Просмотр содержимого документа
««Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа».»
Выступление на тему ««Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа».
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников.
Новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы по литературному чтению, сквозные герои помогают активизировать учебный процесс.
Ведущие принципы:
-принцип деятельности
-комфортности
-непрерывности
Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
– сопереживать героям и автору;
– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.
Задача курса начальной школы подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению.
Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.
Для этого я применяю различные формы и типы творческих уроков:
– конкурсы
– викторины
– уроки-праздники
– путешествия по сказкам
Также провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.
Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания.
Такие уроки помогают повысить интерес у слабочитающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих.
Я считаю ещё одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трёхступенчатый процесс:
В существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку чтение.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}