Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2016.)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
676850 Амурская обл., г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: [email protected]
Рассмотрено
на заседании ПМЛ
протокол № 1
от «___» ________ 2018
руководитель ____
Плоходько А.С.
Согласовано
заместитель директора по УВР
«____» __________ 2018
__________ Н.А. Иукова
Утверждаю
директор МАОУ СШ №17
__________ Ю.А. Цеподой
приказ №______
«____» __________ 2018
Рабочая программа по русскому языку
для 5Б класса
2018 - 2019 учебный год
Гаврик Оксана Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5Б класса составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно—эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Приказа министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта 2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Рабочей программы по русскому языку. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова. 5-9 классы. /Авторы - составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2011 г.;
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей) групповых занятий МАОУ СШ № 17 от 07.04.2016 г. (протокол № 6 педагогического совета);
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СШ №17 на 2016-2021 годы;
Учебного плана МАОУ СШ №17 на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа согласно учебному плану рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю), из них контрольных работ – 6, уроков развития речи – 36.
При реализации учебной программы используется учебник Русский язык. 5 класс. В 2 частях: учебник для общеобразовательных организаций / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. - М.: Просвещение, 2016.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Язык и общение (3 ч.)
Инструктаж по ТБ в кабинете русского языка. Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. РР. Стили речи.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: работа с учебником, ответы на вопросы учителя, работа с таблицей.
2. Вспоминаем, повторяем, изучаем (20 ч.)
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Буквы И, У, А после шипящих.
Разделительные ъ и ъ. Раздельное написание предлогов с другими словами. Диктант «Правописание корней». РР. Что мы знаем о тексте. РР. Написание обучающего изложения (по тексту Г. Скребицкого) и его анализ. Части речи. Глагол. -Тся и -ться в глаголах. Личные окончания глаголов. Тема текста. Имя существительное. Имя прилагательное. РР. Написание сочинения по картине А. Пластова «Летом» и его анализ. Диктант с грамматическим заданием по разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Анализ диктанта. Основная мысль текста.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: работа со схемами, работа в парах «сильный - слабый» с дидактическим материалом, творческий диктант, составление плана текста, изложение текста, устное словесное рисование, стилистический эксперимент.
РР. Написание сжатого изложения по тексту В. Катаева и его анализ. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространённые и распространённые предложения. РР. Устный анализ тем сочинений. Написание сочинения на тему по выбору. Второстепенные члены предложения. РР. Анализ сочинения. Устный отзыв о сочинении. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями. РР. Письмо. Синтаксический разбор простого предложения. РР. Написание сочинения по картине Ф. Решетникова «Мальчики» и его анализ сочинения. Пунктуационный разбор простого предложения. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. РР. Прямая речь. РР. Диалог. Повторение по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Диктант по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Анализ диктанта.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: работа с алгоритмом, решение лингвистических задач с последующей взаимопроверкой, конструирование предложений по схемам, дидактическая игра, мини – исследование, аукцион идей.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15ч.)
Анализ диктанта. Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие. РР. Повествование. РР. Написание изложения по тексту К. Паустовского «Шкатулка» и его анализ. Согласные звонкие и глухие. Графика. Алфавит. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. Повторение раздела «Фонетика». Тестирование по разделу «Фонетика». РР. Описание предмета. РР. Написание сочинения – описания предмета.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, тренинг в написании слов, свободный диктант, коллективное проектирование выполнения домашнего задания, работа со словарём.
5. Лексика. Культура речи (8ч.)
РР. Анализ сочинения. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. РР. Написание изложения «Первый снег».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: работа со словарём, учимся читать и понимать лингвистический текст по алгоритму выполнения лингвистической задачи, составление плана текста, сжатое изложение, разгадывание и самостоятельное составление кроссвордов, ребусов.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч.: 18 + 4)
Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова. Корень слова. Суффикс. РР. Рассуждение. РР. Написание сочинения по личным впечатлениям в форме письма и его анализ. Приставка. Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. РР. Написание выборочного изложения с изменением лица «Последний лист орешника» и его анализ. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з и с на конце приставок. Буквы а — о в корне -лаг-, -лож-. Буквы а — о в корне -раст-, -рос-, -ращ-. Буквы ё — о после шипящих в корне. Буквы и — ы после ц. Повторение пройденного в разделе «Морфемика». Тестирование по разделу «Морфемика».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, тренинг в написании слов, распределительный диктант, коллективное проектирование выполнения домашнего задания, работа со схемой «фишбоун».
7. Морфология. Имя существительное (21ч.)
Имя существительное как часть речи. РР. Доказательства в рассуждении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. Род имён существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имён существительных. РР. Написание сжатого изложения «Перо и чернильница». Падеж имён существительных. РР. Анализ изложения. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Множественное число имён существительных. Нормы употребления существительных во множественном числе. Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор имени существительного. Повторение пройденного материала в разделе «Имя существительное». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». Анализ диктанта. РР. Подготовка к сочинению. РР. Написание сочинения по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: коллективное проектирование выполнения домашнего задания, устное словесное рисование, творческий диктант, групповые проекты, работа с иллюстрацией, «пометки на полях».
8. Морфология. Имя прилагательное (12ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в тексте. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. РР. Описание животного.
РР. Написание сочинения – описания животного и его анализ. Устный отзыв о сочинении. Прилагательные полные и краткие. Синтаксическая роль кратких имён прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение пройденного по теме «Имя прилагательное». Диктант.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: коллективное проектирование выполнения домашнего задания, устное словесное рисование, оценка текста, «драмогерменевтика», работа с деформированным текстом.
9. Морфология. Глагол (30 ч.)
Глагол как часть речи. Не с глаголами. РР. Рассказ. Неопределённая форма глагола. Правописание -тся и -ться в глаголах. Виды глагола. Буквы е — и в корнях с чередованием. Словарный диктант с самопроверкой «Правописание корней с чередованием». РР. Невыдуманный рассказ (о себе). РР. Написание сочинения – рассказа «Как я однажды». РР. Анализ сочинения. Время глагола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время. Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Тестирование с самопроверкой «Спряжение глагола». Морфологический разбор глагола. РР. Подготовка к изложению.
РР. Написание сжатого изложения с изменением лица «Шоколадный торт». РР. Анализ изложения. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Употребление времён. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. Повторение пройденного по теме «Глагол». Диктант и его анализ с грамматическим заданием по теме «Глагол». Написания сочинения – рассказа по рисунку «Не взяли на рыбалку».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: сжатое изложение, устное словесное рисование, «пометки на полях», фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, тренинг в написании слов, цифровой диктант.
10.Повторение и систематизация изученного (8ч.)
Разделы науки о языке. РР. Типы текста. Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях слов. Знаки препинания в простом и сложном предложении, в предложении с прямой речью.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Виды учебной деятельности на уроке: работа с алгоритмом, таблицей, схемой; грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении, решение лингвистических задач с последующей взаимопроверкой, контроль и самоконтроль основных понятий, защита мини – проектов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» у обучающихся 5Г класса формируются следующие предметные результаты:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом общении;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи;
опознавать предложения простые и сложные;
опираться на фонетический, морфемный анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
писать конспект, тезисы;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Кол-во час
Дата проведения уроков
план
факт
Язык и общение (3 ч.: 2 + 1)
1
Инструктаж по ТБ в кабинете русского языка. Язык и человек. Общение устное и письменное.
1
2
Читаем учебник. Слушаем на уроке.
1
3
РР. Стили речи.
1
Вспоминаем, повторяем, изучаем (20 ч.: 17 + 3)
4
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
1
5
Орфограмма.
1
6
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
7
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
1
8
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1
9
Буквы И, У, А после шипящих.
1
10
Разделительные ъ и ъ.
1
11
Раздельное написание предлогов с другими словами.
1
12
Диктант с самопроверкой «Правописание корней».
1
13
РР. Что мы знаем о тексте.
1
14
РР. Написание обучающего изложения (по тексту Г. Скребицкого).
1
15
РР. Анализ изложения. Части речи. Глагол.
1
16
-Тся и -ться в глаголах. Личные окончания глаголов.
1
17
Тема текста.
1
18
Имя существительное.
1
19
Имя прилагательное.
1
20
РР. Написание сочинения по картине А. Пластова «Летом».
1
21
РР. Анализ сочинения. Местоимение.
1
22
Диктант с грамматическим заданием по разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем».
1
23
Анализ диктанта. Основная мысль текста.
1
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30ч.: 23 + 7)
24
Синтаксис. Пунктуация.
1
25
Словосочетание.
1
26
Разбор словосочетания.
1
27
Предложение.
1
28
Виды предложений по цели высказывания.
1
29
РР. Написание сжатого изложения по тексту В. Катаева.
1
30
Восклицательные предложения.
1
31
РР. Анализ изложения. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
1
32
Сказуемое.
1
33
Тире между подлежащим и сказуемым.
1
34
Нераспространённые и распространённые
предложения.
1
35
РР. Устный анализ тем сочинений. Написание сочинения на тему по выбору.
1
36
РР. Анализ сочинения. Устный отзыв о сочинении.
1
37
Второстепенные члены предложения.
1
38
Дополнение.
1
39
Определение.
1
40
Обстоятельство.
1
41
Предложения с однородными членами.
1
42
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
1
43
Предложения с обращениями.
1
44
РР. Письмо.
1
45
Синтаксический разбор простого предложения.
1
46
РР. Написание сочинения по картине Ф. Решетникова «Мальчики».
1
47
РР. Анализ сочинения. Пунктуационный разбор простого предложения.
1
48
Простые и сложные предложения.
1
49
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
50
РР. Прямая речь.
1
51
РР. Диалог. Повторение по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
1
52
Диктант по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
1
53
Анализ диктанта.
1
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15ч.: 11 + 4 )
18.05.2018
54
Фонетика. Гласные звуки.
1
55
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.
1
56
Согласные твёрдые и мягкие.
1
57
РР. Повествование.
1
58
РР. Написание изложения по тексту К. Паустовского «Шкатулка».
1
59
РР. Анализ изложения. Согласные звонкие и глухие.
1
60
Графика. Алфавит.
1
61
Обозначение мягкости согласных с помощью
мягкого знака.
1
62
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
1
63
Орфоэпия.
1
64
Фонетический разбор слова.
1
65
Повторение раздела «Фонетика».
1
66
Тестирование по разделу «Фонетика».
1
67
РР. Описание предмета.
1
68
РР. Написание сочинения – описания предмета.
1
Лексика. Культура речи (8ч.: 6 + 2)
69
РР. Анализ сочинения. Слово и его лексическое значение.
1
70
Однозначные и многозначные слова.
1
71
Прямое и переносное значение слов.
1
72
Омонимы.
1
73
Синонимы.
1
74
Антонимы.
1
75
РР. Подготовка к изложению.
1
76
РР. Написание изложения «Первый снег».
1
Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч.: 18 + 4)
77
РР. Анализ изложения. Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.
1
78
Окончание.
1
79
Основа слова.
1
80
Корень слова.
1
81
Суффикс.
1
82
РР. Рассуждение.
1
83
РР. Написание сочинения по личным впечатлениям в форме письма.
1
84
РР. Анализ сочинения. Приставка.
1
85
Чередование звуков.
1
86
Беглые гласные.
1
87
Варианты морфем.
1
88
Морфемный разбор слова.
1
89
РР. Подготовка к изложению.
1
90
РР. Написание выборочного изложения с изменением лица «Последний лист орешника».
1
91
РР. Анализ изложения. Правописание гласных и согласных в приставках.
1
92
Буквы з и с на конце приставок.
1
93
Буквы а — о в корне -лаг-, -лож-.
1
94
Буквы а — о в корне -раст-, -рос-, -ращ-.
1
95
Буквы ё — о после шипящих в корне.
1
96
Буквы и — ы после ц.
1
97
Повторение пройденного в разделе «Морфемика».
1
98
Тестирование по разделу «Морфемика».
1
МОРФОЛОГИЯ. Имя существительное (21ч.: 17 + 4)
99
Анализ тестирования. Имя существительное
как часть речи.
1
100
РР. Доказательства в рассуждении.
1
101
Имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые.
1
102
Имена существительные собственные и нарицательные.
1
103
Большая буква в именах собственных.
1
104
Род имён существительных.
1
105
Имена существительные, которые имеют
форму только множественного числа.
1
106
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
1
107
Три склонения имён существительных.
1
108
РР. Написание сжатого изложения «Перо и чернильница».
1
109
РР. Анализ изложения. Падеж имён существительных.
1
110
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
1
111
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
1
112
Множественное число имён существительных.
1
113
Нормы употребления существительных во множественном числе.
1
114
Правописание о — е после шипящих и ц
в окончаниях существительных.
1
115
Морфологический разбор имени существительного.
1
116
Повторение пройденного материала в разделе «Имя существительное».
1
117
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
1
118
Анализ диктанта.
1
119
РР. Подготовка к сочинению.
1
120
РР. Написание сочинения по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
1
МОРФОЛОГИЯ. Имя прилагательное (12ч.: 9 + 3)
121
РР. Анализ сочинения. Имя прилагательное
как часть речи.
1
122
Роль имён прилагательных в тексте.
1
123
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1
124
РР. Описание животного.
1
125
РР. Написание сочинения – описания животного.
1
126
РР. Анализ сочинения. Устный отзыв о сочинении.
1
127
Прилагательные полные и краткие.
1
128
Синтаксическая роль кратких имён прилагательных.
1
129
Морфологический разбор имени прилагательного.
1
130
Повторение пройденного по теме «Имя прилагательное».
1
131
Подготовка к диктанту.
1
132
Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
1
МОРФОЛОГИЯ. Глагол (30ч.:23 + 7)
133
Анализ диктанта. Глагол как часть речи.
1
134
Не с глаголами.
1
135
РР. Рассказ.
1
136
Неопределённая форма глагола.
1
137
Правописание -тся и -ться в глаголах.
1
138
Виды глагола.
1
139
Буквы е — и в корнях с чередованием.
1
140
Словарный диктант с самопроверкой «Правописание корней с чередованием».
1
141
РР. Невыдуманный рассказ (о себе).
1
142
РР. Написание сочинения – рассказа «Как я однажды».
1
143
РР. Анализ сочинения. Время глагола.
1
144
Прошедшее время.
1
145
Настоящее время.
1
146
Будущее время.
1
147
Спряжение глагола.
1
148
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.