kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по курсу "Истоки" в 5 классе по теме: "Крестьянские хоромы",

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует реализации ФГОС ООО в 5 классе по курсу "Истоки".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по курсу "Истоки" в 5 классе по теме: "Крестьянские хоромы",»



МОУ «Никольская школа» Устюженского района Вологодской области













Технологическая карта урока

по курсу «Истоки»

в 5 классе по теме:

«Крестьянские хоромы»








Автор: Волкова Ольга Алексеевна,

учитель искусства




















май 2016 год





Технологическая карта урока


Предмет: Истоки Класс: 5

Базовый учебник: Камкин А.В. Истоки. Семь чудес России 5 класс Издательский дом Истоки 2016 год.

Тема урока: «Крестьянские хоромы (состав крестьянских хором)» (раздел «Крестьянские хоромы»)

Цель урока: Подвести детей к формированию ценности человеческого бытия и жизненного уклада наших предков.

Задачи урока:

  1. Познакомить с составом крестьянских хором.

  2. Способствовать пониманию учащихся о крестьянском образе жизни, в чем состоит особая красота крестьянских хором.

  3. Развивать умение работать с текстом учебника и заданием тетради.

  4. Развивать умение осуществлять выбор (активное занятие).

  5. Развивать интерес к жизни наших предков, их традициям.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Необходимое оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации (видеоряд), видеодиск «Русская изба», видеомагнитофон, телевизор.




























Структура и ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Орг. момент

Присоединение.

Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Сегодня все в классе. А вся семья вместе, так и душа на месте! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, крепко руку пожмите! С каким настроением вы пришли на урок?



Приветствуют учителя.



Поворачиваются в парах друг к другу, улыбаются, жмут руку,

Коммуникативные: вступать и поддерживать общение, использовать вербальные и невербальные средства общения.

2.

Целеполагание

Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важном в жизни человека. Догадайтесь сами о чем. (Отгадывают старинные русские загадки об избе.)

Стоит бычище, проклеваны бочища (изба).

Рядом век живут, а не видятся (окна).

Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все на небо глядит (труба на крыше).

Сто гостей, сто постель, у всех по войлочку (бревна и мох).

На поле на Романове стоят кони отобранные, пьют воду дождевую, едят траву болотную (бревна и мох).

- О чем же пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. (На магнитной доске учитель вешает карточку с темой)

- Какие задачи мы поставим перед собой?

(на магнитной доске слова-подсказки:

Узнать…

Познакомиться…

Учиться…)





(Учитель помогает сформулировать главную задачу урока)

А еще мы попытаемся расширить представление о крестьянском образе жизни, центром которого являются крестьянские хоромы.





Работают в парах, отгадывают загадки.

















Формулируют тему урока.



Принимают участие в формулировании задач урока:

-Узнаем, что входило в состав крестьянских хором.

-Познакомимся из чего, кто строил и как строили, в чем особая красота крестьянского дома.

-Продолжим учиться работать в группе слаженно и дружно.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


3.

Актуализация знаний

Беседа с опорой на жизненный опыт.

Рассвело.

На душе рассвело.

И лежит, в синь упершись крылами,

Посредине России село,

С дальним окликом и петухами.

В эту синюю стылую рань,

В эту белую к небу дорогу…

Спит село.

На окошке – герань.

Мама молится счастью, как Богу.

(А. Поперечный)

-Что себе представляете, когда слышите слово крестьянские хоромы?

-Много веков изба была для русского человека любимым домом. В ней он рождался, вырастал, спасался от жары и холода, выполнял необходимую работу и занимался творчеством, верил и надеялся. Так проходила его жизнь. Расскажите, что из себя представляет крестьянское жилище, что входит в состав двора-усадьбы?

(На доске постепенно появляются карточки с новыми словами)

Слушают стихотворение















Отвечают на вопрос учителя.









-Дом в деревне называют избой. Место, где содержат животных - двор. Он располагается сзади дома. Чтобы попасть из дома во двор нужно пройти через холодный двор. Сеновал – сарай для хранения сена. Он мог находиться рядом с избой, а еще сено могли хранить над двором, под крышей. У дома рядом строили сарай для дров – дровяник. За двором, ближе к огороду ставилась баня.

Познавательные:

построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные:

составление плана и последовательности действий.


4.

Этап освоения новых знаний

-Справились ли мы с первой задачей?

-Какой можем сделать вывод о расположении основных построек двора-усадьбы и почему?







-Почему же часто все хозяйство называют крестьянскими хоромами?

-Какая вторая задача?

-В старину каждая часть крестьянских хором имела свое название. Посмотрите фрагмент фильма «Русская изба» и запомните названия частей крестьянских хором.


Повторяют первую задачу.

Формулируют выводы наблюдений:

-Основные постройки в крестьянском хозяйстве находились близко друг к другу, потому что на севере зимы продолжительные, с частыми вьюгами и метелями. Можно было не выходя на улицу попасть во двор и накормить животных.



Отвечают на вопрос учителя.

Повторяют вторую задачу.

Просмотр видеофильма с заданием.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: определение способов взаимодействия. Личностные: проявляют познавательную активность, понимают значение новых знаний, стремятся к приобретению новых знаний.



.

Просмотр фрагмента видеофильма «Русская изба»

5.

Физкультминутка

Физкультминутку проводит дежурный.

А сегодня у зимы – новоселье.

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба

Вот такой вышины!

Белый коврик у порога

Вот такой ширины!

Белый коврик у порога

Вот такой ужины!

Погляди-ка, потолки ледяные

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги! Раз, два!

Двери комнат отворяем,

Раз, два! Раз, два!

Ну а в доме нас встречает

И она сама.

Ты хозяйке поклонись-ка:

-Здравствуй, зимушка-зима!


Повторение текста и движений по образцу.

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения, умения двигаться синхронно. Личностные: развивают пластику движений.

6.

Этап освоения новых знаний (продолжение)

Активное занятие «Крестьянские хоромы». Работа в парах (тетрадь ч.I, стр.19)

Повторите правила работы в парах.





Экспертная оценка учителя. Проверка работы в паре.

- В чем вы видите красоту крестьянских хором?






Повторяют правила работы в парах.

Выполняют задание:

1 – самостоятельно, 2 – в парах.


Объясняют свой выбор.



-Стены сруба не зашивали тесом, не покрывали краской, был естественный цвет дерева, дом сливался с окружающей средой, не выделялся. Все было удобно для жизни и просто, для каждого занятия имелось свое место, везде был порядок.

Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий, умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение.

7.

Итог урока

















Рефлексия

Ресурсный круг.

-Как урок помог вникнуть в жизненный уклад человека, понять особенности устройства крестьянских хором?

-Какие ответы понравились особенно?

Вывод учителя: Сегодня мы познакомились, как просто, но удобно было организовано все пространство крестьянских хором, всему свое было место и время, человек жил в единении с родной природой и ладу с близкими людьми, во всем видел красоту и умел ее хранить.

-Подведем итоги урока. Что сегодня вас удивило, что было трудно или интересно?







Всех хочу поблагодарить за работу и закончить урок стихотворением.

Пахнет сеном и теплом.

Кто там ходит? Кто там дышит?

Вьюга пляшет за селом.

Ветер веет снег на крыше.

Фыркнул добрый старый конь-

К сену тянется губами.

Смотрит вниз, в глазу – огонь…

Кто там бродит под столбами?

Поросенок! Хрю-хрю-хрю…

Рыльцем в стружках взрыл горбинку

И рысцой бежит к ларю

Почесать об угол спинку.

Две коровы вперебой

Все жуют, вздыхая, жвачку.

А теленочек рябой

В уголке бодает тачку.

Мышь гуляет по стене,

Гуси крикнули в клетушке…

Что приснилось им во сне?

Май? Зеленые опушки?

Ветер чуть скрипит крючком.

Тишь и тьма. Шуршит солома.

Пахнет теплым молоком.

Хорошо тому, кто дома!

Встают в ресурсный круг.

Ответы детей с опорой на жизненный опыт.















Ответы детей:

«Меня удивило…»

«Мне было трудно…»

«Я узнал…»



Слушают стихотворение.

Коммуникативные: аргументированно оценивают работу товарищей, осознанно используют речевые средства в соответствии с учебной ситуацией. Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи, осознают многообразие взглядов.

8.

Домашнее задание

Расспросить родителей, а лучше бабушек или дедушек о состав хором их предков. Принести старые фотографии с изображениями домов, внутреннего убранства.

Записывают д/з в дневники.

Личностные: получают д/з для сбора информации о членах своей семьи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по курсу "Истоки" в 5 классе по теме: "Крестьянские хоромы",

Автор: Волкова Ольга Алексеевна

Дата: 10.09.2017

Номер свидетельства: 427775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологическая карта урока "Крестьянские хоромы – чудо России" (Истоки, 5 класс) "
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-kriest-ianskiie-khoromy-chudo-rossii-istoki-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "147668"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419442991"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства