kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс « Эффективные методы и приемы при работе с текстом на уроках русского языка »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс будет полезен для учителей русского языка и литератруры при проведении заседания методических объединений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс « Эффективные методы и приемы при работе с текстом на уроках русского языка »»

Мастер-класс « Эффективные методы и приемы при работе с текстом на уроках русского языка »



Современный учитель в условиях введения новых образовательных стандартов использует системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и включить их в свою систему знаний. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке.

Новые ФГОС декларируют  необходимость формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.  Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируется в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения,  общие для всех видов.

Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. 

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности, приемов работы с текстом:


- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- комплексный анализ текста;

- реконструкция текста;

- «диктант значений»

- синквейн;

- поэтическая разминка;

- прием «фишбоун»;

- прием «ассоциативный куст»;

- прием «рисуем словами»;


IV. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, которые Вы будете реализовывать, работая в группах.

1.Группы работают 7-10 минут.

2.Учитель оказывает помощь участникам групп.

3.С наработанными материалами выступает 1 – 2 представителя группы




  1. Реконструкция текста. Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

  1. Прием «Восстановление деформированного текста»

Этот прием помогает формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, работать над осознанием связи между предложениями в тексте, устранять однообразие синтаксических конструкций и речевых повторов.

  1. Прием «Ассоциативный куст»

Это один из основных приемов работы с информацией до чтения. Данный прием позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

  1.  Сложение целого текста из частей. 

Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.

  1. Прием «Диктант значений»

Прием экстраактивного обучения. Интересный способ словарного диктанта используется при обучении русскому языку.

Преподаватель диктует не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их.


  1. Поэтическая разминка. Этот прием можно использовать на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.






V. Подведение итогов мастер-класса.

- Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать  эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.


Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.


БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.


УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.


СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.


БЕЗЫМЯННЫЙ не все приёмы работы с текстом представлены ясно.


МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.



Спасибо за внимание.

























Задание 1 группе.

Реконструкция текста.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в котором  некоторая информация оказалась утраченной.

Задание 1: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений.

а)

Текст – это связанное ………………….. на определенную ………

В большинстве случаев текст состоит из нескольких ………………… , связанных между собой ………………. и посвященных одной ……….



б)

Основные признаки текста

  1. Единство……….. текста

  2. Наличие……………… мысли текста

  3. Определенный………………предложений

  4. ………………………………..связь предложений в тексте.



2.  Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.

Задание: Составьте  рассказ о существительном по опорным словам.

1.  Имя существительное обозначает………………………………..

Отвечает на вопросы…………………………

Начальная форма имени существительного - ………………… падеж…………………..числа.

2.  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

… или ….

… или …

Относятся к … или …,  или … роду,  к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по ………. и … …….

  1. В предложении имя существительное может быть ………………..,

………………. , ……………… , …………….… , ……………….…


Задание 1 группе.


Прием «Восстановление деформированного текста»

После изучения в 7 классе темы «Причастие» и «Деепричастие» предлагается исправить «испорченный» текст.


Прочитайте «испорченный» текст. В нем выделено самое главное. Где нужно, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций, используя причастные и деепричастные обороты. Запишите исправленный текст.

«Спорить из-за тени осла» - поговорка. Поговорка родилась из старинной басни. Путник ехал на осле. Осёл был нанят за деньги. Путник на привале присел отдохнуть в тени. Тень падала от животного. Хозяин осла запротестовал. Хозяин осла заявил, что отдал внаймы только осла. Хозяин осла потребовал за его тень дополнительную плату.

Разгорелся ожесточённый спор. Дело дошло до суда. Выражение «Тень осла» стало обозначением нелепого спора. Спор затеян по пустякам.

( Э.А. Вартаньян «Из жизни слов»)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Задание 2 группе.


Прием «Ассоциативный куст»


Вам дано ключевое слово: пейзаж. Запишите вокруг него все возможные ассоциации




















ПЕЙЗАЖ

































Задание 2 группе.



Сложение целого текста из частей



А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?





1. Они то косо л_тели  (по)ветру, то отвес_но ложились в сырую траву.

2. Лист_я падали дни и ночи.

3. Нач_лся  л_стопад.

4.Этот дож_дь шел н_делями.

5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.





В. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.

С. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.














Задание 3 группе.


Поэтическая разминка.

Есть в осени ,................................

Короткая, но …………...    пора -

Весь день стоит как бы………..

И …………. ………….. вечера …


Где ……… серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде,

Лишь паутины …………….. волос

Блестит на ………………….. борозде.


Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых …….. бурь -

И льется  ………….   и  ……….. лазурь

На …………………………….поле.



А. Вставьте пропущенные эпитеты.

Б. Назовите автора стихотворения.










Задание 3 группе.


Приём «Диктант значений»

Прием экстрактивного обучения. Интересный способ словарного диктанта используется при обучении русскому языку.

Преподаватель диктует не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их.


Задание 2: Определить слово по его лексическому значению и записать только слово.



Тема урока: « Правописание слов с удвоенными согласными »



- «Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество»

___________________________

- « Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу»

____________________________

- « Место, где продают билеты»

____________________________

- «Дорога с рядами деревьев по сторонам»

____________________________

- « Заболевание, которым часто болеют дети и взрослые»

____________________________

- « Постоянно действующая творческая группа актеров, певцов, музыкантов»

____________________________

- « Укрепленная платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов»

____________________________

«Искусственный водоем, сооружаемый для плавания, декоративных целей»

____________________________




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Клепинина Наталья Александровна

Дата: 17.04.2022

Номер свидетельства: 604980


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства