kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Имя существительное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок закрепления и обобщения знаний о существительном.Комбинированный урок-путешествие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Имя существительное как часть речи"»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе  
 «Имя существительное как часть речи» 

Тема: «Имя существительное как часть речи»: 
Цель урока:
закрепить  и обобщить  сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы. 

Задачи:
1. развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки. 
2. воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно–исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный. 
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
· Прием рефлексивной деятельности 
· Метод конкретизации целей обучения 
· Метод открытого обсуждения знаний 
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций.

Ход урока 

  1. Орг. момент. Работа за экраном.

2. Лингвистическая разминка.

На доске (слайде) предложение.

– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)

[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)

– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.

  1. Фоноритмика

Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология- огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск.

Какой частью речи являются слова, живущие в этом городе? Правильный ответ поможет определить тему урока.
4. Постановка проблемы и задач урока 
  — Правильно, это имя существительное. 

— Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи). 
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы  вспомните свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. 

А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.

Отправляемся в путь!
5. Работа по теме урока 

1 остановка «Опознаватнльная» 


-Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в записанных вами предложениях и назовите их. ( Число запишите в маршрут)

А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения)


2.Остановка «Теоретическая».

Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора.


Работа с учебником стр.46 Чтение и анализ текста составление опорного конспекта.


Имя существительное

Грамматическое
значение

Вопрос


Морфологические признаки

Роль в предложении



Подлежащее, дополнение,

обстоятельство

постоянные

непостоянные

Предмет

Кто?

Что?

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род, склонение.

Число, падеж


-Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту

Самопроверка по слайду.

Результаты оцените по 5бальной системе(5 столбцов) –


3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание.
Найди лишне слово.(слайд)


    • Олень, дочь, мужчина . (род)

    • Собака, книга, девочка. (одуш.)

    • Москва, город, Россия. ( собств.)

    • Песня, море, листопад. (склонение)

    • Ключи, уроки, класс. (число)

- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите

Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.

4.«Синтаксическая» 

Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами.

Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. (работа по группам)


Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России


Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)

Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи) Учитель.  Повторим название падежей и падежные вопросы.  Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное.

Итог:

Что мы делали на уроке?

Что вы вспомнили о существительном?

Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями?

– Кому и над чем ещё следует поработать?

Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Домашнее задание: изменить по падежам слова:

улыбка, сон, утро.

Приложение.

Маршрутный лист______________________________________

1 остановка «Опознаватнльная»


Сколько существительных в предложении?


Ответ:_____



__

2.Остановка «Теоретическая».

Грамматическое
значение

Вопрос


Морфологические признаки

Роль в предложении

____________________________________________________________________________



постоянные

непостоянные

_____________

______________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________



___

3.« Морфологическая».

1___________________________

2_____________________

3___________________

4____________________

5____________________

___

4.«Синтаксическая» 

1.Россия – моя Родина.

2.Моя родная страна – Россия.

3.За границей я часто думаю о России.

4.С самого рождения я живу в России.

__

«5»-18-19 б. Посчитай баллы и поставь себе оценку:________

«4»-14-17б

«3»-13-9 б.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Имя существительное как часть речи"

Автор: Оленичева Людмила Александроавна

Дата: 30.11.2022

Номер свидетельства: 618841

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  русскому языку  на тему "Имя существительное как часть речи. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407142939"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока по русскому языку 3 класс "Имя существительное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-3-klass-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "151081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420631533"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока русского языка. 4 класс. "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "135241"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416891502"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "236350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444044521"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "конспект урока по русскому языку на тему: «Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». "
    ["seo_title"] => string(155) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-imiena-sushchiestvitiel-nyie-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie"
    ["file_id"] => string(6) "156391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421419373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства