kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования грамотной устной и письменной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка помогает приобщить учащихся к чтению.Сделать уроки более интересными и насыщенными.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования грамотной устной и письменной речи»

«Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования грамотной устной и письменной речи».

Активность учителя, выраженная в применении

современных методов обучения и воспитания      

должна рождать активность учения, приводящую

к формированию читательской самостоятельности

и воспитанию активной жизненной позиции.

И.С.Збарский

I

Современная жизнь никак не побуждает детей к чтению серьёзной художественной литературы, развлекательный характер многих передач телевидения, где царит культ звезд эстрады, компьютеры с большим количеством игровых программ, Интернет и прочее подталкивает нас к «лесному» течению жизни. Зачем утруждать себя, когда вокруг столько соблазнов? Однако согласиться с  этим невозможно. Не придумалоещё человечество альтернативы серьёзному чтению. Как быть?

Стоит попытаться использовать в решении этой проблемы уроки литературы. А точнее – такое их проведение, где основой будут активные формы обучения, которые вовлекают учащихся в самостоятельную работу, в систематически тренинг устной и письменной речи, а базой для этих упражнений послужат изучаемые по программе литературные произведения.

Таким образом, можно с одной стороны компенсировать дефицит чтения, которое, в первую очередь, формирует умение пользоваться словом. А с другой стороны – вызвать интерес к более подробному знакомству с серьёзной литературой. Потому проблема, которую я пыталась решить на данном этапе своей педагогической деятельности формируется именно так. (См. тему).

II

Работа над темой шла два года. Что было сделано за это время?Этапы были таковы:

а) подбор литературы по этой теме;

б) изучение педагогических технологий, отвеч.данной проблеме;

в) проведение уроков.

Прежде всего нужно было определить цели и задачи, которые будут решаться в ходе работы.

Желание воспитать умного, чуткого читателя, воспитать личность или способствовать нравственному  воспитанию и эстетическому развитию учащихся средствами художественного слова сформированы такие цели:

-способствовать воспитанию активной, ответственной деятельности;

-активизация мышления учащегося;

-воспитание активной жизненной позиции;

-пробуждение интереса к чтению;

-прививать любовь к художественному слову;

-формировать художественный вкус;

-развивать творческое воображение;

-формировать читательский вкус.

Изучая пед. технологии Дьяченко, знакомясь с рекомендациями Тромцевой, я составила таблицу

«Активные формы преподавания русс.яз и литературы».

Форма урока

Классы

Лекция

10-11

Семинар

10-11

Диспут

10-11

Поэтический семинар

10-11

Творческий семинар

10-11

Конференция

10-11

Литературное кафе

10-11

Литературный салон

10-11

Брифинг

10-11

Аукцион

8-9

Рекомендация

8-9

Зачёт

8-9

Собеседование

8-9

Общественный смотр знаний

5-7

Концерт

5-7

Представление книги

5-7

Викторина

5-7

Зачёт

5-7

Путешествие

5-7

Игра

5-7

Четкое разделение необязательно, Интересно проходит игра и в девятом классе, возможен, на мой взгляд, общественный смотр знаний и в одиннадцатом классе.

Надо заметить, что не все формы уроков, приведённые в таблице, много проработаны и использованы в работе.

Наиболее удачными были следующие уроки: «литературное кафе», «Поэты серебряного века», игра «Умники и умницы» по творчеству Пушкина, викторина по творчеству Носова.

Кроме уроков, я даю учащимся задания, которые развивают творческие способности:

-сочинения;

-дневниковые записи;

-устные и письменные отзывы;

-защита рисунков;

-подбор эпиграфов;

-составление вопросов и т.д.

III

В работе над проблемой были использованы пед. технологии, такие, которые направлены на развитие сфер личности.

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество - понятие условное. А достижение творческого уровня развития личности – это наивысший результат любой технологии.

В своей работе я использовала элементы следующих пед. технологий:

1)Технологии уровневой дифференциации. Чем она положительна?

На мой взгляд, исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, появляется возможность более эффективно работать с «трудными» учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.

Для детей создаётся ситуация успеха: повышается уровень я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.

2)Групповые технологии.

Здесь можно реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели целесообразное распределение обязанностей, взаимно зависимость и контроль.

3)Школа адаптирующей технологии,

Эта пед. технология помогла мне при разработке уроков объяснения нового материала: помощь сильным и слабым дифференцируется, не затрагивая достоинства и личного статуса последних, обеспечивается переход из одной категории в другую, происходит система компенсации отставания.

Продолжаю изучение таких пед. технологий как

«Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности»

«Личностно ориентированное развивающее обучение »

IV

Использование активных норм обучения имеют много положительного.

Во-первых, повышается читательский уровень. Во-вторых, появляется интерес и желание создавать свои творческие работы, развивать свой творческий потенциал. В-третьих, помогает обобщению и повторению экзаменам.

Но в связи с тем, что вводится новая форма сдачи экзамена: тесты, я решила сменить тему:

«Тестирование как метод обобщения изученного и подготовки к экзаменам»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Галиахметова Лилия Нурахметовна

Дата: 14.12.2018

Номер свидетельства: 490816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Игра на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(33) "ighra-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "190371"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427139448"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "101023"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402403410"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "рабочая программа по русскому языку 6 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-6-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "103918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402648945"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "220909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434960765"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства