Организация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе (на примере проекта «Создание оригинальной басни»)
Организация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе (на примере проекта «Создание оригинальной басни»)
Современная образовательная среда (в условиях стандартов второго поколения) предполагает не бездумное усвоение теоретических знаний, а их практическое применение и приобретение новых знаний в процессе самообразования. Одним из обязательных условий предметной программы сегодня является проектная деятельность (это совместная учебно-познавательная, игровая или творческая деятельность учащихся, направленная на достижение общей цели при согласовании способов, нацеленных на конкретный результат по решению какой-либо выбранной проблемы). В связи со спецификой литературы как учебного предмета данная дисциплина наиболее плодотворна для реализации проектов, особенно в 5 классе, где этот вид деятельности все еще воспринимается детьми как некая «игра».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе (на примере проекта «Создание оригинальной басни»)»
Организация проектной деятельности на уроках литературы в 5 классе (на примере проекта «Создание оригинальной басни»)
Быков Александр Игоревич
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №17 имени Героя Советского Союза Иванова Павловича Потехина»
Современная образовательная среда (в условиях стандартов второго поколения) предполагает не бездумное усвоение теоретических знаний, а их практическое применение и приобретение новых знаний в процессе самообразования. Одним из обязательных условий предметной программы сегодня является проектная деятельность (это совместная учебно-познавательная, игровая или творческая деятельность учащихся, направленная на достижение общей цели при согласовании способов, нацеленных на конкретный результат по решению какой-либо выбранной проблемы). В связи со спецификой литературы как учебного предмета данная дисциплина наиболее плодотворна для реализации проектов, особенно в 5 классе, где этот вид деятельности все еще воспринимается детьми как некая «игра».
В учебно-тематическом плане изучению темы «Басня» выделено 6 уроков, а это значит, что проектная деятельность может быть практически полностью реализована в урочное время (имеется в виду презентация и оценивание). В ходе планирования проектной деятельности по теме, связанной с созданием своих собственных басен (на примере опыта великих баснописцев) было выделено 6 важных этапов:
1. Подготовительный;
2. Планирование;
3. Разработка;
4. Оформление результатов;
5. Презентация конечного продукта деятельности;
6. Оценивание.
На подготовительном этапе определяются цели и темы проектов, а также происходит объединение в микрогруппы и установление способов представления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса. Учащимся предстоит обдумать способы реализации и формы конечного результата: предоставляется выбор поэтической или прозаической формы басни, обязательным условием является небольшой анализ, связанный со строением басни (место и роль морали в тексте) и вопросы к классу, нацеленные на раскрытие нравоучения или аллегоричности изображенных событий. (Приложение 1)
На этапе планирования осуществляется определение источников, способов сбора и анализа информации. В данном случае учащимся предоставляется конкретная информация в виде презентации, содержащей общие сведения об организации и способах повествования басни как литературного жанра, а также, естественно, небольшой, но очень простой образец создания басни (как прозаической, так и поэтической). (Приложение 2)
На этапе разработки и оформления проектов немаловажную роль занимает учитель, задача которого заключается в консультации и координировании работы учеников. Возникает проблема неумения работать с презентационными программами, которую приходится решать прямо на уроке. Для этого на третьем тематическом уроке «Образы и сюжеты басен И.С.Крылова», обсуждая непосредственно тему урока, создается конкретная презентация с транслированием всего процесса ее конструирования (и тему разбираем, и созданию презентации обучаем).
На этапе представления конечного продукта от учащегося требуется не только наличие презентации с самостоятельно составленной басней, а обязательным условием является ее публичная защита. В ходе презентации ученики не просто рассказывают о проделанной работе и показывают достигнутые результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Самопрезентация – важнейшая часть работы над проектом, предполагающая рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта. Учащиеся подготавливали разного рода вопросы по теме презентации, повторяя основные теоретические особенности изучаемого материала и развивая общепредметный навык связного высказывания на заданную тему или вопрос. (Приложение 3)
На заключительном этапе оценивания проектов немаловажным фактором является участие в оценке самих учащихся путем коллективного обсуждения и самооценок (дети активно принимают участие в рефлексии своего, а особенно чужого творчества). Помимо оценок и приобретенного опыта, полученного детьми, самые лучшие проекты были опубликованы в школьной газете. Этот этап предусматривает осознание значения итоговых результатов как для дальнейшего образовательного роста, так и для развития личности ребенка. Определения способов использования достигнутых в ходе разработки и реализации образовательного проекта результатов, осознание и формулирование новых целей самообразования. Подготовка и обобщение материалов презентаций, как правило, вызывают новые нестандартные вопросы, побуждают учащихся к обсуждению и отстаиванию собственной позиции. (Приложение 4.)
На разных этапах ученики демонстрируют те или иные умения и навыки, которые обязательны при создании проектов. Работая над проектированием, учащиеся проявляют непосредственную самостоятельность в отборе, структурировании и организации собственной деятельности, от ученика требуется применение уже известных знаний и «добыча» новых.
Полезность проекта, по моему мнению, и заключается в том, что учитель не дает ничего лишнего, а позволяем выбирать ту информацию, которую ребенок сам считает важной и нужной в ходе проектирования своей деятельности.
Приложение 1.
Приложение 2. (Пример короткой, но очень поучительной басни Л.Н.Толстого)