Адаптированная рабочая программа для индивидуального обучения учащихся 6-го класса для детей с задержкой психического развития на 2016-2017 учебный год
Адаптированная рабочая программа для индивидуального обучения учащихся 6-го класса для детей с задержкой психического развития на 2016-2017 учебный год
Психологическое сопровождение учащихся 7 вида является важным направлением деятельности педагога-психолога. У довольно большого числа детей, с задержкой психического развития имеются грубые первичные интеллектуальные нарушения. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися индивидуальные и групповые занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для индивидуального обучения учащихся 6-го класса для детей с задержкой психического развития на 2016-2017 учебный год»
Управление образования Артёмовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №56 с углубленным изучение отдельных предметов»
Согласовано: Утверждаю:
Протоколом № 1 заседанием Директор МАОУ СОШ №56
Методического совета МАОУ СОШ №56 ________________________
«_______» ___________2016г. Т.Н. Новокрещенова
«_____»____________2016г.
Адаптированная рабочая программа
педагога-психолога
Фоминых Кристины Павловны
Для индивидуального обучения учащихся 6-го класса по общеобразовательной программе
для детей с задержкой психического развития на 2016-2017 учебный год
Артемовский 2016
Пояснительная записка
Актуальность
Психологическое сопровождение учащихся 7 вида является важным направлением деятельности педагога-психолога.
У довольно большого числа детей, с задержкой психического развития имеются грубые первичные интеллектуальные нарушения. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися индивидуальные и групповые занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.
Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания.
Кроме того, общая мотивация ребёнка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения. Также рассматривается тема агрессивного поведения.
Цель программы: оказание помощи детям в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе.
Задачи программы:
Формирование и развитие психологических предпосылок и основ учебной деятельности.
Предупреждение дезадаптации детей в школе.
Содействие ребенку в решении актуальных задач развития.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.
Развитие и коррекция мотивационной и эмоциональной сфер учащихся.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность.Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность.Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи.Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление неуспешных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии неуспешных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Личностные, коммуникативные, познавательные результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Организация занятий:Данная программа рассчитана на один год обучения (35 занятий). Занятия проводятся в кабинете психолога, один раз в неделю по 30 минут. Занятия групповые и индивидуальные. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики.
Учебно-тематический план
№п/п
Название раздела
Цель
Ожидаемые результаты
Кол-во часов
1
Эмоционально-волевая сфера
Снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.
Знать: упражнения для снятия эмоционального напряжения.
Уметь: выполнять упражнения самостоятельно.
13
2
Познавательные процессы
Развитие познавательной активности, целенаправленности мысленного процесса.
Знать: виды памяти, игры упражнения для развития познавательных процессов.
Уметь: самостоятельно тренировать память, внимание мышление, восприятие.
18
3
Итоговые занятия
Повторная диагностика эмоционально - волевой сферы и познавательных процессов
4
Итого
35 часов
Календарно-тематическое планирование
№
Название раздела
Тема
Количество часов
Предполагаемая дата
Фактическая дата
Содержание
Вводное занятие
1
Знакомство, создание положительного отношения к занятиям. Игры «Интервью», «Молекулы», «Меняемся местами».
1
Развитие внимания и памяти
1.Особенности внимания
1
Диагностика уровня внимания.
Упр. на развитие внимания: корректурные таблицы, «Пиши и слушай», «Пишущая машинка», графический диктант.
Упражнения на распределение внимания.
Игры «Муха», «Подсчитай правильно», «Зеркало».
2.Устойчивость внимания
1
3.Распределение внимания
1
4.Умение слушать
1
5.Целенаправленность действий
2
6.Развитие зрительной памяти.
1
Диагностика памяти. Упр. на развитие различных видов памяти: запоминание 10 слов, зрительных образов, цифр (на слух и зрительно)Отсроченное воспроизведение запоминаемого.
7.Развитие вербальной памяти
1
8.Опосредованное запоминание.
1
Игры «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй», « Опосредованное запоминание»
9.Обобщающее занятие
1
Обобщающее занятие – наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы
2
Развитие мышления
1.Наглядно-образное мышление.
2
Диагностика мышления.
2.Развитие операций логического мышления.
2
Упр. на развитие мышления: «Найди лишнее слово», «Угадай предмет по описанию», «Найди общее», задания, требующие классификации и сериации (расставь класс по алфавиту, детей по росту, города по количеству букв в названии). Игры «Угадай животное» (выделение существенных признаков), «Дополни узор» (логическое мышление), «Шифр» (абстрактное мышление).
3.Умение сравнивать и обобщать.
1
4.Классификация
1
5.Абстрагирование
1
6.Обобщающее занятие
1
Обобщающее занятие – тест Равена (детский вариант), игровые упражнения.
3
Эмоционально-волевая сфера
1. Мой характер
2
Диагностика личностных особенностей детей (тест Айзенка, тест Люшера, методика ДДЧ). Понятие «характер», черты характера, тест «Мой характер», объяснение результатов. Понятие «воля», волевые качества, тест на развитие воли. Понятие «общение», тесты на коммуникабельность.Самооценка, определение уровня самооценки детей, рекомендации.
2.Что такое воля?
1
3. Умение общаться
2
4. Развитие навыков самоконтроля
1
5. Самооценка
1
6. Умение сотрудничать
2
Игры, развивающие умение сотрудничать: «Найди путь», «Рисуем молча», «Угадай настроение».
7.Навыки саморегуляции
2
Обучение приёмам поведения в стрессовой ситуации, основам саморегуляции. Элементы аутотренинга.