Элективный курс «Как работать над сочинением» (В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе)
Элективный курс «Как работать над сочинением» (В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе)
Данный материал представляет собой элективный курс по русскому языку, который поддерживает выпускника в рамках подготовки к ЕГЭ, в частности - творческой части по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Как работать над сочинением» (В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе)»
Элективный курс «Как работать над сочинением»
(В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках подготовки к итоговому сочинению и к единому государственному экзамену по русскому языку основным средством развития коммуникативных навыков и умений является обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний, что предусматривает составление учащимися плана, конспекта, тезисов текстов различных жанров, объединение нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью подразумевается умение оценивать устные ответы, письменные работы сверстников. Именно поэтому работа над сочинением является обязательным элементом обучения .
Работа над сочинением способствует формированию навыка построения устного и письменного высказывания, развития мысли на избранную тему (устно и письменно), формированию литературного вкуса, дает возможность учащемуся расширить свой кругозор. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить «свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном».
Работая над сочинением, учащиеся старших классов невольно приобщаются к культуре слова, культуре общения, непосредственно обращаясь к классике и произведениям современной русской литературы, что позволяет старшеклассникам постигнуть не только нравственные каноны жизни, но думать, осмысливать прочитанное, научиться аргументировать собственные высказывания, свободно и грамотно писать, так как: «работа со словом - всегда литература, в каком бы жанре ни велась, - и всегда искусство».
Не случайно и в КИМах ЕГЭ (часть 2) по русскому языку в 11 классе указывается на то, что последнее задание теста - небольшое сочинение - предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры старшеклассника.
Таким образом, научить писать сочинение - одна из актуальных проблем современной школы. Этот навык необходим каждому культурному человеку, в частности современному школьнику для грамотного построения развернутого письменного высказывания по любому учебному предмету, а самое главное - при написании итогового сочинения как допуска к ЕГЭ и при выполнении творческой части на экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ.
Цели, решаемые при реализации элективного курса:
развитие творческих способностей обучающихся;
овладение учащимися свободной речью ( устной и письменной);
подготовка учащихся к написанию итогового сочинения сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи, решаемые при реализации элективного курса:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
овладение нормами русского литературного языка;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
1. ЕГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под. Ред.И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015, 2016 г.
2. ЕГЭ-2015. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и выполнению части 3(С)/ В.В. Львов, Ю.Н. Гостева и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
3. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Задание части 2. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
4. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие – Ростов н/Д: Легион, 2013.
Данная программа элективного курса рассчитана на 17 учебных часов,
из них 2 ч.- для практической работы с текстами черновых и образцовых сочинений;
1 ч. – для проведения сочинения в жанре эссе.
Прогнозируемый результат:
к концу изучения элективного курса обучающиеся должны:
уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений разных жанров;
уметь создавать собственные творческие работы на заданную и свободную темы; творческие работы различной проблематики;
анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их.
Содержание программы
Вводное занятие
Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.
Вы пишете сочинение
Тема сочинения. Узкая и широкая темы сочинения. Типология тем сочинений. Выбор и осмысление темы творческой работы. Определение основной мысли сочинения. Отбор материала при написании сочинения.
Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы сочинения. План сочинения. Логичность и последовательность изложения мыслей в творческой работе. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Соблюдение принципа достоверности в освещении исторических и литературных фактов в сочинении.
Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.
План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом.
Цитирование. Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи.
Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка при написании сочинения.
Основные виды сочинений: повествование, описание, рассуждение, эссе. Особенности работы над сочинениями различных жанров.
Авторская позиция в творческой работе, её выявления в художественном произведении и интерпретация в сочинении.
Анализ образцов сочинений разных жанров. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Комментирование, редактирование и рецензирование творческих работ.
Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.
Программа элективного курса «Как работать над сочинением»
Тематическое планирование.
№
Тема
Кол-во часов
I. Введение
1.
Прежде чем писать сочинение. Основные требования к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ
1
■
И. Вы пишете сочинение
2.
Содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы сочинения. План сочинения. Логичность и последовательность изложения мыслей в творческой работе.