kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.»

Отчёт по методической теме

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальной школы

Актуальная проблема школы -

Работая в начальной школе ,невозможно не задумываться о грамотном письме учащихся. Грамотные дети пишут, как правило без ошибок, имея богатый словарный запас и знание правил. Многие учащиеся не «видят» орфограммы. Встаёт вопрос: как помочь таким ученикам? Каким образом развивать у них орфографическую зоркость.

Цель:  развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и повышение грамотности

Задачи:  - изучить литературу по данной теме;

-изучить . насколько развита орфографическая зоркость учащихся класса;

- изучить приёмы вырабатывания орфографической зоркости в начальной школе и применять их на уроках письма, русского языка, формируя её на протяжении 4 лет обучения;

- разработать «орфографические разминки для вырабатывания безошибочного письма.

 Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач в приобретении орфографического навыка. 
Что такое орфографическая зоркость ? Это умение замечать орфограммы при письме. Что же надо знать при формировании орфографической зоркости, зная что у человека работают несколько видов памяти.
1. Слуховая память помогает ребёнку услышать предложение или слова и проанализировать услышанное, самому себе проговорить. Задача учителя состоит в развитии у детей школьного возраста фонематического слуха. 2. Зрительная память помогает человеку запоминать правильное написание слов. Чтобы ликвидировать ошибку в написании слова, необходимо много-много раз писать его. Лишь после этого не будет ошибок. 3.Двигательная память.  Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 4. Велико значение проговаривания в формировании орфографического навыка. Проговаривая слова, дети объясняют классу правильное написание слов в предложении. 

. Назову , какие умения необходимо вырабатывать у младших школьников для формирования орфографической зоркости. В начальной школе при обучении по письму и развитии речи велико значение следующих упражнений.

1. Упражнения должны быть  самостоятельными.

2. Упражнения должны быть систематическими. Каждое новое упражнение должно быть связано с предыдущим.

Дети должны каждый раз приобретать навык, а не терять его.

С каждым разом учитель меньше помогает ученику, а он должен больше работать самостоятельно. Это очень важно.

3. Каждое упражнение разбирается устно, а затем следует его выполнить письменно. 

4. Логические упражнения помогают находить главную мысль, понять второстепенную, не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят, а схватить систему изложения материала

Сразу не выработаешь орфографическую зоркость . Она развивается постепенно, например, при чтении, при письме диктантов, при списывании текстов , дополненных разными заданиями. Приведу несколько приёмов для развития орфографической зоркости.

Приём №1 .Списывание текста.

Алгоритм списывания таков. 1.Внимательно прочитай предложение. 2.Прочитай предложение орфографически. 3. Повтори его не заглядывая в текст. 4.Найди в предложении все орфограммы. 5.Повтори еще раз предложение, проговаривая все звуки. 6.Начинай писать, диктуя себе по слогам, произнося каждый звук и подчеркивая орфограммы. Полезно на кождом уроке выделять время для списывания, даже если это будет 1 предложение.

Приём №2. Выборочное списывание подготавливает щкольников к написанию выборочных диктантов. Можно использовать следующие задания:

1.Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.Выпиши словосочетания, главные члены предложения.

7.Найди в предложении ошибку и запиши его правильно.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.



Приём №3. Комментированное письмо. Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое написание предложения.

 Приём №4. Письмо с проговариванием - это предупреждение ошибок. Дети привыкают работать в определённом темпе.

Приём №5.Письмо с пропуском орфограмм. Ученикам даю разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

  Приём №6.Письмо по памяти. Памятка находится в конце учебника.

ПРИЁМ №7.Диктанты. Цель диктантов – предупреждение ошибок.

Предупредительный диктант·    

Объяснительный диктант

Выборочный диктант

Свободный диктант

Самодиктант

Зрительно-слуховые диктанты

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и проверить свое написание.

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

 Словарный диктант. Методику проведения диктантов знает каждый учитель.

Приём №8. Орфографические минутки

Приём №9. Списывание на скорость.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Автор: Репина Зинаида Григорьевна

Дата: 12.04.2017

Номер свидетельства: 408741

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Презентация к выступлению на ГМО на тему "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языкав начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_vystupleniiu_na_gmo_na_temu_razvitie_orfograficheskoi_zorkosti_n"
    ["file_id"] => string(6) "528855"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1574787622"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка для 3 класса по теме :"Имя прилагательное". "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-3-klassa-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "222408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436269747"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Развитие орфографической зоркости. "
    ["seo_title"] => string(37) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti"
    ["file_id"] => string(6) "135446"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416923554"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства