной палочке, которая исполняла бы мои желания. И вот сегодня она у меня есть! Да-да! Не удивляйтесь! Волшебная палочка, которая поможет сделать из большого маленькое, из обычного - ласковое, и даже из нового неаккуратное и старое. И сегодня на уроке вы убедитесь в этом и сами попробуете себя в роли волшебников.
2. Определение целей урока.
Но для начала давайте определим цели урока.
- Какую часть речи мы с вами изучаем?
- Что такое имя существительное?
- Почему мы изучали имя существительное в 4 классе, в 5 классе, а теперь и в 6 классе? Записываем на доске!
1.Повторить.
2.Изучить новое.
3.Обобщить, систематизировать.
3. Проверка домашней работы.А теперь давайте обсудим выполнение домашней работы. Какие трудности вы испытали при выполнении домашней работы?
К доске выйдет и запишет слова в 2 столбика: с суффиксом –ик- существительных___________________
А с суффиксом –ек- существительных___________________________ .
Собираем тетради для домашних работ /передать с последних парт на первые/.
В тетрадях для классных работ записываем число, классная работа.
4.Определение темы урока.
Слайд 2.
Посмотрите, пожалуйста на экран. / Слова ШЁПОТ, ВРАЧОМ, ДРУЖОК/.
-Попробуйте объяснить написание гласной после шипящих в слове ШЁПОТ…..ВРАЧОМ. Соотнесите эти слова с темами. А можно ли применить известные вам правила к слову ДРУЖОК? Почему? А теперь, опираясь на эти наблюдения, попробуем сформулировать тему урока.
Слайд 2 (третий щелчок).
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
- Теперь нам надо определить, когда после шипящих пишется О, а когда Е в суффиксах существительных.
Слайд 3.
Запишите в тетради, распределив слова в два столбика: в 1 – с буквой О в суффиксе после шипящих, во 2 – с буквой Е в суффиксе после шипящей, существительные со слайда. Попробуйте сделать вывод и сформулировать правило о том, когда в суффиксах существительных после шипящих пишется гласная О, а когда гласная Е.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------6. Работа с учебником. Теперь давайте откроем учебники и проверим, правильно ли мы сформулировали правило (читаем правило на с. 106). Определите и назовите 3 условия правила написания , на которые опирается изучаемая сегодня орфограмма.
7. А теперь мы займёмся творческой работой – напишем диктант с творческим заданием.
1 вариант записывает существительные с гласной О после шипящих, угадывая их по определениям, которые я диктую и правильно обозначая орфограмму.
2 вариант – с гласной Е.
Мальчик-пастух; его открывает маленький ключик; маленький жук, подросший цыплёнок, щенок, что остаётся на месте отломленной ветки, одна из самых распространённых кличек собак; маленький дед; грязная, неряшливая шапка; еле заметный знак конца предложения; его любит грызть белка в сказке Пушкина; самый младший из трёх героев народной сказки о трёх медведях; при разрезывании торта каждому гостю достаётся, его подкладывали под 40 перин, на которых спала принцесса, которая его почувствовала, я у мамы любимая.
1 вариант 2 вариант
Пастушок замочек
Жучок точечка
Петушок орешек
Собачонка кусочек
Сучок горошек
Дружок доченька
Старичок
Шапчонка
Медвежонок
Слайд 5.
Проверяем по слайду. /Ребята подсчитывают свои ошибки/.
Ребята, а с помощью какого словообразовательного способа вы составляли новые слова? /Суффиксального/. С помощью каких суффиксов? /-ок-, -ек-,-онк-,-ечк-,-еньк-,-онок-/.
Какие значения придают эти суффиксы именам существительным?
-Как вы считаете, можно ли эту пословицу соотнести с результатом нашего сегодняшнего урока? (Да, потому что мы потрудились и теперь знаем, как выбирать гласную в суффиксах существительных.)
-Смотрите, ребята, а ведь моя волшебная палочка нам сегодня и не пригодилась! Вы сами смогли превращать большое в маленькое, обычное в ласковое. А что вам в этом помогло?
-Что же сегодня на уроке стало для нас волшебной палочкой? (Знания и умения, полученные на уроке).
13. Рефлексия. Ребята! А теперь – внимание! Сейчас все, кому урок понравился, похлопали в ладоши. А теперь те, кому не понравился – потопали ногами. Спасибо!
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка по теме «Написание буквы о-е-ё после шипящих и ц в различных частях слова» "
["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-napisaniie-bukvy-o-ie-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
["file_id"] => string(6) "120058"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1413600528"
}
}