kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Компас в мире слов. О некоторых приемах работы со школьными словарями

Нажмите, чтобы узнать подробности

тут вы узнаете как работать со славарём 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Компас в мире слов. О некоторых приемах работы со школьными словарями»

Компас в мире слов.  О некоторых приемах работы со школьными словарями . ФАКУЛЬТАТИВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Компас в мире слов. О некоторых приемах работы со школьными словарями .

ФАКУЛЬТАТИВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

План урока Назначение словаря. Характер и содержание словника. Порядок расположения слов. Структура словарной статьи. Система помет. Правила пользования словарем. Сценарий урока

План урока

  • Назначение словаря.
  • Характер и содержание словника.
  • Порядок расположения слов.
  • Структура словарной статьи.
  • Система помет.
  • Правила пользования словарем.

Сценарий урока

УШАКОВ.Д.Н.  Орфографический словарь Впервые вышел в свет в 1933году и претерпел более 40 переизданий Упражнения

УШАКОВ.Д.Н. Орфографический словарь

  • Впервые вышел в свет в 1933году и претерпел более 40 переизданий

Упражнения

Упражнения Вставьте пропущенные буквы. Проверьте правописание слов по словарю. Анж..лика, брош..ра, В..ссарион, Ген..адий, д..корация, пр.мьера, ф..стиваль, эксп..р..мент.

Упражнения

  • Вставьте пропущенные буквы. Проверьте правописание слов по словарю.

Анж..лика, брош..ра, В..ссарион, Ген..адий, д..корация, пр.мьера, ф..стиваль, эксп..р..мент.

Упражнения

Упражнения

  • Поставьте ударения. Выделите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Провертье по словарю.
  • Айва, арбуз, баловать, бюллетень, гастрономия, договор, квартал, статуя, столяр, творог, щавель, кухонный, обеспечение
Упражнения

Упражнения

  • Перепишите, согласуя прилагательные с существительными в именительном падеже единственного числа. За помощью обращайтесь к словарю.
  • Ста.. фортепьяно, нов.. пианино, правительствен.. коммюнике, военн.. атташе, натуральн.. кофе, горяч.. какао, шерстян.. кашне.
Упражнения

Упражнения

  • Раскройте скобки. Проверьте правописание слов по словарю.
  • (В)лево, (в)право, (в)одиночку, (на)радостях, (вагоно)строительный,
  • (контр)адмирал, (выше)упомянутый.
Упражнения

Упражнения

  • 5. Установите разницу в значении данных слов.
  • Адресат - адресант, ветреный - ветряной, компания -кампания, воскресение - воскресенье.
ЖУКОВ В.П., ЖУКОВ А. В .   Школьный фразеологический словарь русского языка Пользуясь этим словарём, можно определить значение фразеологизма, источник происхождения, подобрать синонимы и антонимы. Упражнения

ЖУКОВ В.П., ЖУКОВ А. В . Школьный фразеологический словарь русского языка

  • Пользуясь этим словарём, можно определить значение фразеологизма, источник происхождения, подобрать синонимы и антонимы.

Упражнения

Упражнения

Упражнения

  • Для фразеологического словаря составьте словарные статьи во всю ивановскую, как с гуся вода, не смыкать глаз.
  • Сопоставьте со словарём.
Упражнения

Упражнения

  • Пользуясь словарём, определите значение данных фразеологизмов.
  • Воды не замутит; душа ушла в пятки; кошки скребут; краем уха.
Упражнения

Упражнения

  • Выясните значение фразеологизмов, составьте с ними предложения.
  • Куда глаза глядят; комар носа не подточит; поминай как звали; положа руку на сердце; прибирать к рукам.
Упражнения

Упражнения

  • Установите значение фразеологизмов и входящих в их состав архаичных компонентов.
  • Бить баклуши; аршин с шапкой; притча во языцех; как зеницу ока;
  • Как кур во щи.
Упражнения

Упражнения

  • Определите происхождение фразеологизмов.
  • Точить лясы; умывать руки; глас вопиющего в пустыне; втирать очки; авгиевы конюшни; ариадны нить; засучив рукава.
Упражнения

Упражнения

  • К указанным фразеологизмам подберите синонимы.
  • Держать ухо востро, водить за нос, как снег на голову, проще пареной репы, пускать пыль в глаза, спустя рукава.
ОДИНЦОВ В. В., СМОЛИЦКА Г. П., ГОЛАНОВА Е. И., ВАСИЛЕВСКАЯ И. А.    Школьный словарь  иностранных слов Пользуясь словарём, можно выяснить значение иноязычного слова, его происхождение, орфографический и орфоэпический облики, найти однокоренные образования, получить грамматические сведения и культурно- исторические справки Упражнения

ОДИНЦОВ В. В., СМОЛИЦКА Г. П., ГОЛАНОВА Е. И., ВАСИЛЕВСКАЯ И. А. Школьный словарь иностранных слов

  • Пользуясь словарём, можно выяснить значение иноязычного слова, его происхождение, орфографический и орфоэпический облики, найти однокоренные образования, получить грамматические сведения и культурно- исторические справки

Упражнения

Упражнения

Упражнения

  • С помощью словаря определите, из каких языков заимствованы данные слова.
  • Авторитет, ветеран, гармония, джинсы, инициалы, патриот, юмор.
. Упражнения

. Упражнения

  • 2.Объясните значение иноязычных слов при помощи синонимов. Каждое ли иноязычное слово можно заменить одним русским?
  • Амбиция, адвокат, аргумент, пакт, комфорт. отель, фортуна.
Упражнения

Упражнения

  • Выпишите из словаря иностранных слов по три слова немецкого, французского, английского и итальянского происхождения. Из каких других языков в нём отражены заимствования? Приведите примеры.
Упражнения

Упражнения

  • Подберите родственные слова. Составьте предложения.
  • Лаборатория, лирика, манера, мотив, монополия, фраза, факультатив.
Упражнения

Упражнения

  • Составьте словарные статьи демократия, партнёр, скульптура для словаря иностранных слов. Сопоставьте со словарём.
Упражнения

Упражнения

  • Выпишите из словаря иностранных слов по три слова немецкого, французского, английского и итальянского происхождения. Из каких других языков в нём отражены заимствования? Приведите примеры.
Итог занятия К какому из словарей нужно обратиться, чтобы ответить на вопросы: а) как правильно пишется слово д..риж..р; б) из какого языка пришло слово лотерея; в) происхождение фразеологизма ариадны нить?

Итог занятия

  • К какому из словарей нужно обратиться, чтобы ответить на вопросы:

а) как правильно пишется слово д..риж..р;

б) из какого языка пришло слово лотерея;

в) происхождение фразеологизма ариадны нить?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Компас в мире слов. О некоторых приемах работы со школьными словарями

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 13.12.2017

Номер свидетельства: 444009


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства