kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЕГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированных предметных результатов выпускников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированных предметных результатов выпускников»



ЕГЭ по русскому языку и литературе как средство проверки и оценки сформированных предметных результатов выпускников.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.

ЕГЭ…ОГЭ,,, Еще недавно эти аббревиатуры приводили в трепет и старшеклассников, и их родителей, и педагогов. А теперь все твердо убеждены, что ГИА по русскому языку можно успешно сдать, если хорошо к ней подготовиться.

Особенность ЕГЭ по русскому языку состоит в том, что результаты учитываются только при поступлении в ВУЗы и в СУЗы. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне.

Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.

Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:

эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил;

избежать обидных технических ошибок;

узнать об особенностях ЕГЭ;

узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.

КИМы включают в себя традиционно сложные задания — орфоэпический, морфемный и другие виды разборов, задания на определение изобразительно-выразительных средств русского языка. Необходимо уметь рецензировать публицистические, художественные и научно-популярные тексты. А в учебном плане русскому языку отведен лишь один час в неделю, а этого времени катастрофически не хватает.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ЕГЭ, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего , и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько ребята подготовлены к этому экзамену.

Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в образовательном стандарте по предмету. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля.

Использование в практике ЕГЭ такой формы, как тестирование, объясняется стремлением получить максимально объективную оценку подготовки выпускников.

До сих пор многие учителя и методисты не уверены в том, что эту форму можно использовать для оценки коммуникативных умений и навыков. Однако экзамен в форме ЕГЭ показывает, что тестирование позволяет проверить все виды компетенции, в том числе и коммуникативную, и, безусловно, имеет свои положительные стороны.

Преимущества тестов по сравнению с остальными возможными формами контроля можно свести к следующему:

- все учащиеся находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения в усвоении предмета;

- сведена к минимуму субъективность при оценке задания со свободным ответом;

- результаты поддаются статистической обработке;

- существенно экономится время, затрачиваемое на проверку;

- за сравнительно небольшой отрезок времени можно проверить знания, умения и навыки учащихся по всем разделам школьного курса.

В процессе этой проверки должно быть выяснено:

- освоил ли выпускник систему знаний о языке и его устройстве;

- овладел ли учащийся основными нормами русского литературного языка, умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

- умеет ли ученик работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- обладает ли выпускник необходимым уровнем развития речевой деятельности, достаточным уровнем словарного запаса и грамматического строя русского языка, обеспечивающим свободное владение русским языком в разных условиях общения.

В ходе подготовки к экзаменам предметник должен помочь выпускникам не только систематизировать теоретические сведения, но и «набить руку» в решении тестов. И чем раньше начнется эта работа, тем выше будет результат на экзамене.

Сдать ЕГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях. Цель учителя(моя) – дать качественные знания по предмету. Задача учителя - осуществить качественную подготовку к ЕГЭ.

В моей педагогической практике 9 выпускных классов со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и 2 ученицы по литературе. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я начинаю готовить детей с 5 класса. Начиная с 5 класса каждый ученик заводит папку или тетрадь, в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал по русскому языку, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. В результате формируются у учащихся обобщенные знания, позволяющие успешно готовиться к выполнению заданий в системе подготовки к ЕГЭ. Разрешаю пользоваться папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.

С 5 класса приучаю к работе с тестами, с которыми учащимся приходится сталкиваться при выполнении в 5 классе, например, ВПР, в 7-8 классах – региональных экзаменов, в 9 классе – ОГЭ и ЕГЭ в 11 классе. Не следует опасаться того, что в ходе работы по теме учащиеся оперируют одними и теми же словами. В процессе работы над тестами тренируются механическая и зрительная память учащихся, оттачиваются навыки правописания, пунктуационной грамотности.

Системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: диагностический тест (входной контроль), повторение правил (корректировка знаний после работы над ошибками), обучающие тесты, контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности.

Подготовку к ЕГЭ веду как в урочное, так и внеурочное время. На уроках изучаемый материал связываю с тем или иным заданием ЕГЭ, где этот материал может быть представлен, предлагаю выполнить по этому материалу тестовое задание, подобное ЕГЭ. Например, при изучении раздела «Лексика» в 5 классе предлагаю небольшие тесты на распознавание лексических единиц. Ближе к 11 классу на уроке выделяю время и даю задания из КИМов. В нашей школе в 10-11 классах выделяется по 1 часу на элективный курс для подготовки к ЕГЭ. Для элективного курса я разработала программу подготовки по заданиям КИМов ЕГЭ. На каждом занятии курса повторяется сначала теоретический материал определённого задания, а затем проводится практическая работа с тестом.

Основная подготовка к ЕГЭ проводится во внеурочное время. Я провожу такую подготовку на кружке «Юные эрудиты», раз в неделю по 2 часа. Здесь проводится и повторение и механическая отработка навыка работы с тестом. Веду индивидуальные маршруты, по которым отслеживаю знания учащихся и планирую их корректировку.

Работа над 25 заданием по праву самая сложная часть, но все же научиться писать сочинение – рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст с четко выделенный идейной проблематикой - необходимая задача для обучающегося.

Рецензии учащихся анализируем вместе, отмечаем достоинства и недостатки сочинений. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Киреева Наталья Геннадьевна

Дата: 19.11.2017

Номер свидетельства: 439590


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства