Базовый учебник: Камкин А.В. Истоки. Семь чудес России 5 класс Издательский дом Истоки 2016 год.
Тема урока: «Крестьянские хоромы (состав крестьянских хором)» (раздел «Крестьянские хоромы»)
Цель урока: Подвести детей к формированию ценности человеческого бытия и жизненного уклада наших предков.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Необходимое оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации (видеоряд), видеодиск «Русская изба», видеомагнитофон, телевизор.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Орг. момент | Присоединение. Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Сегодня все в классе. А вся семья вместе, так и душа на месте! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, крепко руку пожмите! С каким настроением вы пришли на урок? |
Приветствуют учителя.
Поворачиваются в парах друг к другу, улыбаются, жмут руку, | Коммуникативные: вступать и поддерживать общение, использовать вербальные и невербальные средства общения. |
2. | Целеполагание | Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важном в жизни человека. Догадайтесь сами о чем. (Отгадывают старинные русские загадки об избе.) Стоит бычище, проклеваны бочища (изба). Рядом век живут, а не видятся (окна). Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все на небо глядит (труба на крыше). Сто гостей, сто постель, у всех по войлочку (бревна и мох). На поле на Романове стоят кони отобранные, пьют воду дождевую, едят траву болотную (бревна и мох). - О чем же пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. (На магнитной доске учитель вешает карточку с темой) - Какие задачи мы поставим перед собой? (на магнитной доске слова-подсказки: Узнать… Познакомиться… Учиться…)
(Учитель помогает сформулировать главную задачу урока) А еще мы попытаемся расширить представление о крестьянском образе жизни, центром которого являются крестьянские хоромы. |
Работают в парах, отгадывают загадки.
Формулируют тему урока.
Принимают участие в формулировании задач урока: -Узнаем, что входило в состав крестьянских хором. -Познакомимся из чего, кто строил и как строили, в чем особая красота крестьянского дома. -Продолжим учиться работать в группе слаженно и дружно. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
3. | Актуализация знаний | Беседа с опорой на жизненный опыт. Рассвело. На душе рассвело. И лежит, в синь упершись крылами, Посредине России село, С дальним окликом и петухами. В эту синюю стылую рань, В эту белую к небу дорогу… Спит село. На окошке – герань. Мама молится счастью, как Богу. (А. Поперечный) -Что себе представляете, когда слышите слово крестьянские хоромы? -Много веков изба была для русского человека любимым домом. В ней он рождался, вырастал, спасался от жары и холода, выполнял необходимую работу и занимался творчеством, верил и надеялся. Так проходила его жизнь. Расскажите, что из себя представляет крестьянское жилище, что входит в состав двора-усадьбы? (На доске постепенно появляются карточки с новыми словами) | Слушают стихотворение
Отвечают на вопрос учителя.
-Дом в деревне называют избой. Место, где содержат животных - двор. Он располагается сзади дома. Чтобы попасть из дома во двор нужно пройти через холодный двор. Сеновал – сарай для хранения сена. Он мог находиться рядом с избой, а еще сено могли хранить над двором, под крышей. У дома рядом строили сарай для дров – дровяник. За двором, ближе к огороду ставилась баня. | Познавательные: построение логической цепочки рассуждений. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. |
4. | Этап освоения новых знаний | -Справились ли мы с первой задачей? -Какой можем сделать вывод о расположении основных построек двора-усадьбы и почему?
-Почему же часто все хозяйство называют крестьянскими хоромами? -Какая вторая задача? -В старину каждая часть крестьянских хором имела свое название. Посмотрите фрагмент фильма «Русская изба» и запомните названия частей крестьянских хором. | Повторяют первую задачу. Формулируют выводы наблюдений: -Основные постройки в крестьянском хозяйстве находились близко друг к другу, потому что на севере зимы продолжительные, с частыми вьюгами и метелями. Можно было не выходя на улицу попасть во двор и накормить животных.
Отвечают на вопрос учителя. Повторяют вторую задачу. Просмотр видеофильма с заданием. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: определение способов взаимодействия. Личностные: проявляют познавательную активность, понимают значение новых знаний, стремятся к приобретению новых знаний.
. |
Просмотр фрагмента видеофильма «Русская изба» |
5. | Физкультминутка | Физкультминутку проводит дежурный. А сегодня у зимы – новоселье. Мы с тобой приглашены на веселье. Дом построен из сугроба Вот такой вышины! Белый коврик у порога Вот такой ширины! Белый коврик у порога Вот такой ужины! Погляди-ка, потолки ледяные Высоки-превысоки, кружевные! Мы по лестнице шагаем, Выше ноги! Раз, два! Двери комнат отворяем, Раз, два! Раз, два! Ну а в доме нас встречает И она сама. Ты хозяйке поклонись-ка: -Здравствуй, зимушка-зима! | Повторение текста и движений по образцу. | Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения, умения двигаться синхронно. Личностные: развивают пластику движений. |
6. | Этап освоения новых знаний (продолжение) | Активное занятие «Крестьянские хоромы». Работа в парах (тетрадь ч.I, стр.19) Повторите правила работы в парах.
Экспертная оценка учителя. Проверка работы в паре. - В чем вы видите красоту крестьянских хором? |
Повторяют правила работы в парах. Выполняют задание: 1 – самостоятельно, 2 – в парах. Объясняют свой выбор.
-Стены сруба не зашивали тесом, не покрывали краской, был естественный цвет дерева, дом сливался с окружающей средой, не выделялся. Все было удобно для жизни и просто, для каждого занятия имелось свое место, везде был порядок. | Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий, умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение. |
7. | Итог урока
Рефлексия | Ресурсный круг. -Как урок помог вникнуть в жизненный уклад человека, понять особенности устройства крестьянских хором? -Какие ответы понравились особенно? Вывод учителя: Сегодня мы познакомились, как просто, но удобно было организовано все пространство крестьянских хором, всему свое было место и время, человек жил в единении с родной природой и ладу с близкими людьми, во всем видел красоту и умел ее хранить. -Подведем итоги урока. Что сегодня вас удивило, что было трудно или интересно?
Всех хочу поблагодарить за работу и закончить урок стихотворением. Пахнет сеном и теплом. Кто там ходит? Кто там дышит? Вьюга пляшет за селом. Ветер веет снег на крыше. Фыркнул добрый старый конь- К сену тянется губами. Смотрит вниз, в глазу – огонь… Кто там бродит под столбами? Поросенок! Хрю-хрю-хрю… Рыльцем в стружках взрыл горбинку И рысцой бежит к ларю Почесать об угол спинку. Две коровы вперебой Все жуют, вздыхая, жвачку. А теленочек рябой В уголке бодает тачку. Мышь гуляет по стене, Гуси крикнули в клетушке… Что приснилось им во сне? Май? Зеленые опушки? Ветер чуть скрипит крючком. Тишь и тьма. Шуршит солома. Пахнет теплым молоком. Хорошо тому, кто дома! | Встают в ресурсный круг. Ответы детей с опорой на жизненный опыт.
Ответы детей: «Меня удивило…» «Мне было трудно…» «Я узнал…»
Слушают стихотворение. | Коммуникативные: аргументированно оценивают работу товарищей, осознанно используют речевые средства в соответствии с учебной ситуацией. Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи, осознают многообразие взглядов. |
8. | Домашнее задание | Расспросить родителей, а лучше бабушек или дедушек о состав хором их предков. Принести старые фотографии с изображениями домов, внутреннего убранства. | Записывают д/з в дневники. | Личностные: получают д/з для сбора информации о членах своей семьи. |