kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс для учеников и родителей на тему "Говорить правильно и выразительно - это радость общения друг с другом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для родителей и учащихся. Возможно проведение как в 5 классе средней школы, так и в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для учеников и родителей на тему "Говорить правильно и выразительно - это радость общения друг с другом"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лукояновская средняя школа № 2












Мастер - класс

для родителей и учащихся 5 класса

на тему:

«Говорить правильно и выразительно –

это радость общения друг с другом»








Подготовил и провел:

учитель русского языка

и литературы Васильев Р.И.














Лукоянов, 2018 г.


Мастер - класс

для родителей и учащихся 5 класса

на тему:

«Говорить правильно и выразительно –

это радость общения друг с другом»


Цель: - познакомить родителей с приемами работы по формированию выразительного чтения; показать значение артикуляционной, пальчиковой гимнастики, упражнений на дыхание, на артикуляцию, на дикцию.


Ход мастер - класса

I. Вступительное слово учителя.

В последние годы существенно изменились приоритеты образования – на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у школьника познавательной, коммуникативной и информационной компетенций. Формирование коммуникативной компетенции невозможно без развития речи. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками. И наоборот, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Поэтому воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач начальной школы.

Я сегодня покажу вам приемы работы над выразительностью речи у школьников.


Притча.

Один ученый побывал в стране, где речь людей напоминала журчание родника. Вернувшись домой, он рассказал своей семье о путешествии и о языке той страны.

Как-то он и его маленький сын прогуливались в лесу. На полянке, по краю которой, журча, бежал родничок, они присели отдохнуть. Мальчик прислушался и сказал отцу:

- Папа, слышишь? И здесь кто-то умеет говорить на том языке.

- О чем эта притча?

- Какую речь приятно слушать?

- Кто любит читать стихи? Поднимите руки.

- А кто умеет выразительно читать стихи и готов показать нам свои умения?

- Меня радует, что таких намного.

- За 20 минут я постараюсь научить вас выразительно читать стихи.

- А тема моего мастер – класса «Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом».

И наша задача научить младшего школьника говорить так, чтобы его было приятно слушать.

II. Работа над дыханием, окраской голоса.

- Прочитайте стихотворение.

Хорошо мне плыть часами

Все равно – под парусами,

Иль с мотором иль в веслах

В те края, где нету взрослых!

Повидаюсь с океаном!

Потягаюсь с ураганом!

И вернусь обратно к маме,

Прямо к чаю с пирогами.

(Б.Заходер)

- О чем это стихотворение?

- Послушайте, как я прочитаю это стихотворение.

(Учитель читает монотонно, невыразительно.)

- Понравилось ли вам мое чтение? Чем не понравилось? (Оно было невыразительным, а потому некрасивым.)

- Как вы думаете, от какого слова образовалось слово «выразительный»? Подберите родственные слова. (Выразительный – от выразить, выражать.)

- Что же мы выражаем при чтении текста?

- Правильно, выразительным и называется чтение с чувством, настроением, когда исполнитель передает свое отношение к тому, что читает.

- Выразить свое отношение в чтении – дело совсем непростое. Для того, чтобы наше чтение стало по-настоящему выразительным, надо соблюдать три условия. А узнать нам их поможет парусник «Выразительное чтение».

- У нашего парусника есть парус и руль.

- Парус и руль не совсем обычные. Давайте подумаем, какими они могут быть.

- Парус придает судну изящество, плавность движения. Что же будет парусом в выразительном чтении.

- Послушайте, как я прочитаю стихотворение.

- Одинаковым ли тоном я прочитала? (Начало – мечтательным тоном, с восхищением, в конце с теплотой в голосе.)

- От чего зависит тон? (От содержания того, что мы читаем, от нашего отношения к этому содержанию.)

- Итак, очень важным для выразительного чтения является дыхание, окраска голоса или тон (веселый, насмешливый, торжественный, грустный и т.д.)


Навыки правильного дыхания необходимы для того, чтобы при выразительном чтении стихов, текстов, они могли произносить прочитанное не взахлеб, а спокойно, соблюдая паузы в нужном месте.


1. Упражнения на дыхание.

- Мы находимся на морском берегу. Перед нами прекрасный морской пейзаж. Давайте вдохнем аромат свежего чистого прохладного морского воздуха.

- Медленный глубокий вздох, задержим дыхание (запомним ощущения), долгий полный выдох 3-4 раза. («Задуваем свечу»)

- Короткие быстрые вдохи и долгий выдох. («Нюхаем цветы»)

«Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза)

«Теплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком «ха-а», будто согревая руки (2 раза).


2. Упражнение на артикуляцию (артикуляционная разминка)

Способствуют развитию подвижности языка, мышц губ, всего артикуляционного аппарата.

- Давайте рассмотрим морской пейзаж.

(У учителя схемы построения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.)

  • Произнесите с удивлением: о-о-о!

. . .

О о о о


  • Произнесите с восхищением: а-а-а!

. . .

А а а а

  • Произнесите сердито: у-у-у!


. . .

У у у у


  • Произнесите радостно: и-и-и!

. . .

И и и и

3. Пальчиковая гимнастика.

В ходе пальчиковой гимнастики как не странно упражняются не руки, а мозг, потому что движения пальцев приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга, что стимулирует развитие речи.

- Каждому слову, каждому рисунку соответствует движение рук, которое надо запомнить.

речка

рыбка

птичка

пароход

фонарики

мост

- Повторяем.

- А сейчас поиграем. Мы сейчас будем «рассказывать руками» маленькую историю. Я читаю рассказ, а вы, если услышите знакомое слово, показываете движение.

«В одном чудесном месте протекала речка. В ней жила маленькая рыбка. Над речкой пролетала белая птичка. Как-то по реке проплыл пароход. Он сильно гудел и мигал фонарями. Рыбка испугалась и уплыла под мост».


- Итак, парус на нашем судне есть.


III. Работа над дикцией, громкостью голоса, логическими ударениями.

- Парусник не может двигаться без руля. Руль направляет его движение.

- Послушайте, как я прочитаю стихотворение. Все ли слова я произношу одинаково? (Некоторые слова выделяю голосом.)

- Какие слова я выделяла? (Главные, наиболее важные.)

- Зачем, с какой целью я выделяла слова? (Чтобы те, кто меня слушают, лучше поняли содержание стихотворения.)

- Итак, руль на нашем паруснике – это дикция, громкость голоса, логическое ударение, т.е. выделение голосом главных слов.


Для работы над правильной, четкой и грамотной речи, для работы над дикщией, т.е. над произношением я использую скороговорки.


4. Упражнение на дикцию.

С утра на причале

Стоит лодка с парусами.


1) - Сформировав у детей правильность дыхания, учу их говорить скороговорку на одном выдохе. Для этого надо набрать ртом воздух и проговорить скороговорку на одном выдохе. Можно произносить с постепенным увеличением темпа говорения 3 раза, при этом не забывать о четкости произношения каждого звука.


2) Дыхание и громкость голоса.

- Начать проговаривание громко, постепенно переходя на шепот.

- Начинаем тихо, произносим все громче и громче и, наконец, в полный голос.


- Прохлопаем ритм нашей скороговорки.


3) Упражнение в выразительном чтении, постановке логического ударения (сформировав у детей правильное дыхание).

- Учитель произносит скороговорку, делая упор на одно из слов, ученики отвечают с ударением на том же слове.


С утра на причале

Стоит лодка с парусами? С утра на причале

Стоит лодка с парусами.


С утра на причале

Стоит лодка с парусами? С утра на причале

Стоит лодка с парусами.

С утра на причале

Стоит лодка с парусами? С утра на причале

Стоит лодка с парусами.

Игра «Громко – тихо».

Для игры необходима запись шума ветра. Учитель предлагает прочитать отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Под шум ветра первый ученик читает с постепенным наращиванием темпа громкости.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.


Второй ученик читает под шум ветра, который с каждой строкой становится тише, с постепенным убыванием темпа.

Постой, -

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.


Конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать четверостишие:

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет!

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.


- При чтении предложения передайте радость, возмущение, печаль, вопрос, удивление.


- Итак, у нашего парусника есть и паруса, и руль.


III. Работа над темпом чтения.

- Но наш парусник не сможет двигаться без ветра. Ведь именно от ветра зависит скорость движения парусника.

- Будет ли выразительным такое чтение стихотворения? (Учитель читает очень быстро.)

- При чтении необходимо выбрать нужную скорость, то есть читать быстро, умеренно или медленно в зависимости от содержания, а также останавливаться там, где это необходимо. Остановки (паузы) бывают длинные и короткие. Определить место остановок (пауз) нам помогут знаки препинания. Длинные паузы – там, где стоят точки, короткие – там, где стоят другие знаки препинания. Кроме этого, останавливаться при чтении необходимо в конце каждой стихотворной строки.

- Итак, для выразительности чтения важна скорость чтения или темп чтения.

- С какой скоростью мы будем читать наше стихотворение?


- Можно использовать такой прием, как чтение за диктором. Цель приема – четкое проговаривание каждого звука.


- А теперь обобщим все сказанное.

- Какие же условия надо соблюдать, чтобы наше чтение стало выразительным, чтобы наш парусник поплыл? (Выбрать нужный тон, выделить главные слова, определить скорость чтения)

Условия выразительного чтения.

1. Дыхание, артикуляция.

2. Дикция, громкость.

3. Интонация: окраска голоса, логическое ударение, темп.


IV. Тренировочные упражнения в выразительном чтении.

- Прочитайте выразительно стихотворение Б.Заходера «Что красивее всего?» (см.Приложение)

- Молодцы!

- Мне ваше чтение очень понравилось.


- Я довольна тем, что за 20 мин я научила вас выразительному чтению стихов. И теперь приобретенные умения вы можете применять на практике.

- А мне данная работа помогает в подготовке и проведении различных праздников.


- К концу мастера-класса мы подтвердили справедливость слов, что «Говорить правильно и выразительно – это радость общения друг с другом». Мне было очень приятно сегодня общаться с вами.
























Приложение


Б.В.Заходер

Что красивее всего?


Ребенок спросил

Ни с того ни с сего:

- А ну-ка скажи,

Что красивей всего?

Да, вот так вопрос:

Что красивей всего?

Ответить

Я сам не сумел на него.

И вот я решил

Послушать ответы

Других обитателей

Нашей Планеты.

Деревья и травы

Сказали в ответ:

- Да что же прекрасней,

Чем солнечный свет?!

Да что же прекрасней

Ночной темноты?! –

Откликнулись совы,

Сычи и кроты…

- Леса! –

Отвечали мне

Волк и Лиса.

Орел свысока

Процедил:

- Небеса!

- По-моему, море! –

Ответил Дельфин.

- Мой хвост, без сомнения! –

Крикнул Павлин.

Спрошу Мотылька,

Отвечает: - Цветок! –

Спрошу у Цветка,

Говорит: - Мотылек!

Кто славит поля,

Кто полярные льды,

Кто горы, кто степь,

Кто – мерцанье звезды…

А мне показалось,

Что все они правы,

Все: Звери и Птицы,

Деревья и Травы…

И я не ответил,

Увы,

Ничего

На трудный вопрос:

Что красивей всего?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васильев Роман Иванович

Дата: 07.12.2019

Номер свидетельства: 530740


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства