Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок в 8 классе по русскому языку и биологии на основе картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу" (для обучающихся с ОВЗ)»
Интегрированный урок в 7 классе «Утро в сосновом лесу» учителя русского языка и литературы Одинокой Марии Николаевны, учителя биологии, педагога-психолога Луценко Ольги Александровны МБОУ «Средняя школа № 8 имени Н.В. Пономаревой» г. Ульяновска
Тема урока: «Утро в сосновом лесу»
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Форма: урок развития речи
Методы урока: пассивные, интерактивные
Технология: информационная
Элементы технологий:
1) работа в парах;
2) здоровьесберегающие технологии;
Цели:
- работа над развитием устной и письменной речи;
-формирование умения самостоятельно создавать текст сочинения-описания по картине;
Задачи:
-закрепить и расширить теоретические знания по обозначенной теме, добиться понимания определяющих, характерных такому типу речи, как описание;
-развивать навыки работы по конструированию текста;
-развивать устную и письменную речь;
Содержание учебно-познавательной деятельности: отработка и осознание понятия «описание», алгоритма определения типологической отнесенности текста, осознание взаимосвязи основных единиц языка;
Содержание учебно-практической деятельности: отработка навыков учебного сотрудничества, поиска информации, выхода из проблемной ситуации, оценивания деятельности, коммуникативных навыков создания текстов по определенным установкам, аргументированного выражения мнения, формирование представления о богатстве мира природы и понимания бережного отношения к нему, формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Формируемые УУД и планируемые результаты: совершенствование навыков по составлению текстов, расширение кругозора учеников (выход через лингвистический материал на биологический и осознание взаимосвязи разных наук), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К), анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие (П); фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К); синтез как составление целого из частей, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П); оценивание усваиваемого содержания (Л); контроль, коррекция, оценка (Р).
Л – личностные; Р – регулятивные;
П – познавательные; К – коммуникативные.
Междисциплинарный синтез: русский язык, биология.
Ход занятия
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент), целеполагание
Видеофрагмент про лесную опушку небольшой с музыкой, далее слова Антона Павловича Чехова.
Слово учителя:
-Ребята, а на каком материке мы с вами живем? (Евразия)
-В каком городе мы с вами живем?
-Какой климат преобладает на нашей территории? (умеренно-континентальный.
1. Хвойные леса Ульяновской области
1048 тыс.га земли заняты лесами – это четверть часть территории Ульяновской области. Около половины территории занимают хвойные леса (сосна, лиственница). Они обладают свойством очищать воздух от вредных для здоровья бактерий, поэтому возле сосновых лесов расположены санатории и дома отдыха.
В экосистеме леса мы с вами видим большое разнообразие видов животных и растений.
- А какие виды животных и растений леса вы знаете? (сосна, береза, дуб, ясень, ромашка, мох, лишайник, белочка, лиса, волк, медведь)
(фоном идет видео с природой и пение соловья)
Для каждого из нас символичны бесконечные просторы и бескрайние луга с разнотравьем, березовые рощи с пением соловья, таежные медведи-рыболовы, душистые ромашковые и васильковые поля с порхающими бабочками. Невероятно красивая природа России воспевается поэтами и навечно застывает на полотнах художников. Первым из художников России воплотил красоту и могущество русской природы Шишкин.
2. Биография Шишкина.
II. Актуализация знаний
(картина Шишкина)
Слово учителя:
--Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (обсуждение и описание картины).
--Что мы будем формировать с помощью обсуждения картины? (речь, способность к составлению связного устного и письменного текста)
Открываем тетради и записываем число, классная работа, подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
1.Фронтальный опрос.
—Что мы видим в центре картины? (Маленькие медвежата, сосновый лес, старые поваленные деревья, медведица).
—Что делают медвежата? (Медвежата весело играют. Ранним утром они вылезли из своей берлоги: двое залезли на поваленное бурей дерево, третий смотрит вдаль).
— Как выглядят медвежата? (Художник изобразил медвежат пушистенькими, толстенькими, кругленькими).
— Кто ещё изображён на картине? (Медведица, которая охраняет своих малышей от врагов. Или,мб, это медведь, который сидит у ствола дерева и присматривает за медвежатами).
— Как выглядит медведица? (Она больше медвежат, у неё бурая, коричневая шерсть. Она скалит зубы, рычит на непослушных малышей).
— На каком дереве изображены медвежата? (Это старая сосна, сломанная бурей. Ствол её расщеплён, корни выворочены из земли).
— Что мы видим на заднем плане? (Высокие сосны. Между деревьями растёт зелёный кустарник. Небо покрыто розоватыми облаками. Не случайно картина называется «Утро в сосоновом лесу»).
— Какая часть дня на картине? (На картине раннее солнечное утро: первые лучи солнца освещают вершины сосен).
Итак, мы с вами обсудили, что изображено на картине. Давайте сейчас запишем в тетради ключевые слова и дадим характеристику ключевых слов.
III. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1. Конструирование элементов текста.
На слайд: Словарная работа. Выделение ключевых слов: Медвежата, третий медвежонок, медведица, лес, сосны, утро, небо, лучи. Ключевые слова обсуждаются и на слайде «выплывает» сперва ключевое слово, после обсуждения «выплывают» прилагательные и глаголы, данные ниже, которые дети фиксируют в тетради.
Медвежата:весёлые, мохнатые, игривые, шаловливые, любознательные, вскарабкались на поваленное дерево, лазают, рычат, пыхтят. Запись в тетради.
Медвежонок, который не играет с братьями: неуклюжий, неповоротливый, косолапый, толстый, не смог взобраться на ствол поваленного дерева, смотрит вдаль. Запись в тетради.
Медведица:заботливая, строгая, недовольная. Запись в тетради.
Лес: дремучий, густой, непроходимый, таинственный, сказочный. Кругом непроходимая чаща. Это сосновый бор. Запись в тетради.
Сосны:старые, высокие, могучие, прямые, покрыты потрескавшейся корой. Запись в тетради.
Утро: раннее, летнее, свежее, первые лучи солнца, беловатый туман. Запись в тетради.
Небо: покрыто нежными, розовыми облаками. Запись в тетради.
Лучи:солнечные, освещают и золотят вершины сосен. Запись в тетради.
2. Гимнастика для глаз.
3. Конструирование текста.
Работа со схемами предложений: на доске - схемы Эльконина-Давыдова разных предложений, в тетради и на слайде - словарная работа. Составляем 2 предложения со мной, 3 – самостоятельно.
Проверьте то, что получилось, друг у друга, на полях карандашом покажите мне ошибки друг у друга.
IV. Закрепление в результате работы с интерактивной доской.
1.Орфографическая работа.
Слово учителя: Сейчас мы повторим некоторые орфограммы, которые могут встретиться при описании картины.
На слайд: Орфографическая работа.Чередующиеся гласные в корне слова.
Р_стут – р_стение – прор_стать
НО : р_ст, выр_с
Слово учителя: В тетради запишите слова с пропущенными буквами и самостоятельно вставьте пропущенные буквы.
После вставки буквы «выплывает» правило: правописание гласных зависит от последующего согласного. Можно здесь выделить разным цветом СТ и С.
Заст_лать, но заст_лить
Зам_рать, но зам_реть
У: В тетради запишите слова с пропущенными буквами и самостоятельно вставьте пропущенные буквы.
После вставки буквы «выплывает» правило: правописание гласных зависит от последующего суффикса А. Можно выделить красным цветом суффикс А.
На слайд: Орфографическая работа. Правописание «Н» и «НН» прилагательных и причастиях.
Таинствен_ый
У: В тетради запишите слово с пропущенной буквой и самостоятельно вставьте пропущенную букву.
После вставки буквы «выплывает» правило: отыменное прилагательное, образованное от существительного «таинство» с суффиксом «ЕНН», в котором всегда пишем «НН».
Ран_ий
У: В тетради запишите слово с пропущенной буквой и самостоятельно вставьте пропущенную букву.
После вставки буквы «выплывает» правило: отыменное прилагательное, образованное от существительного «рань», в основе которого есть «Н», с суффиксом «Н», всегда пишем «НН».
Повален_ый, сломан_ый
НО: изображе_о, написа_о, расщепле_о, вывороче_ы
Вы: В тетради запишите слова с пропущенными буквами и самостоятельно вставьте пропущенные буквы.
После вставки букв «выплывает» правило: полные причастия, в которых всегда пишем «НН», а в кратких причастиях, всегда пишем «Н» .
На слайд: Запомните, как пишется:
Будто
Будто бы
Как будто
Вдаль
На слайд: Составление плана сочинения
2.Составление плана
Итак, нам осталось составить план, на основе которого вы дома напишите сочинение-описание по картине.
-о ком будем говорить в начале сочинения? (о медвежатах, о тех, кто изображен на переднем плане)
1. Медвежата в лесной глуши.
-о чем будем говорить в средней части сочинения? (об утре, лесе, о том, что изображено на заднем плане)
2. Утро в сосновом лесу.
-о чем будем говорить в завершении сочинения?
3. Впечатление от картины.
V. Домашнее задание
дописать сочинение
VI. Рефлексия и подведение итогов урока
-что мы сегодня делали? (вспоминали о слоях леса, учились писать сочинение, развивали речь)