Инд. задание Карандаш на стол_, сидит на ветк_, сидела в платк_, на вершин_ горы, в старой деревн_, подошел к коров_, лежит на печ_, ветка ел_.
Чтобы быть счастливым, успешным в жизни, надо, чтобы тебя понимали, а для этого надо уметь выражать свои мысли точно, правильно.
-Что такое речь?
-С кем можно общаться? Где? Зачем?
-От чего зависят высказывания?
Инсценировка ситуации общения
Входит опоздавший ученик:
- Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, вот и опоздал.
Учитель:
- Ребята, вам понравилась речь ученика? Почему? В чем была ошибка говорящего? (манера общения, не проанализировал ситуацию)
- Как вы бы назвали ситуацию, в которой возникает общение между говорящим и слушающим? (ситуация общения)
- Сформулируйте тему урока.
-Сформулируйте цели урока (анализировать ситуации общения, корректировать, познакомиться с компонентами удачной ситуации общения; На уроке мы будем совершенствовать умение анализировать чужую речь, создавать свои тексты.)
-Как вы будете просить помочь решить задачу у мамы? А у учительницы? Одинаково? Значит, что Важно учитывать? кому ты говоришь, о чем будешь говорить и что скажешь – удачное общение.
– Если вы подойдете на перемене к учительнице с вопросом, Вам помогут? А если попросите маму помочь, когда она будет на работе? Удачное время будет? Значит, что еще необходимо учитывать? ГДЕ и КОГДА состоится ситуация общения.
– Если вы будете кричать при обращении, удачная сиуация общения сложится? Какой еще компонент важен? КАК говорить.
– Подытожим. Из каких компонентов состоит ситуация общения, попробуйте составить схему (несколько на доске). Сравните ваши схемы с учебником с.9 упр7.
– Назовите ситуации общения, в которые вы сегодня попали. В чем была их особенность?