kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по НВП в 11 классе."Вывихи, растяжения, переломы, виды переломов. Первая доврачебная помощь при вывихах и переломах."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие у учащихся, навыков оказания первой доврачебной медицинской помощи  при вывихах, растяжении и переломах. Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, содействовать возникновению познавательной и исследовательской деятельности,воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих. Доказать что целостность и полное функционирование опорно- двигательной системы является одним из главных условий физической составляющей здоровья человека и одним из условий активного образа жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по НВП в 11 классе."Вывихи, растяжения, переломы, виды переломов. Первая доврачебная помощь при вывихах и переломах."»

ПЛАН КОНСПЕКТ

урока по начальной военной подготовке в 10-11 классах.

Дата: _________________ Урок №____

Раздел: Основы медико - санитарной подготовки.

Тема урока: Вывихи, растяжения, переломы, виды переломов. Первая доврачебная помощь при вывихах и переломах.

Тип урока: Комбинированный.

Цель занятия:

1.Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях повреждений опорно - двигательного аппарата(переломах, ушибах, растяжении, вывихах); объяснить алгоритмы оказания первой помощи при возникновении травм (основные приёмы), а также последствия безграмотного оказания или неоказания помощи при подобного рода травмах. Научить различать травмы по внешним признакам, выделять приоритетные проблемы пострадавшего в возникшей ситуации.

2.Развивающая: Развитие у учащихся, навыков оказания первой

доврачебной медицинской помощи при вывихах, растяжении и переломах. Продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации, содействовать возникновению познавательной и исследовательской деятельности.

3. Воспитательная: воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих. Доказать что целостность и полное функционирование опорно- двигательной системы является одним из главных условий физической составляющей здоровья человека и одним из условий активного образа жизни.

Межпредметные связи: Биология, ОБЖ.

Методы обучения: Словесный, практический, рассказ, беседа, моделирование ситуации,

проблемный метод.

Материально - техническое обеспечение: Плакаты, шины, аптечка, мультимедийная аппаратура.

Ход урока.

І.Вступительная часть.

1) Построение группы и рапорт командира.

2) Приветствие, проверка внешнего вида и наличия учащихся.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Проверка усвоения пройденного материала по теме « Виды кровотечений. Доврачебная помощь при кровотечениях (карточки – задания. См. приложение №1). Оценивание.

ІІІ. Мотивация обучения.

Как оказать помощь при чрезвычайных ситуациях?

Постановка проблемной ситуации

- Представьте:

Произошла автомобильная авария. Есть двое пострадавших – женщина и мужчина. Мужчина находился за рулём, женщина – пассажирка. После того, как их извлекли из машины, было видно, что у женщины, кричащей и плачущей от боли, перелом бедренной кости. Нарушение кожных и мышечных покровов, видна часть кости + кровотечение. Мужчина же вёл себя спокойно, был в сознании, но вял и бледен, крови на одежде и на видимых участках тела не было, только стопа правой нижней конечности находилась в неестественном положении (вывернута).



- И вот теперь попробуйте ответить на такие вопросы. Кто больше пострадал во время этой аварии? Кому помощь более необходима? Как нужно поступить? ( Учащиеся предлагают решение проблемы).



- Ребята, вы сами видите, что мнения разделились, так вот, чтобы грамотно разобраться в этой нелёгкой проблеме, давайте сначала разберёмся, какие же бывают травмы ОДС, а потом, когда вы станете более «подкованными» после изучения, мы вернёмся к этой задаче и решим её. Вы согласны со мной?

Просмотр 2-минутного социального ролика «Красивая девушка «получила травму в горах».

IV. Формирование новых знаний. Объявление темы и целей урока.

Изложения нового материала

Вопросы рассматриваемые на уроке:

      • Понятие об ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.

      • Понятие о переломах костей и их признаки.

      • Виды переломов и их осложнения.

      • Первая медицинская помощь при переломах. Наложение транспортной шины.

      • Травматический шок и его профилактика.

Рассказ учителя сопровождается презентацией, демонстрируются приемы оказания первой помощи при вывихах и переломах с участием учащихся.


Понятие об ушибе, растяжении, вывихе и оказание первой помощи при них.

Ушиб (контузия) – нарушение мягких тканей возникает чаще всего при падении или ударе; при этом повреждаются подкожная клетчатка, другие мягкие ткани, мелкие сосуды; появляются кровоизлияния или скопления крови (гематомы) в тканях. Ушиб приводит к нарушению функции повреждённого органа.

Признаки: боль, припухлость кровоподтеки, небольшое ограничение движений конечности.

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;

  • наложить давящую повязку;

  • приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс.

Растяжение и разрыв связок – при резких движениях в области суставов происходит перерастяжение или разрыв связок, чаще в области голеностопного сустава, реже в других областях (коленный, лучезапястный и другие суставы).

Признаки: острая боль у места прикрепления связок, припухлость кровоподтеки, ограничение движений конечности, иногда кровоизлияние в полость сустава (гемартроз).

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;

  • наложить давящую повязку;

  • приложить холод к месту ушиба – пузырь со льдом, холодный компресс примерно на 2часа;

  • дать обезболивающее;

  • растереть место растяжения согревающей мазью (апизатрон, фастум гель и т.д.);

  • доставить в лечебное учреждение.

Вывих - повреждение сустава, при котором происходит смещение соприкасающихся в его полости костей с выходом одной из них через разрыв капсулы из полости сустава в окружающие ткани. Он может быть полным, когда суставные поверхности костей перестают соприкасаться друг с другом, и не полный – когда между суставными поверхностями имеется частичное соприкосновение.

Признаки – боль в конечности, деформация в области сустава, отсутствие движения в суставе, фиксация конечности в неестественном положении, укорочение конечности.

Помощь:

  • холод на область повреждённого сустава;

  • обезболивающие (анальгин, амидопирин и т. д.);

  • иммобилизация конечности в том положении, которое она приняла после травмы. Верхнюю конечность подвешивают на косынке или перевязке из бинта, нижнюю – иммобилизуют при помощи шин или подручных средств. Вправление вывиха врачебная процедура;

  • пострадавшие нуждаются в госпитализации в лечебное учреждение.

Понятие о переломах костей и их признаки.

Переломы костей скелета – нарушение целостности кости, которое вызывается действием механической силы и сопровождается повреждением мягких тканей.

Переломы подразделяются на:

  1. закрытые и открытые;

  2. полные (нарушение целостности всей толщи кости); неполные (нарушение части поперечника кости).

Признаки переломов:

  • боль на месте перелома;

  • нарушение функции;

  • укорочение конечности;

  • изменение формы конечности;

  • наличие ненормальной подвижности в области повреждения;

  • иногда хруст или костная крепитация (трение обломков);

  • повышения температуры тела (до 38 градусов);

  • при переломах костей черепа, ребер, позвоночника и таза определяются признаки повреждения

головного или спинного мозга, легких, мочевого пузыря, прямой кишки и т.д.

Виды переломов и их осложнения.

Виды переломов и их осложнения.

Виды полных переломов:

  1. поперечные – линия переломов поперечна к длиннику кости (на трубчатых костях, коротких костях – предплечья, голень, надколенник, пяточная кость).

  2. косые – линия перелома поперечна к длиннику кости (встречаются часто – на длинных костях конечностей);

  3. продольные линия перелома параллельна длиннику кости (чаще на фалангах пальцев или суставных концах длинных костей конечности);

  4. винтообразные – линия перелома как винтовая нарезка (при скручивании длинных костей – чаще нижней конечности, плечевой кости);

  5. комбинированные – несколько линий переломов (Т – образные, Ш – образные, клиновидные – чаще при осколочных переломах);

  6. вколоченные – обломок кости внедряется («вколачивается») в другой.

Бывают еще одиночные и множественные (по количеству нарушений целостности кости), осколочные (чаще при огнестрельных ранениях).

Первая медицинская помощь при переломах костей. Наложение транспортной шины.

Помощь:

  • создать покой повреждённой конечности;

  • дать обезболивающее;

  • транспортная иммобилизация с фиксацией травмированной части тела;

  • госпитализация в леч. учреждение.

Открытые переломы требуют особого внимание. Вправлять отломки, касаться раны нельзя. На рану следует наложить стерильную повязку. При кровотечение из артерий наложить жгут. Правила иммобилизации:

  • фиксировать не менее двух соседних суставов, при переломах плечевой бедренной костей фиксировать три сустава;

  • правильно готовить. Тщательно моделировать шины. Защитить суставы обкладыванием выступающих костных образований ватной – марлевыми прокладками или чистой мягкой тканью;

  • надёжно фиксировать шины, конечности бинтами, косынками и т. д.;

  • при закрытых переломах наложение шин осуществлять непосредственно на одежду. При этом все складки расправляются, карманы освобождаются. Обувь снимается при переломах костей стопы, голеностопного сустава;

  • в холодное время надо обеспечить надёжное утепление пострадавшего, повреждённой конечности;

  • при открытых переломах все действия должны соответствовать требованиям первой медицинской помощи при проникающих ранах;

  • обезболивание (дать 1-2 таблетки анальгина, пенталгина или другого средства, предварительно раздавив таблетки между двумя чайными ложками, полученный порошок засыпать под язык, пить не давать, но залить его минимальным количеством воды- 1\ 2 чайной ложки), при массивной кровопотере дать солевой раствор, горячий сладкий чай, кофе;

  • применять надёжные, но достаточно щадящие методы и технические средства эвакуации, учитывая особенности дорог.

Очень важно правильно подготовить шины. Обложить шину Крамера, или шину, изготовленную из любых подручных средств ватой, закрепить её бинтом. Отмоделировать шины. Использовать вату, бинты, ватно-марлевые подкладки, мягкую чистую ткань, в сложных ситуациях - вату из подушек, матрацев.

Переломы костей верхних конечностей, плечевого пояса - транспортная иммобилизация заключается в фиксации предплечья под углом 90 град. И придания кисти так называемого физиологического (то есть среднего) положения, при котором второй – пятый пальцы полусогнуты, расположены на вложенном в ладонь валике из мягкой ткани; сама ткань должна быть умеренно отклонена в тыльную сторону. Может использоваться шина Крамера.

Переломы костей нижней конечности – иммобилизировать конечность следует тремя шинами: наружной, внутренней и тыльной (задней). Фиксация конечности и шин должна быть надёжной, но исключающей опасность повреждений мягких тканей и суставов, нарушений кровообращения.

При переломах позвоночника – транспортировка и иммобилизация на щите.

При переломе рёбер – наложение тугой циркулярной повязки на грудную клетку.

Травматический шок и его профилактика.

Шок – это реакция организма на травму. Он служит интегрирующим показателем тяжести поражения.

В результате травмы происходит прогрессирующее утяжеление состояния пострадавшего. Динамика утяжеления представлена цепью непрерывно, с различной, но нарастающей скоростью (в зависимости от тяжести травмы) развивающихся событий:

  1. Шок 1 ст. легкий (отмечается при легких в основном травмах);

  2. Шок 2 ст. средней тяжести;

  3. Шок 3 ст. тяжелый (ведущий к терминальному состоянию)

  4. Шок 4 ст. очень тяжелая (предагональное состояние, терминальная пауза, агония, клиническая смерть, процесс завершается биологической смертью).

Диагностика шока в начальном периоде до госпитального этапа основывается только на комплексной оценке особенностей клинических проявлений: сознания, степени заторможенности, характеристик зрачков, взгляда, состояния кожных покровов, частоты и характера пульса на лучевых или сонных артериях, частоты и глубины дыхания, состояния мелких сосудов (капилляров) ногтевых лож, состояние скелетных мышц, температура тела и т.д.. Для мед. персонала одним из важнейших, во многом определяющих признаков служат показатели артериального давления.

Шок 1 степени – сознание сохранено; умеренная заторможенность; кожа бледно-синюшная; пульс 90 – 100 ударов в минуту, удовлетворительного наполнения; дыхание глубокое, ровное, несколько учащенное.

Шок 2 степени – сознание сохранено; заторможенность; взгляд фиксирован, неподвижный; реакция зрачков на цвет снижена; кожа бледная с синюшным оттенком, после нажатия на ноготь кровоток восстанавливается, замедлено; пульс 100 – 120 ударов в минуту, слабого наполнения; дыхание поверхностное учащенное; скелетные мышцы ослаблены, тонус их понижен; температура тела снижена.

Шок 3 степени – сознание часто затемнено; резкая заторможенность; зрачки на свет не реагируют; кожа бледно-серая, возможен как бы «мраморный» рисунок; ногтевое ложе синюшнее, после нажатия восстанавливается слабо, медленно; пульс в начале 130 ударов в минуту, слабого наполнения, аритмичный, позже становится замедленным до 44 – 46 ударов в минуту; дыхание поверхностное, учащенное; тонус мышц резко снижен; температура тела резка понижена; мочеиспускание уменьшено, возможно полное прекращение его.

Шок 4 степени - терминальные состояния – это крайние состояния, переходные от жизни к смерти.

Различают 4 вида терминальных состояний: предагональное состояние или предагония; терминальная пауза; агония; клиническая смерть.

  • Симптомы предагонии. Двигательное возбуждение. Нарушения сознания – заторможенность, спутанность; потеря сознания. Кожа бледная. Ногтевое ложе синюшное; после прекращения нажатия на ноготь кровоток длительное время не восстанавливается. Пульс частый, слабый, едва определяется на сонных и бедренных артериях, затем замедленный. Дыхания вначале учащенное, в дальнейшем медленное, редкое, аритмичное, судорожное. Температура тела резко снижена.

  • Симптомы терминальной паузы. Длится от нескольких секунд до 3-4 минут. Дыхание отсутствует. Пульс резко замедлен; определяется только на сонных и бедренных артериях. Реакция зрачков на свет исчезает, ширина зрачков возрастает.

  • Симптомы агонии. Короткая последняя вспышка жизнедеятельности. Возможно кратковременное восстановление сознания, некоторое учащение пульса. Тоны сердца глухие. Дыхание судорожное, значительной амплитуды, редкое – от 2 до 6 вдохов в минуту. Агония завершается последним вдохом и переходит в клиническую смерть.

  • Клиническая смерть. Пограничное состояние перехода от гаснущей жизни к биологической смерти. Характеризуется полным прекращением всех внешних проявлений жизни, однако даже в наиболее ранимых тканях (мозг) необратимые изменения к этому времени еще не наступили. Продолжительность состояния клинической смерти в среднем 5 минут. В течение этих пяти минут человека можно вернуть к жизни.

ПМП при шоке 1 степени особой помощи не требуется, при шоке 2 – 3 степени первоочередными задачами являются: стабилизация состояния пострадавшего, предупреждение развития терминальных состояний, вывод из тяжелого шока.

Основные направления ПМП:

  • Прекращения кровотечения (если оно имеет место)

  • Устранение или снижение болей

  • Помощь при тяжелых травмах

  • Транспортная иммобилизация

При оказании ПМП в чрезвычайных ситуациях следует исходить из реальных возможностей.

  1. Обеспечить полный покой, тепло.

  2. Остановить кровотечение.

  3. Придать пострадавшему положение, лежа на спине, без подушки под головой (при переломе позвоночника - туловища фиксировать на щите или на досках), с приподнятыми ногами под углом 15 градусов.

  4. Утеплить, согреть (укрыть одеялом и т.д.).

  5. Дать обезболивающее средство 1 – 2 таблетки анальгина (раздавить максимально мелко), засыпать под язык (не давать запивать, но дать половину чайной ложки теплой воды под язык).

  6. Наложение давящей повязки, жгута при наружном кровотечение.

  7. Полный покой, холод на живот при внутренних кровотечениях. Наложение повязки при проникающем ранение живота и груди. Транспортная иммобилизация при переломах.

V.Закрепление нового материала.

Для закрепления нового материала рассмотрим нестандартные ситуации.

1-я группа: Мальчик «играл» и прыгнул с высокого дерева. При этом он получает травму: закрытый перелом руки.

2-я группа: «Герой» мыл окно на 2 этаже, не удержался, упал и получил травму: открытый перелом бедра с повреждением бедренной артерии и перелом руки

Ваши действия?

Оказывают помощь пострадавшему два человека.

Внимание уделяю на очередность оказания ПМП и правильность выполнения технических приемов. Указываю на ошибки .

VІ. Рефлексия.

Работа в парах. Составить синквейн к словам « Милосердие», «Сострадание», «Гуманизм», «Человек», «Помощь».

Например:

1.Милосердие
2. Безвозмездное, терпеливое
3. Сближает, спасает, поддерживает 
4.Готовность прийти на помощь
5. Сострадание




VІІ. Подведения итогов урока, оценивание работы за урок, задание на дом.

Смоделировать нестандартную ситуацию и описать вид доврачебной помощи.

Приложение №1

Карточка-задание 1

Найти соответствие между видом кровотечения и его характеристикой (соединить правильное соответствие стрелкой):

Вид кровотечения

Характеристика кровотечения

Капиллярное

 Кровотечение возникает при повреждении вен. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает медленно, равномерно и непрерывной струей.

Смешанное

кровотечение характеризуется интенсивной кровопотерей и представляет наибольшую опасность для пострадавшего. Источником его чаще всего бывает бедренная артерия, несколько реже плечевая и подколенная артерии, затем артерии голени и предплечья и реже — подмышечная, подключичная и сонная артерии.

Ввиду того что в артериях кровь движется с большой скоростью, около 30 см/сек, при ранениях артерий кровь вытекает из раны сильной пульсирующей струей под большим давлением, кровь ярко-красного (алого) цвета

Венозное

Чаще всего это происходит при повреждении паренхиматозных органов (печень, селезенка, почки), имеющих развитую сеть артериальных и венозных сосудов. В разные моменты от начала кровотечения они могут носить признаки, присущие то артериальному, то венозному кровотечению. В сомнительных случаях все кровотечения нужно расценивать как артериальные, так как они наиболее опасны и требуют самых энергичных мер для быстрой их остановки. При повреждениях паренхематомных органов нарушается целостность сосудов всех видов, а т.к, сосуды заключены в ткань органа и не спадаются, возникает обильное кровотечение, которое самостоятельно не почти никогда не останавливаются.


Артериальное

Кровотечение наблюдается при поверхностных ранах, неглубоких порезах кожи, ссадинах. Кровь из раны вытекает медленно по каплям и при нормальной свертываемости кровотечение прекращается самостоятельно.



Карточка-задание 2

Найти соответствие между способом оказания помощи и видом кровотечения (объединить стрелкой):

Вид кровотечения

Способ оказания помощи

Атрериальное

кровотечения останавливаются наложением на рану обычной повязки.

Венозное

применяется метод пальцевого прижатия артерий. Этот метод применяется для временной остановки кровотечения на конечностях. Сдавливанием артерии пальцем удается временно остановить кровотечение и вызвать «скорую помощь». Артерию прижимают выше места повреждения, там, где она лежит не очень глубоко и может быть придавлена к кости.

Существует много точек пальцевого прижатия артерий. Запомните две основные: плечевую и бедренную.

Наложение жгута.

1.Прижать пальцами артерию выше кровотечения.

2.На расстоянии 3 – 5 см выше раны наложить чистую и мягкую ткань.

3.Растянуть жгут двумя руками в средней части, сделать несколько оборотов.

4.Прикрепит записку с указанием точного времени наложения.

5.Доставить пострадавшего в больницу.

Капиллярное

кровотечение останавливают наложением давящей повязки. На рану накладывают несколько слоев марли, плотный комок ваты и туго бинтуют (при небольших – это окончательное).



Приложение №2

Информация для учителя.

Понятие о переломах костей, их признаки. Виды переломов и их осложнения.

Перелом – это полное нарушение целостности кости, вызванное внешним насилием, превышающим пределы её прочности. Неполное нарушение целости кости происходит в результате трещины, надлома, дырчатого и краевого переломов. У детей могут быть поднадкостничные переломы.

Различают переломы травматические, вызванные внешним насилием, и патологические, наступившие на месте изменений болезненным процессом костной ткани.

Переломы бывают открытые и закрытые. Открытые переломы(огнестрельные и неогнестрельные) сопровождаются ранением мягких тканей и кожи. Этот вид перелома характеризуется наличием раны, кровотечения, микробного загрязнения. Закрытые переломы – это повреждения, не сопровождающиеся ранением кожных покровов. Закрытые переломы сопровождаются обычно скрытым кровотечением, величина которого зависит от тяжести перелома и его локализации.

Переломы могут быть изолированными (единичными) и множественными.

Сочетанные переломы – переломы костей опорно – двигательного аппарата, сопровождающиеся повреждением внутренних органов и черепа. К комбинированным переломам относятся повреждения, возникающие при воздействии на организм двух или более поражающих факторов (переломы костей, сопровождающиеся термическим, химическим и радиационным поражением).

Различают поперечные, косые, винтообразные, продольные, оскольчатые и раздробленные переломы.

Диагноз перелома определяют на основании анамнеза и постоянных признаков: боль, припухлость, кровоизлияние, укорочение или деформация, ненормальная подвижность, крепитация, нарушении функции конечности.

Рентгенологическое исследование позволяет подтвердить клинический диагноз перелома, уточнить его локализацию и характер, наличие осколков, инородных тел и характер смещения отломков. Этот метод даёт возможность контролировать процесс заживления перелома и установить срок окончательного излечения.

Травматический шок и его профилактика.

Травматический шок – общая реакция организма на травму, особенности проявлений которой зависят от характера, локализации, тяжести повреждений и сопутствующих ему осложнений: кровопотери, нарушения функций жизненно важных органов, расстройств дыхания, интоксикации и др.

Боль и избыточная афферентная импульсация, вызывая страдания пострадавшего, чрезмерное психоэмоциональное напряжение, а при длительном воздействии и нарушения формируемых ими реакций адаптации, являются обязательными факторами травматического шока.

Тяжёлой механической травме почти всегда сопутствует массивная кровопотеря, которая в большинстве случаев и является ведущим фактором шока. Важным фактором шока является острая дыхательная недостаточность, развивающаяся вследствие повреждения дыхательного аппарата или нарушения центральных механизмов регуляции дыхания при тяжёлой травме головного мозга. Чаще шок возникает при повреждениях живота, таза, груди, позвоночника, бедра или сочетанных повреждениях. Развитию травматического шока и его усугублению способствуют условия, понижающие энергетические ресурсы и устойчивость организма к травме – переохлаждение, перегревание, переутомление, неполноценное питание, дополнительное травмирование при оказании помощи.

В развитии травматического шока принято различать эректильную и топидную фазы. Эректильная фаза шока бывает кратковременной. Она характеризуется речевым и двигательным возбуждением, бледностью кожи, некоторым учащением пульса, нормальным или несколько повышенным артериальным давлением и учащением дыхания. Для топидной фазы характерны: общая заторможенность, сохранённое сознание (если нет травмы черепа), бледность кожи с серо – землистым оттенком, понижение температуры тела, иногда холодный пот, частый и слабый пульс, низкое артериальное и венозное давление, поверхностное частое дыхание, гиподинамия и снижение сухожильных рефлексов.

В зависимости от артериального давления и общего состояния больного различают 4 степени шока:

I cтепень – общее состояние удовлетворительное или средней тяжести, ориентация и сознание сохранены, умеренная двигательная и психическая заторможенность, умеренная бледность, пульс до 100 ударов в минуту, артериальное давление 90 – 100 мм рт. ст.

II cтепень – общее состояние средней тяжести, ориентация и сознание сохранены, выраженная бледность, выраженная двигательная и психическая заторможенность, пульс 100 – 140 ударов в минуту, артериальное давление 70 – 90 мм рт. ст.

III степень – общее состояние тяжёлое, сознание сохранено, психическая заторможенность резко выражена, температура тела снижена, гиподинамия и гипорефлексия, пуль 120 – 160 ударов в минуту очень слабого наполнения, артериальное давление ниже 75 мм рт. ст.

VI степень – (терминальное состояние) – общее состояние крайне тяжёлое, артериальное давление не определяется, пульс на периферических сосудах не определяется, дыхание поверхностное, резкое.

Профилактические и лечебные противошоковые мероприятия должны быть направлены, прежде всего, на устранение причин, угрожающих расстройствами функции органов и систем жизнеобеспечения организма, а также жизни больного. Главным условием успешного оказания противошоковой помощи является точное определение локализации, характера, тяжести повреждений и вызванных ими острых функциональных расстройств, своевременное и чёткое выполнение соответствующего комплекса профилактических и лечебных мероприятий.

Предупредить развитие шока можно проведением следующих профилактических мероприятий:

  1. Быстрая остановка кровотечения.

  2. Наложение транспортных или импровизированных шин.

  3. Обезболивание области перелома, введение анальгетиков.

  4. Согревание и удаление жажды горячим питьём.

  5. Щадящая транспортировка.



Иммобилизация при переломах костей ключицы, плеча, лопатки, предплечья, кисти, пальцев, бедра, голени, рёбер, челюсти, позвоночника, таза.

Помощь при вывихах и повреждении связок.

Слово «иммобилизация» означает «неподвижность», и под иммобилизацией понимают создание неподвижности (покоя) повреждённой части тела. Иммобилизация при переломах костей применяется при повреждениях суставов, нервов, обширных повреждениях мягких тканей, тяжёлых воспалительных процессах конечностей, ранении крупных сосудов и обширных ожогах.

Иммобилизация бывает двух типов: транспортная и лечебная. Транспортная иммобилизация – иммобилизация – иммобилизация на время доставки больного в стационар. Она осуществляется посредством специальных шин, изготовленных из подручных материалов, путём наложения повязок. Наиболее распространёнными транспортными шинами являются фанерные, проволочно – лестничные, сетчатые, дощатые, картонные. Для импровизированных шин используют палки, дощечки, куски фанеры, картона, зонтик, лыжи, плотно скатанную одежду и др. Можно также прибинтовать верхнюю конечность к туловищу, а нижнюю к здоровой ноге – аутоиммобилизация.

Основные принципы транспортной иммобилизации.

  1. Шина обязательно должна захватывать два сустава ( выше и ниже перелома) пострадавшего, а иногда и три сустава( при переломах бедра, плеча).

  2. При иммобилизации конечности необходимо по возможности придать ей среднефизиологическое положение, а если это невозможно – такое положение, при котором конечность меньше всего травмируется.

  3. При закрытых переломах необходимо до окончания иммобилизации произвести лёгкое и осторожное вытяжение повреждённой конечности по оси.

  4. При открытых переломах вправление отломков не производится – накладывают стерильную повязку и конечность фиксируют в том положении, в котором она находится в момент повреждения.

  5. При закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не нужно.

  6. Нельзя накладывать жёсткую шину прямо на тело: необходимо подложить мягкую подстилку (вата, сено, полотенце и т. д.).

  7. Во время перекладывания больного с носилок повреждённую конечность должен держать помощник.

  8. Неправильно выполненная иммобилизация может нанести вред в результате дополнительной травматизации. (Так, например, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму и ухудшить исход.)

При повреждении ключицы, лопатки основная цель – создание покоя и устранение действия тяжести руки плечевого пояса, что достигается при помощи косынки или специальных шин. Иммобилизацию косынкой производят путём подвешивания руки с валиком, вложенным в подмышечную ямку. Можно проводить иммобилизацию повязкой типа Дезо.

При переломе плеча – руку сгибают в локтевом суставе под острым углом так, чтобы кисть легла на сосок противоположной стороны. В подмышечную ямку кладут ватно – марлевый валик. Предплечье подвешивают на косынке, а плечо фиксируют к туловищу бинтом.

При иммобилизации предплечья необходимо выключить движения в локтевом и лучезапястном суставах. Иммобилизацию осуществляют лестничной или сетчатой шиной. Шину накладывают по наружной поверхности пострадавшей конечности от середины плеча до пястно – фаланговых сочленений. Локтевой сустав сгибают и приводят к животу. В ладонь вкладывают плотный валик, шину подбинтовывают к конечности и руку подвешивают на косынке.

При повреждении в области лучезапястного сустава кисти и пальцев широко используется лестничная или сетчатая шина, изогнутая в виде желоба, а также фанерными шинами в виде полос от конца пальцев до локтя. Шины обкладывают ватой и накладывают с ладонной стороны. Шину прибинтовывают к руке, оставляя пальцы свободными для наблюдения за кровообращением. Кисти придают среднее физиологическое положение, а в ладонь вкладывают плотный валик.

При повреждении бедра правильной иммобилизацией считается такая, которая захватывает сразу три сустава и шина идёт от подмышечной впадины до лодыжки. Для этого используют специальные шины Дитерихса, состоящие из двух деревянных раздвижных планок различной длины, подставки под стопу (подошва) для вытяжения и палочки закрутки со шнуром.

При одновременных переломах лодыжек, повреждениях голеностопного сустава и стопы шину Дитерихса накладывать нельзя. Для иммобилизации в таких случаях используют три лестничные шины: две из них связывают по длине от подмышечной впадины до края стопы с учётом её загибания на внутренний край стопы, третья шина идёт от ягодичной складки до кончиков пальцев. Иммобилизация фанерными шинами осуществляется так же как и лестничными. Импровизированное шинирование при переломах бедра производят различными подручными приспособлениями. В случае их отсутствия можно прибинтовать повреждённую ногу к здоровой.

Транспортная иммобилизация при переломах костей голени производят с помощью проволочно – лестничных, фанерных или импровизированных шин. Иммобилизация достигается наложением по задней поверхности конечности от ягодичной складки хорошо смоделированной по контурам конечности лестничной шины с добавлением двух фанерных шин по бокам. Шины фиксируются марлевым бинтом.

Транспортная иммобилизация при переломе грудины, рёбер осуществляется путём наложения давящей повязки из марли, полотенец, простыней и пострадавшему придаётся полусидящее положение.

При повреждении позвоночника основная цель состоит прежде всего состоит в устранении подвижности повреждённых позвонков во время транспортировки, разгрузки позвоночника и надёжной фиксации области. Иммобилизация производится на жёстких носилках (деревянных, фанерных).

Для иммобилизации пострадавших с повреждением таза используют жесткие носилки, придав ему положение с полусогнутыми и слегка разведёнными конечностями (положение «лягушки»), что приводит к расслаблению мышц и уменьшению боли. Под коленные суставы подкладываются валики (одеяло, одежда и т.д.).

Признаки переломов.

После оценки общего состояния пострадавшего, его сознания, дыхания и пульса приступают к выявлению возможных переломов.

При сохранённом сознании и общем нетяжёлом состоянии пострадавший, как правило, сам указывает на место возникновения резкой, усиливающейся при движении боли, которой, как правило, сопровождается перелом. Вторым важным симптомом перелома является нарушение функции повреждённой конечности. При осмотре заметна деформация – искривление, перегиб конечности там, где её не должно быть, - свидетельствует о переломе кости. Неестественное положение всей конечности чаще всего бывает связано с вывихом в плечевом или тазобедренном суставе. Наличие отёка в области сустава говорит о возможности внутрисуставного перелома. Быстро нарастающий ( в течение первых 5 – 10минут после травмы) отёк части конечности может быть при повреждении крупного кровеносного сосуда. Для этой травмы характерны сильные распирающие боли в области перелома, побледнение всей конечности по направлению к периферии от места травмы.

При вывихах в крупных суставах можно отметить пружинящее сопротивление конечности при попытке изменить её ненормальное положение.

Важно помнить, что все действия при переломе сопровождаются сильной болью, которая может привести к обмороку или даже шоку. Поэтому ощупывание конечности для определения перелома производят только при неясных случаях, т. е. когда при опросе и осмотре пострадавшего нельзя с уверенностью сделать заключение о переломе. При наличии открытого перелома важно быстро определить есть ли кровотечение из раны. Лужа крови на асфальте, одежда, обильно пропитанная кровью, свидетельствуют о наличии опасного для жизни кровотечения.

Иммобилизация (создание неподвижности, покоя). Цель иммобилизации – уменьшить подвижность отломков в области перелома. При хорошо наложенной шине мягкие ткани перестают травмироваться острыми костными отломками, кровотечение из повреждённых сосудов уменьшается. Всё это является очень важной профилактикой шока.

Как правило, для иммобилизации используют стандартные, выпускаемые промышленностью проволочные лестничные шины Крамера, которые сгибаются и моделируются по рельефу конечности. Есть шины из пластмассы, армированной проволокой, из фанеры с шарнирным соединением, а также деревянные шины для переломов бедра – шины Дитерихса.

Особой осторожности и чёткости требует шинирование открытых переломов. Над имеющейся раной в одежде вырезают окно, йодом обрабатывают кожу вокруг раны и накладывают на неё стерильную повязку. При наличии костных отломков в открытой ране, ни в коем случае нельзя исправлять положение конечности, т.к. это вызовет дополнительное инфицирование раны и усилится кровотечение.

При фиксации шины бинт должен ложиться без перетяжек; его можно перекручивать только над шиной. Это делают, чтобы не вызвать сдавление тканей в области перелома и увеличения посттравматического отёка.

Ошибки при наложении шин.

  1. Использование коротких шин, в результате чего не достигается полного покоя травмированной конечности;

  2. Наложение шин без мягких прокладок, что может приводить к пролежням;

  3. Недостаточная или чрезмерно тугая фиксация шин к повреждённой конечности.

  4. Недостаточное утепление конечности в зимнее время.

Действия при повреждении костей таза, тазобедренных суставов, верхней трети бедренных костей, когда пострадавший находится в позе «лягушки».

Поза лягушки позволяет уберечь сосуды и окружающие ткани от травмирования обломками сломанной кости. Если в течение 5 – 6 минут не будет подложен валик под колени, то появится мышечная дрожь усталости бедренных мышц. И тогда мельчайшие обломки костей, содержащие жировые включения, попадут в кровоток. Пострадавший погибнет в ближайшие сутки от жировой эмболии ( закупорка сосудов или лимфатических протоков) сосудов мозга, лёгких, кишечника, печени.

  1. Подложить валик под колени.

  2. Дать обезболивающее (2-3 таблетки анальгина)средство.

  3. Оптимальным средством иммобилизации является вакуумный матрас, который полностью фиксирует пострадавшего.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Серикова Лариса Евгеньевна

Дата: 12.11.2018

Номер свидетельства: 485222


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства