Просмотр содержимого документа
«Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования грамотной устной и письменной речи»
«Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования грамотной устной и письменной речи».
Активность учителя, выраженная в применении
современных методов обучения и воспитания
должна рождать активность учения, приводящую
к формированию читательской самостоятельности
и воспитанию активной жизненной позиции.
И.С.Збарский
I
Современная жизнь никак не побуждает детей к чтению серьёзной художественной литературы, развлекательный характер многих передач телевидения, где царит культ звезд эстрады, компьютеры с большим количеством игровых программ, Интернет и прочее подталкивает нас к «лесному» течению жизни. Зачем утруждать себя, когда вокруг столько соблазнов? Однако согласиться с этим невозможно. Не придумалоещё человечество альтернативы серьёзному чтению. Как быть?
Стоит попытаться использовать в решении этой проблемы уроки литературы. А точнее – такое их проведение, где основой будут активные формы обучения, которые вовлекают учащихся в самостоятельную работу, в систематически тренинг устной и письменной речи, а базой для этих упражнений послужат изучаемые по программе литературные произведения.
Таким образом, можно с одной стороны компенсировать дефицит чтения, которое, в первую очередь, формирует умение пользоваться словом. А с другой стороны – вызвать интерес к более подробному знакомству с серьёзной литературой. Потому проблема, которую я пыталась решить на данном этапе своей педагогической деятельности формируется именно так. (См. тему).
II
Работа над темой шла два года. Что было сделано за это время?Этапы были таковы:
а) подбор литературы по этой теме;
б) изучение педагогических технологий, отвеч.данной проблеме;
в) проведение уроков.
Прежде всего нужно было определить цели и задачи, которые будут решаться в ходе работы.
Желание воспитать умного, чуткого читателя, воспитать личность или способствовать нравственному воспитанию и эстетическому развитию учащихся средствами художественного слова сформированы такие цели:
Изучая пед. технологии Дьяченко, знакомясь с рекомендациями Тромцевой, я составила таблицу
«Активные формы преподавания русс.яз и литературы».
Форма урока
Классы
Лекция
10-11
Семинар
10-11
Диспут
10-11
Поэтический семинар
10-11
Творческий семинар
10-11
Конференция
10-11
Литературное кафе
10-11
Литературный салон
10-11
Брифинг
10-11
Аукцион
8-9
Рекомендация
8-9
Зачёт
8-9
Собеседование
8-9
Общественный смотр знаний
5-7
Концерт
5-7
Представление книги
5-7
Викторина
5-7
Зачёт
5-7
Путешествие
5-7
Игра
5-7
Четкое разделение необязательно, Интересно проходит игра и в девятом классе, возможен, на мой взгляд, общественный смотр знаний и в одиннадцатом классе.
Надо заметить, что не все формы уроков, приведённые в таблице, много проработаны и использованы в работе.
Наиболее удачными были следующие уроки: «литературное кафе», «Поэты серебряного века», игра «Умники и умницы» по творчеству Пушкина, викторина по творчеству Носова.
Кроме уроков, я даю учащимся задания, которые развивают творческие способности:
-сочинения;
-дневниковые записи;
-устные и письменные отзывы;
-защита рисунков;
-подбор эпиграфов;
-составление вопросов и т.д.
III
В работе над проблемой были использованы пед. технологии, такие, которые направлены на развитие сфер личности.
В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество - понятие условное. А достижение творческого уровня развития личности – это наивысший результат любой технологии.
В своей работе я использовала элементы следующих пед. технологий:
1)Технологии уровневой дифференциации. Чем она положительна?
На мой взгляд, исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, появляется возможность более эффективно работать с «трудными» учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.
Для детей создаётся ситуация успеха: повышается уровень я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех.
2)Групповые технологии.
Здесь можно реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели целесообразное распределение обязанностей, взаимно зависимость и контроль.
3)Школа адаптирующей технологии,
Эта пед. технология помогла мне при разработке уроков объяснения нового материала: помощь сильным и слабым дифференцируется, не затрагивая достоинства и личного статуса последних, обеспечивается переход из одной категории в другую, происходит система компенсации отставания.
Продолжаю изучение таких пед. технологий как
«Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности»
«Личностно ориентированное развивающее обучение »
IV
Использование активных норм обучения имеют много положительного.
Во-первых, повышается читательский уровень. Во-вторых, появляется интерес и желание создавать свои творческие работы, развивать свой творческий потенциал. В-третьих, помогает обобщению и повторению экзаменам.
Но в связи с тем, что вводится новая форма сдачи экзамена: тесты, я решила сменить тему:
«Тестирование как метод обобщения изученного и подготовки к экзаменам»