kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная технология как способ измерения сформированности компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектный метод обучения не только способствует формированию компетентностей, но позволяет объективно оценить уровень владения учащимися различными видами ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная технология как способ измерения сформированности компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе»

Проектная технология как способ измерения сформированности компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе

 Ведущее место среди методов, отвечающих запросам современного образования, принадлежит методу проектов.

    Учебный проект – это форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела, это совместная учебно–познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы.

   В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать, решить проблему. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений: применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

   Таким образом, проектное обучение – это дидактическая система реализации компетентностного образования.

   Проектный метод обучения не только способствует формированию компетентностей, но позволяет объективно оценить уровень владения учащимися различными видами ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

    К ключевым компетенциям, уровень формирования которых можно измерять с помощью проектной технологии относятся:

    1) исследовательские компетенции;

    2) речевые компетенции;

    3) мыслительные компетенции;

    4) ценностно-смысловые компетенции;

    5) общекультурные компетенции.

  Внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений и навыков, формирующихся в процессе подготовки проекта. В качестве самооценки деятельности учащихся уместно использовать карту успешности, в которой учащиеся по пятибалльной шкале  оценивают свои проектные умения на каждом этапе работы над проектом:

- проблематизация (умею выявлять проблему, выбирать из множества проблем главную, решать проблему самостоятельно, выбирать проблемы путем согласования для совместного решения);

 - целеполагание (умею ставить цели и добиваться их, согласовывать цели с другими, осуществлять поиск способов достижения цели);

- планирование (умею планировать свою деятельность, организовать планирование в группе, распределять обязанности и роли в группе);

- исследование (могу проводить исследование, пользоваться Интернетом, отбирать нужную информацию, работать самостоятельно, достигать результатов в совместной деятельности, владею компьютером);

- коммуникация (умею дружить, могу быть внимательным к людям, обладаю хорошими манерами, проявляю толерантность, умею слушать и сопереживать, конструктивно сотрудничать, имею чувство юмора, помогаю людям в сложных ситуациях);

- презентация (умею публично выступать, составлять план выступления, логически мыслить и выражать свое мнение, сжато излагать свои мысли);

- рефлексия (могу оценить вклад каждого участника проекта, оценить результат решения проблемы, проводить самоанализ деятельности, оценить результаты совместной деятельности).

   Карта успешности ученика – это самооценка, а для внешней оценки и необходимо разработать совместно с учащимися критерии оценки проектных работ, которые должны соответствовать следующим принципам:

   - критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста;

   - критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом;

   - критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

   Приведем примерный перечень критериев оценки проектной работы. Все критерии разделим на две группы: оценка проекта и оценка презентации.

   Критерии оценки проекта:

1. Самостоятельность работы над проектом.

 2. Глубина исследования проблемы.

                                                

 3. Оригинальность предложенных решений.



  Критерии оценки презентации:

1. Артистизм и выразительность выступления.

2. Глубина раскрытия содержания проекта в     презентации.

3. Качество выполнения продукта.

4. Убедительность при ответах на вопросы.



   Таким образом, карта успешности ученика и оценка проекта по критерии

ям позволяет измерить сформированность следующих общеучебных умений и навыков:

-исследовательские или поисковые;

-менеджерские;

-коммуникативные;                                                                                            

-презентационные;

  -рефлексивные;

-работа в сотрудничестве.

  







Приведем примеры проектов, выполненных учащимися.

    1). Тема: « Моделирование литературоведческого понятия».

          Учебный предмет: литература.                Класс – 9.

          Продолжительность: 1-2 урока.

          Учебная цель: выявить уровень владения понятием классицизма как  направления в искусстве определенной исторической эпохи, умения обобщать и структурировать информацию, интегрировать знания из различных областей науки и искусства.

          Содержание: класс делится на группы, которые должны, опираясь на теоретические знания, полученные из различных источников, создать схематическую или образную модель понятия «классицизм».

          Продукт: схема, электронная или нарисованная модель понятия «классицизм».

    2). Тема: «Мир лирики М.Ю.Лермонтова».

          Учебный предмет: литература.                 Класс – 9.

          Продолжительность: 2 недели.

          Учебная цель: определить уровень владения навыком анализа поэтического текста, владения навыком медленного филологического чтения, умения видеть своеобразие авторской позиции и формулировать собственное представление о поэтическом мире стихотворения.

          Содержание: выбрав одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова, группы учащихся, на которые делится класс, создают слайд-шоу, проиллюстрировав каждые 1-2 строчки стихотворения специально подобранными изображениями, передающими основное содержание этих строк, а также идею всего стихотворения.

          Продукт: слайд-шоу к одному из стихотворений М.Ю.Лермонтова.

   Формирование проектных умений соотносится с развитием у учащегося 7 сфер индивидуальности: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической,   экзистенциальной и сферы саморегуляции. Эти сферы характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. Проектный метод позволяет сместить акцент целей для учеников с содержания на деятельность. Учебная деятельность ученика становится осмысленной для него самого

    Применение метода проектов на уроках литературы и русского языка привело к повышению мотивации учащихся к изучению данного предмета, большей заинтересованности к постижению нового, повышению активности учащихся.

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники чаще всего дают следующие ответы:

  -«искать интересную информацию в разных источниках и ее систематизировать»,

  - «презентовать результаты своего труда»,

  - «анализировать свои действия»,

  - «рассматривать проблему с разных точек зрения»,

  - «распределять правильно время»,

  - «достигать поставленной цели».

 Самым интересным этапом в работе над проектом считают исследовательский этап.

По итогам выполнения проектов учащиеся стали выше оценивать свои возможности и способности, отмечают, что по-новому открывают для себя одноклассников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Коваль Надежда Алексеевна

Дата: 02.10.2016

Номер свидетельства: 347058


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства