kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок в 8 классе по русскому языку и биологии на основе картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу" (для обучающихся с ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разрабатывался для детей-аутистов, обучающихся в школе по индивидуальной программе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в 8 классе по русскому языку и биологии на основе картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу" (для обучающихся с ОВЗ)»

Интегрированный урок в 7 классе «Утро в сосновом лесу» учителя русского языка и литературы Одинокой Марии Николаевны, учителя биологии, педагога-психолога Луценко Ольги Александровны МБОУ «Средняя школа № 8 имени Н.В. Пономаревой» г. Ульяновска


Тема урока: «Утро в сосновом лесу»

Тип урока:  урок комплексного применения знаний

Форма: урок развития речи

Методы урока: пассивные, интерактивные

Технология: информационная

Элементы  технологий:

1) работа в парах;

2) здоровьесберегающие  технологии;

Цели:

- работа над развитием устной и письменной речи;

-формирование умения самостоятельно создавать текст сочинения-описания по картине;

Задачи:

-закрепить и расширить теоретические знания по обозначенной теме, добиться понимания определяющих, характерных такому типу речи, как описание;

-развивать навыки работы по конструированию текста;

-развивать устную и письменную речь;

Содержание учебно-познавательной деятельности: отработка и осознание понятия «описание», алгоритма определения типологической отнесенности текста, осознание взаимосвязи основных единиц языка;

Содержание учебно-практической деятельности: отработка навыков учебного сотрудничества, поиска информации, выхода из проблемной ситуации, оценивания деятельности, коммуникативных навыков создания текстов по определенным установкам, аргументированного выражения мнения, формирование представления о богатстве мира природы и понимания бережного отношения к нему, формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Формируемые УУД и планируемые результаты: совершенствование навыков по составлению текстов, расширение кругозора учеников (выход через лингвистический материал на биологический и осознание взаимосвязи разных наук), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К), анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие (П); фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К); синтез как составление целого из частей, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П); оценивание усваиваемого содержания (Л); контроль, коррекция, оценка (Р).

Л – личностные; Р – регулятивные;

П – познавательные; К – коммуникативные.

Междисциплинарный синтез: русский язык, биология.








Ход занятия

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент), целеполагание

Видеофрагмент про лесную опушку небольшой с музыкой, далее слова Антона Павловича Чехова.

Слово учителя:

-Ребята, а на каком материке мы с вами живем? (Евразия)

-В каком городе мы с вами живем?

-Какой климат преобладает на нашей территории? (умеренно-континентальный.

1. Хвойные леса Ульяновской области

1048 тыс.га земли заняты лесами – это четверть часть территории Ульяновской области. Около половины территории занимают хвойные леса (сосна, лиственница). Они обладают свойством очищать воздух от вредных для здоровья бактерий, поэтому возле сосновых лесов расположены санатории и дома отдыха.



В экосистеме леса мы с вами видим большое разнообразие видов животных и растений.

- А какие виды животных и растений леса вы знаете? (сосна, береза, дуб, ясень, ромашка, мох, лишайник, белочка, лиса, волк, медведь)

(фоном идет видео с природой и пение соловья)

Для каждого из нас символичны бесконечные просторы и бескрайние луга с разнотравьем, березовые рощи с пением соловья, таежные медведи-рыболовы, душистые ромашковые и васильковые поля с порхающими бабочками. Невероятно красивая природа России воспевается поэтами и навечно застывает на полотнах художников. Первым из художников России воплотил красоту и могущество русской природы Шишкин.

2. Биография Шишкина.

II. Актуализация знаний

(картина Шишкина)

Слово учителя:

--Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (обсуждение и описание картины).

--Что мы будем формировать с помощью обсуждения картины? (речь, способность к составлению связного устного и письменного текста)

Открываем тетради и записываем число, классная работа, подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

1.Фронтальный опрос.

—Что мы видим в центре картины? (Маленькие медвежата, сосновый лес, старые поваленные деревья, медведица).

—Что делают медвежата? (Медвежата весело играют. Ранним утром они вылезли из своей берлоги: двое залезли на поваленное бурей дерево, третий смотрит вдаль).

— Как выглядят медвежата? (Художник изобразил медвежат пушистенькими, толстенькими, кругленькими).

— Кто ещё изображён на картине? (Медведица, которая охраняет своих малышей от врагов. Или,мб, это медведь, который сидит у ствола дерева и присматривает за медвежатами).

— Как выглядит медведица? (Она больше медвежат, у неё бурая, коричневая шерсть. Она скалит зубы, рычит на непослушных малышей).

— На каком дереве изображены медвежата? (Это старая сосна, сломанная бурей. Ствол её расщеплён, корни выворочены из земли).

— Что мы видим на заднем плане? (Высокие сосны. Между деревьями растёт зелёный кустарник. Небо покрыто розоватыми облаками. Не случайно картина называется «Утро в сосоновом лесу»).

— Какая часть дня на картине? (На картине раннее солнечное утро: первые лучи солнца освещают вершины сосен).

Итак, мы с вами обсудили, что изображено на картине. Давайте сейчас запишем в тетради ключевые слова и дадим характеристику ключевых слов.

III. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Конструирование элементов текста.

На слайд: Словарная работа. Выделение ключевых слов: Медвежата, третий медвежонок, медведица, лес, сосны, утро, небо, лучи. Ключевые слова обсуждаются и на слайде «выплывает» сперва ключевое слово, после обсуждения «выплывают» прилагательные и глаголы, данные ниже, которые дети фиксируют в тетради.

Медвежата: весёлые, мохнатые, игривые, шаловливые, любознательные, вскарабкались на поваленное дерево, лазают, рычат, пыхтят. Запись в тетради.

Медвежонок, который не играет с братьями: неуклюжий, неповоротливый, косолапый, толстый, не смог взобраться на ствол поваленного дерева, смотрит вдаль. Запись в тетради.

Медведица: заботливая, строгая, недовольная. Запись в тетради.

Лес: дремучий, густой, непроходимый, таинственный, сказочный. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор. Запись в тетради.

Сосны: старые, высокие, могучие, прямые, покрыты потрескавшейся корой. Запись в тетради.

Утро: раннее, летнее, свежее, первые лучи солнца, беловатый туман. Запись в тетради.

Небо: покрыто нежными, розовыми облаками. Запись в тетради.

Лучи: солнечные, освещают и золотят вершины сосен. Запись в тетради.

2. Гимнастика для глаз.

3. Конструирование текста.

Работа со схемами предложений: на доске - схемы Эльконина-Давыдова разных предложений, в тетради и на слайде - словарная работа. Составляем 2 предложения со мной, 3 – самостоятельно.

Проверьте то, что получилось, друг у друга, на полях карандашом покажите мне ошибки друг у друга.

IV. Закрепление в результате работы с интерактивной доской.

1.Орфографическая работа.

Слово учителя: Сейчас мы повторим некоторые орфограммы, которые могут встретиться при описании картины.

На слайд: Орфографическая работа. Чередующиеся гласные в корне слова.

Р_стут – р_стение – прор_стать

НО : р_ст, выр_с

Слово учителя: В тетради запишите слова с пропущенными буквами и самостоятельно вставьте пропущенные буквы.

После вставки буквы «выплывает» правило: правописание гласных зависит от последующего согласного. Можно здесь выделить разным цветом СТ и С.

Заст_лать, но заст_лить

Зам_рать, но зам_реть

У: В тетради запишите слова с пропущенными буквами и самостоятельно вставьте пропущенные буквы.

После вставки буквы «выплывает» правило: правописание гласных зависит от последующего суффикса А. Можно выделить красным цветом суффикс А.

На слайд: Орфографическая работа. Правописание «Н» и «НН» прилагательных и причастиях.

Таинствен_ый

У: В тетради запишите слово с пропущенной буквой и самостоятельно вставьте пропущенную букву.

После вставки буквы «выплывает» правило: отыменное прилагательное, образованное от существительного «таинство» с суффиксом «ЕНН», в котором всегда пишем «НН».

Ран_ий

У: В тетради запишите слово с пропущенной буквой и самостоятельно вставьте пропущенную букву.

После вставки буквы «выплывает» правило: отыменное прилагательное, образованное от существительного «рань», в основе которого есть «Н», с суффиксом «Н», всегда пишем «НН».

Повален_ый, сломан_ый

НО: изображе_о, написа_о, расщепле_о, вывороче_ы

Вы: В тетради запишите слова с пропущенными буквами и самостоятельно вставьте пропущенные буквы.

После вставки букв «выплывает» правило: полные причастия, в которых всегда пишем «НН», а в кратких причастиях, всегда пишем «Н» .

На слайд: Запомните, как пишется:

Будто

Будто бы

Как будто

Вдаль


На слайд: Составление плана сочинения

2.Составление плана

Итак, нам осталось составить план, на основе которого вы дома напишите сочинение-описание по картине.

-о ком будем говорить в начале сочинения? (о медвежатах, о тех, кто изображен на переднем плане)

1. Медвежата в лесной глуши.

-о чем будем говорить в средней части сочинения? (об утре, лесе, о том, что изображено на заднем плане)

2. Утро в сосновом лесу.

-о чем будем говорить в завершении сочинения?

3. Впечатление от картины.

V. Домашнее задание

дописать сочинение

VI. Рефлексия и подведение итогов урока

-что мы сегодня делали? (вспоминали о слоях леса, учились писать сочинение, развивали речь)




























7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мария Николаевна Одинокая

Дата: 18.12.2021

Номер свидетельства: 595278


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства