Просмотр содержимого документа
«Занятие в игровой форме "Счастливый случай" по теме "Организм человека"»
Муниципальная бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр компетенций «Ориентир»
муниципального образования Усть – Лабинский район
Обобщающее занятие
по теме
«Организм человека»
Разработала: Жукова Елена Викторовна,
педагог дополнительного
образования
ст. Ладожская
2017 год
Пояснительная записка
Данное занятие представлено для обобщения и систематизации знаний по теме: «Организм человека». Обучающиеся очень любят, когда обучение идёт через игру, поэтому именно эту форму обобщения я и взяла на это занятие. Я очень часто применяю игру на своих занятиях. Через эмоции даже самый слабый ребёнок запоминает и уносит с собой полученную информацию на занятии. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Данное занятие подходит для обучающихся 6-7 классов при изучении дополнительной общеобразовательной программы «Школа ЗОЖ».
Цель игры состоит в том, чтобы выяснить знания обучающихся в области знаний анатомии и особенностей строения тела человека, определить их способности, привлечь внимание обучающихся к новым интересным вопросам, а также помочь усвоить дополнительный материал.
Цели и задачи учебного занятия:
обобщить и закрепить пройденный материал, восполнить пробелы в знаниях обучающихся по пройденным темам;
сформировать навыки индивидуальной и групповой форм деятельности, навыки сотрудничества в объединении;
развивать умения решать ребусы и головоломки, анализировать, сопоставлять и делать выводы;
воспитывать познавательный интерес, потребность в знаниях, в самообразовании, стремлении к творчеству.
Тип занятия: обобщающего повторения с применением:
тестового контроля;
игровой технологии;
групповой работы.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
игра - презентация к занятию;
раздаточный материал для команд.
Структура занятия:
организационный момент;
вступительное слово педагога (значение материала изученной темы, сообщение цели и плана занятия);
представление групп обучающихся (название и девиз);
выполнение обучающимися различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений;
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
формулирование выводов по изученному материалу;
оценка результатов и подведение итогов занятия;
рефлексия.
Подготовительная работа:
обучающиеся заранее делятся педагогом на группы, приблизительно одинаковые по уровню знаний;
группам предлагается придумать название и девиз;
повторить материал по теме пройдены темам.
Ход занятия:
Организационный момент
Акцентирование внимания обучающихся на необычности данного занятия.
Вступительное слово педагога
Мы закончили изучение строения организма человека и сегодня у нас с вами заключительный повторительно-обобщающее занятие-игра по изученным темам и вы не обычные обучающиеся, а «знатоки-теоретики». Вы разделены на группы, каждая группа специализируется на знании определенных органов и систем органов человека.
Группе необходимо представить свою команду и капитана.
1 группа - …
2 группа –…
3 группа - …
Оценивать вашу работу и вести строгий учет ваших баллов будет уважаемое жюри (идёт представление жюри).
Конкурс №1. Загадки
Обучающимся предлагается отгадать загадки. За правильный ответ – 1 балл.
Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки. Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает. Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочем. Кто загадку отгадает, сразу баллы получает. Как все баллы соберешь – приз с собою заберешь.
В миг связаться с кислородом Может только он один. Он «живет» в эритроцитах, Как зовут? (Гемоглобин.)
Этот орган кровь толкает, Орган главный, каждый знает, А внутри есть клапан-»дверца», Что за орган? Это – ... (сердце).
К вкусной пище он привык. Орган вкуса – наш... (язык).
Пища в организме расщепляется, В вещества простые превращается; Пищи происходит усвоение, И тому виной... (пищеварение).
Его из легких удаляем, Выдыхаем каждый раз, Организму он не нужен Это – ... (углекислый газ).
Все мы дышим легкими, Но ей немножко тоже, Наш теплорегулятор... О чем здесь речь? О ... (коже).
Пища попадает в рот. Глотка, дальше... (пищевод).
И совсем наоборот Поглощаем...(кислород).
Повторяем вновь и вновь: Кислород разносит... (кровь).
Стоп, микробы! Хода нет! У меня ... (иммунитет.)
Пора и нам ребята Над i расставить точки. В системе выделения Важнейший орган – ... (почки).
Организму – он опора, Но его страшнее нет, Он в «ужастиках» встречается, Называется ... (скелет).
Если твердая походка, И в тетради пишешь четко. Это кто нам так помог? За работой... (мозжечок).
Конкурс №2 «Четвертый лишний»
Хочу предложить вашему вниманию игровые задания. Суть их заключается в том, что среди четырех слов или словосочетаний «спрятано» одно лишнее по смыслу. Нужно его найти и объяснить, почему оно лишнее. Из первых букв «лишних» слов складывается новое, которое тоже нужно объяснить.
Тема: «Ткани»
1
Поперечнополосатая Гладкая Костная Сердечная
2
Лимфа Хрящевая Жировая Реснички
3
Опора Аксон Нейрон Дендрит
4
Кожный Волокнистая Кишечный Выстилающая
(Ткань)
Тема: «Системы органов»
1
Трахея Дерма Эпидермис Волос
2
Ухо Эритроцит Кровь Тромбоцит
3
Гипофиз Легкое Надпочечник Гипоталамус
5
Пищевод Мочевой пузырь Кишечник Желудок
(Органы)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Конкурс №3 Ребус
(организм)
Конкурс №4 «Один за всех – все за одного»
Объём этой жидкости в организме человека примерно 5 литров (кровь).
Ежесуточно у взрослого человека образуется около 20 литров этой жидкости (первичная моча).
Человек, дающий кровь для переливания или ткани и органы для пересадки другому лицу (донор).
Введение в организм сыворотки заражённых животных или переболевшего человека (иммунитет).
Сосуды, по которым кровь движется от сердца (артерии).
Кровь, богатая углекислым газом (венозная).
Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов до правого предсердия (большой круг).
Как называется заболевание, возникающее при продолжительной нехватке витамина в организме человека? (авитаминоз).
Какой витамин вырабатывается в организме человека под воздействием солнечных лучей (витамин Д).
В древних восточных сказках заболевших принцесс часто рекомендовали лечить сырой печенью животных, а какой в этом смысл? (повышается гемоглобин).
Как называется единица почки (нефрон).
Как называются роговые образования кожи? (ногти).
Сколько камер в сердце человека (четыре).
Чем обеспечивается связь мышц и скелета? (сухожилия).
Орган, определяющий вкусовые качества пищи (язык).
Орган, в котором пища начинает перевариваться (желудок).
К какому царству живой природы относится человек (к царству «Животные»).
Назовите три самые маленькие косточки нашего организма (стремечко, наковальня, молоточек).
Какой свет воспринимают рецепторы глаза – палочки и колбочки? (дневной и сумеречный свет).
Что относится к центральной нервной системе? (головной и спинной мозг).
Что относится к периферической нервной системе? (нервы и нервные окончания).
Как называется орган равновесия? (вестибулярный аппарат).
Назовите самую подвижную кость лицевого отдела скелета головы (нижняя челюсть).
Как называется клетка являющаяся единицей строения нервной ткани? (нейрон).
Заключительная часть: подведение итогов занятия, выводы и предложения. Рефлексия: обучающимся предлагается ответить на вопросы: узнал…, понял…., научился…