kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока риторики по теме "Интервью как речевой жанр" для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая разработка содержит подробный конспект урока риторики для 6 класса по учебнику под редакцией Т.А.Ладыженской. К конспекту приложены дидактические материалы, помогающие организовать работу обучающихся на уроке в логике системно-деятельностного подхода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока риторики по теме "Интервью как речевой жанр" для 6 класса»



Конспект урока

Предмет: риторика

Тема урока: Интервью как речевой жанр (учебник под редакцией Т.А.Ладыженской) (2 часа)

Класс: 6-ой

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель: познакомить школьников с интервью как речевым жанром, ее особенностями, подготовить обучающихся к высказыванию в этом жанре.

Планируемые результаты: 

личностные УУД – 

формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности;

формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – 

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

познавательных –

осознавать познавательную задачу;

читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника, дополнительных материалах;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

коммуникативных –  

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока: учебник, наглядные материалы, предложенные учителем.  

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

Организационный этап

2 мин.

Приветствует обучающихся,

организует внимание школьников, настраивает на активную работу.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку.

Психологический настрой на урок

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!


Давайте улыбнемся друг другу и гостям, присутствующим на уроке.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока

2 мин.

Предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма про попугая Кешу.

Смотрят фрагмент из мультфильма. Формулируют тему урока.

Сегодня мы продолжим изучение речевых жанров.

Вы любите смотреть мультфильмы? Думаю, что вы знаете мультфильм про попугая Кешу. Предлагаю вам посмотреть фрагмент из этого мультфильма (видео на 1 минуту, эпизод «Кеша берет интервью»)

О чем сегодня мы будем говорить на нашем уроке? Формулировка темы.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

4 мин.

Предлагает провести орфографический анализ записанной темы.

Предлагает поработать над орфоэпическими особенностями слова и его лексическим значением.

Предлагает подобрать к слову «интервью» однокоренные слова.

Проводят орфографический анализ записанной темы.

Запоминают орфоэпическую норму произношения слова «интервью». Определяют его лексическое значение.

Подбирают однокоренные слова, выясняют лексическое значение каждого из них.

Запись темы. Работа со словом.

Работа со значением и произношением слова.

Слово «интервью» иноязычное. Как бы вы определили значение слова «интервью»? Попробуйте определить значение слова через подбор синонимов.




Работа со значением и происхождением слова «интервью».

Наше определение слова давайте сверим с определением, которое даётся в словаре.


Подберите к слову однокоренные слова (учитель выслушивает ответы обучающихся).


Работа с лексическим значением каждого однокоренного слова.


3 мин.

Учитель создает проблемную ситуацию.

Ставит учебную задачу.

Предлагают выход из проблемной ситуации.

Решают учебную задачу.

А вы можете сейчас провести интервью? Учитель просит одного из обучающихся взять интервью у гостей, присутствующих на уроке, или у одного из одноклассников.

…, вот тебе ручка, блокнот – иди! (если пойдет, то учитель спрашивает: «Будет ли успешным интервью?»)

Ребята, почему у … не получилось бы взять интервью? (мы не знаем, как это сделать).

Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно подготовить и провести интервью?


Планирование и организация деятельности по «открытию нового знания».

Давайте попробуем воплотить в жизнь цель, которую мы поставили.

Предлагаю план урока (заранее вист на доске, но скрыт до этого момента)

Это должен знать каждый

  1. Что такое интервью?

  2. Структура интервью.

  3. Виды интервью.

  4. Подготовка к интервью.

  5. Особенности интервью как речевого жанра.


С первым вопросом разобрались.


6 мин.

Предлагает задание, организует проверку его выполнения.

Читают текст интервью с учителем о профессии и определяют его структуру.

Корректируют свой ответ по итогам проверки.

2 вопрос. Структура интервью.

Учащимся предлагается текст интервью с учителем о профессии (заранее лежит на столах у каждой группы) (Приложение 1)

Обучающиеся читают предложенный текст, определяют его структуру самостоятельно. Дают ответ, затем сверяют с эталоном.


8 мин.

Предлагает задание, организует проверку его выполнения.

Решают риторическую задачу, собрав мозаику.

Корректируют свой ответ по итогам проверки.

3 вопрос. Виды интервью.

Риторическая задача. Обучающимся предлагается собрать мозаику. Соотнести предложенную ситуацию, вид интервью и его цель. (разрезанные карточки заранее лежат на партах у каждой группы) (Приложение 2)

Проверка выполнения задания.


41 мин.

Организует работу в группах.

Инструктирует обучающихся перед выполнением работы.

Работают в группах. Выполняют работу согласно предложенному заданию.

4 вопрос. Подготовка к интервью.

5 вопрос. Особенности интервью как речевого жанра.

По этим вопросам работа проходит в группах.

Обучающиеся заранее рассажены по группам.

Работа по группам. Учитель озвучивает задание.

Группа 1. Основные этапы подготовки к интервью. (Приложение 3)

Группа 2. Особенности интервью как жанра (работа по предложенному шаблону) (Приложение 4)

Группа 3. Особенности интервью как жанра (оформление мини-плаката «Можно/нельзя» по предложенным картинкам). (Приложение 5)

Группа 4. Особенности интервью как жанра (оформление мини-плаката «Можно/нельзя» по предложенным высказываниям об интервью). (Приложение 6)






Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

15 мин.

Слушает выступления обучающихся.

Представляют результаты работы в группах.

ЗАЩИТА РАБОТЫ

Каждая группа представляет результаты своей работы.

Этап коррекции знаний и способов действий

7 мин.

Анализирует выступление каждой группы, отмечает положительные моменты, даёт советы.

Дополняет ответы обучающихся.

Оценивают свои достижения.

Воспринимают информацию учителя.

Учитель анализирует выступление каждой группы, отмечает положительные моменты, даёт советы.

А также учитель дополняет ответы обучающихся следующей информацией.

Ребята, существуют еще определенные правила ведения интервью:

  1. Обращайтесь к собеседнику по имени отчеству.

  2. Разговаривая, смотрите в глаза собеседнику.

  3. Проявите уважение к мнению собеседника.

  4. Внимательно слушайте собеседника.

  5. Проявляйте заинтересованность в беседе.

  6. Не задавайте некорректных вопросов.


Чего мы не можем себе позволить во время интервью?


Особое внимание при подготовке к интервью нужно уделить вопросам для его проведения.

Нам необходимо установить доверительные отношения с собеседником, а значит, исключаем любые злые или неэтичные вопросы, а также вопросы, требующие односложного ответа «да» или «нет». Делаем упор на вопросы «как» или «почему», позволяющие больше узнать о собеседнике. Подбираем вопросы, связанные с выбранной для беседы темой.

Варианты начала вопросов:


Этап информации о домашнем задании

2 мин.

Предлагает домашнее задание, комментируя его.

Воспринимают информацию.

Этап подведения итогов занятия

2 мин.

Выставляет оценки за урок и комментирует их.

Подводят итоги уроки, сообщая, чему научились.



Итог. Оценки за урок.

Ребята, для чего мы занимались изучением этой темы?

Этап рефлексии

1 мин.

Предлагает провести рефлексию.

Проводят рефлексию.

«Лестница успеха»

На какой ступеньке находитесь по итогам урока вы?




Приложение 1

Интервью юных журналистов с учителем.



     - Здравствуйте, Ольга Петровна! Ответьте, пожалуйста, на несколько интересующих нас вопросов!

     - Здравствуйте, ребята! Я с радостью отвечу на ваши вопросы!

     - Скажите, пожалуйста, почему Вы выбрали эту профессию? Ведь многие говорят, что она очень сложная...



     - Я выбрала для себя эту профессию, потому что очень люблю детей, люблю с ними общаться, обучать их. Эта профессия для меня несложна, но, конечно, у меня возникают порой трудности, которые я стараюсь преодолевать. Например, я быстро нахожу общий язык с детьми, и мы уходим от ссор и конфликтов.

     - А в Вашей профессии какие качества человека важны? Наверное, доброта...

     - Да, безусловно, доброта, терпение, рассудительность. Ещё бы добавила общительность, открытость, искренность, изобретательность, находчивость. Я проявляю терпимость к разным мнениям детей, считаю, что каждое мнение имеет право на существование. Вообще я предпочитаю неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение. Стараюсь не злиться, сдерживать себя, если кто-то шалит. Я считаю своей главной задачей уделять внимание формированию личности ученика, обеспечить его индивидуальное развитие, обучение, воспитание.

     - Скажите, пожалуйста, как должен одеваться учитель? А может, это вообще не имеет никакого значения?

     - Ну что вы! Конечно, внешний вид имеет значение в моей профессиональной деятельности. Внешний вид - это отражение того, каков наш внутренний мир и душевное состояние. И если учитель непонятно как оденется, то какой он пример подаст ученикам? Внешний вид учителя, конечно, напрямую не связан с содержанием учебной дисциплины, но очень влияет на качество ее усвоения.

     - Спасибо Вам, Ольга Петровна, за такую интересную беседу! С Вами было очень приятно пообщаться!

     - И вам большое спасибо, ребята! Мне очень понравилось отвечать на ваши вопросы!

     - До свидания! Успехов в работе!

     - До свидания! И вам успехов в учебе!




Приложение 2

Мария Владимировна Захарова, российский государственный и политический деятель, дипломат, официальный представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации, прокомментировала заявление министра иностранных дел Польши Яцека Чапутовича о победе в споре с Россией.

Протокольное интервью

Цель: получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.


Корреспонденты ТРК «Уральская кузница» на улицах города задают вопрос жителям Чебаркуля: «Сегодня 12 декабря. Знаете ли вы, какая значимая памятная дата российского государства отмечается сегодня?»

Интервью-анкета

Цель: выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.


Корреспонденты канала «Россия 24» берут интервью у вновь назначенного министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова о планах в новой должности.

Интервью-портрет

Герой такого интервью – человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни, он привлекает интерес широкой публики. Цель: раскрытие личности собеседника.


В студии канала «ОРТ» проводится дискуссия, в ходе которой ведущие программы берут интервью у присутствующих по теме «Сначала права, а потом обязанности. Или наоборот?»

Интервью-дискуссия

Цель: выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблем.


Корреспондент ТРК «Уральская кузница» берет интервью у ведущего специалиста Управления образования администрации Чебаркульского городского округа Татьяны Михайловны Артамоновой, интересуясь, как выпускники 9-х и 11-х классов школ города сдали ОГЭ и ЕГЭ.

Информационное интервью

Цель: получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам.



Приложение 3

Материалы для группы 1. Основные этапы подготовки к интервью.

Обучающимся предлагается шаблон для оформления результатов работы. Обучающиеся обсуждают, как необходимо готовиться к беседе, и оформляют шаги по порядку.

На парте также лежит набор разрезанных карточек с этапами подготовки (этапы перемешаны).

  1. Определить тему и цель интервью.

  2. Выбрать кандидата для интервью.

  3. Продумать вопросы интервью.

  4. Собрать информацию об интервьюируемом.

  5. Определить время и место интервью.

  6. Пригласить на интервью.


Как подготовиться к интервью?

  1. ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________




Приложение 4

Материалы для группы 2. Особенности интервью как жанра (работа по предложенному шаблону)


Обучающимся предлагается шаблон для оформления результатов работы. Обучающиеся обсуждают особенности интервью как жанра и оформляют работу. Используются материалы учебника риторики под редакцией Т.А.Ладыженской и пособия «Развивайте дар слова» (факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров»), составители Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова.








Особенности интервью как речевого жанра









  1. Что составляет содержание интервью?

_____________________________________________________________________



  1. Кто и почему может стать собеседников в интервью?

КТО? ПОЧЕМУ?



_____________________ __________________________________

_____________________ ___________________________________

______________________ ___________________________________

______________________ ___________________________________

______________________ ____________________________________

______________________ ___________________________________

______________________ ____________________________________



  1. От чего зависит успех интервью?

А) __________________________________________________________________________________

Б) __________________________________________________________________________________

В) __________________________________________________________________________________

  1. Как обычно строится интервью?

_____________________________________________________________________________



  1. Какая форма интервью особенно интересна для читателя и почему?

КАКАЯ ФОРМА? ПОЧЕМУ?

_______________________________________ _______________________________________

_______________________________________ ________________________________________

_______________________________________ ________________________________________

_______________________________________ ________________________________________



Приложение 5

Материалы для группы 3. Особенности интервью как жанра (оформление мини-плаката «Можно/нельзя» по предложенным картинкам).

Обучающимся предложен набор разрезанных картинок, ватман, клей, ножницы. В результате работы группы должен получиться следующий вариант мини-плаката.

Так делать нельзя







Так делать необходимо



Приложение 6

Материалы для группы 4. Особенности интервью как жанра (оформление мини-плаката «Можно/нельзя» по предложенным высказываниям об интервью).

Обучающимся предлагается шаблон для оформления результатов работы и цитаты. Обучающиеся обсуждают особенности интервью как жанра и оформляют работу.



МОЖНО



НЕЛЬЗЯ










































Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие; если после беседы с вами человек доволен собой и своим остроумием, значит он вполне доволен и вами. 

Жан де Лабрюйер

(французский писатель)



Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным.

Фрэнсис Бэкон

(английский философ)



Что может быть интереснее и поучительнее беседы с бывалым человеком, участником или свидетелем происшествия? Уверен, что ничто.

В.Гиляровский

(русский писатель, журналист)


Забросать вопросами проще простого, куда труднее попасть в цель.

Лешек Кумор

(польский киновед)

Если тебе задают вопрос, на который нужно ответить «да» или «нет». — смени тему.

Неизвестный автор



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока риторики по теме "Интервью как речевой жанр" для 6 класса

Автор: Сеилова Елена Николаевна

Дата: 12.11.2021

Номер свидетельства: 591174


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства