kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс «Как работать над сочинением» (В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представляет собой элективный курс по русскому языку, который поддерживает выпускника в рамках подготовки к ЕГЭ, в частности - творческой части по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Как работать над сочинением» (В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе)»

Элективный курс «Как работать над сочинением»

рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В рамках подготовки к итоговому сочинению и к единому государственному экзамену по русскому языку основным средством развития коммуникативных навыков и умений является обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний, что предусматривает составление учащимися плана, конспекта, тезисов текстов различных жанров, объединение нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью подразумевается умение оценивать устные ответы, письменные работы сверстников. Именно поэтому работа над сочинением является обязательным элементом обучения .

Работа над сочинением способствует формированию навыка построения устного и письменного высказывания, развития мысли на избранную тему (устно и письменно), формированию литературного вкуса, дает возможность учащемуся расширить свой кругозор. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить «свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном».

Работая над сочинением, учащиеся старших классов невольно приобщаются к культуре слова, культуре общения, непосредственно обращаясь к классике и произведениям современной русской литературы, что позволяет старшеклассникам постигнуть не только нравственные каноны жизни, но думать, осмысливать прочитанное, научиться аргументировать собственные высказывания, свободно и грамотно писать, так как: «работа со словом - всегда литература, в каком бы жанре ни велась, - и всегда искусство».

Не случайно и в КИМах ЕГЭ (часть 2) по русскому языку в 11 классе указывается на то, что последнее задание теста - небольшое сочинение - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры старшеклассника.

Таким образом, научить писать сочинение - одна из актуальных проблем современной школы. Этот навык необходим каждому культурному человеку, в частности современному школьнику для грамотного построения развернутого письменного высказывания по любому учебному предмету, а самое главное - при написании итогового сочинения как допуска к ЕГЭ и при выполнении творческой части на экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ.


Цели, решаемые при реализации элективного курса:

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • овладение учащимися свободной речью ( устной и письменной);

  • подготовка учащихся к написанию итогового сочинения сдаче ЕГЭ по русскому языку.


Задачи, решаемые при реализации элективного курса:

  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;

  • овладение нормами русского литературного языка;

- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Используемый учебно-методический комплекс, дополнительная литература:

1. ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под. Ред.И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015, 2016 г.

2. ЕГЭ-2015. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и выполнению части 3(С)/ В.В. Львов, Ю.Н. Гостева и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

3. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Задание части 2. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

4. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие – Ростов н/Д: Легион, 2013.


Данная программа элективного курса рассчитана на 17 учебных часов,

из них 2 ч.- для практической работы с текстами черновых и образцовых сочинений;

1 ч. – для проведения сочинения в жанре эссе.


Прогнозируемый результат:

к концу изучения элективного курса обучающиеся должны:

  • уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений разных жанров;

  • уметь создавать собственные творческие работы на заданную и свободную темы; творческие работы различной проблематики;

  • анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их.



Содержание программы


Вводное занятие

Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.





Вы пишете сочинение

Тема сочинения. Узкая и широкая темы сочинения. Типология тем сочинений. Выбор и осмысление темы творческой работы. Определение основной мысли сочинения. Отбор материала при написании сочинения.

Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы сочинения. План сочинения. Логичность и последовательность изложения мыслей в творческой работе. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении.

Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом.

Цитирование. Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи.

Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения.

Основные виды сочинений: повествование, описание, рассуждение, эссе. Особенности работы над сочинениями различных жанров.

Авторская позиция в творческой работе, её выявления в художественном произведении и интерпретация в сочинении.

Анализ образцов сочинений разных жанров. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Комментирование, редактирование и рецензирование творческих работ.

Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.

Программа элективного курса «Как работать над сочинением»

Тематическое планирование.


Тема

Кол-во часов

I. Введение

1.

Прежде чем писать сочинение. Основные требования к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ

1

И. Вы пишете сочинение

2.

Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы сочинения. План сочинения. Логичность и последовательность изложения мыслей в творческой работе.

1

3.

Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения.

1

4.

Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

2

5.

Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении.

1

6.

Смысловая точность эпиграфов и цитат в сочинении. Правила цитирования.

1

7.

Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения.

2

8.

Практическая работа. Работа над сочинением и его рецензирование.

1

9.

Основные виды сочинений: повествование, описание, рассуждение, эссе. Особенности работы над сочинениями различных жанров.

2

10.

Практическая работа с текстами сочинений различных жанров.

1

11.

Выявление авторской позиции в творческой работе.

1

12.

Итоговая творческая работа.

2

13.

Подведем итоги.

1

Итого


17



(В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кадушкина Ирина Геннадьевна

Дата: 14.06.2018

Номер свидетельства: 473284

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Тема: «Формирование языковых и коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(140) "tiema-formirovaniie-iazykovykh-i-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "146110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419081607"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства