kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие-тренинг "Классификация профессий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

1. Организационный момент. Позитивный настрой.

2. Вводная история

3. Сообщение темы занятия: «Классификация профессий»;

4. Просмотр видеоролика «Кем я хочу стать?»

5. Зачитывание сочинений детей «Я и моя будущая профессия»

6. Тренинг «Рука судьбы»

7. Разбор проблемных ситуаций

8. Игровая разминка

9. Заключительная беседа

10. Просмотр видеоролика «Все профессии нужны, все профессии важны»

11. Подведение итогов занятия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие-тренинг "Классификация профессий"»

Ақмола облысы білім басқармасының «Ақкөл ауданы Урюпинка ауылы, жетім балалар мен ата-анасының қамқорлығынсыз қалған балаларға арналған № 1 құрамдастырылған

балалар үйі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Коммунальное государственное учреждение «Комбинированный детский дом для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 1, село Урюпинка Аккольского района» управления образования Акмолинской области














Подготовили: социальный педагог Матвиенко С.Н.

педагог-психолог Онучко С.И.


Содержание


1. Организационный момент. Позитивный настрой.

2. Вводная история

3. Сообщение темы занятия: «Классификация профессий»;

4. Просмотр видеоролика «Кем я хочу стать?»

5. Зачитывание сочинений детей «Я и моя будущая профессия»

6. Тренинг «Рука судьбы»

7. Разбор проблемных ситуаций

8. Игровая разминка

9. Заключительная беседа

10. Просмотр видеоролика «Все профессии нужны, все профессии важны»

11. Подведение итогов занятия
































Класс: 8-9


Цели обучения:

1. Образовательные:

1) Объяснить особенности выбора профессий.

2) Осуществлять анализ развития профессиональных качеств.

3) Соотносить качества личности с выбранной профессией.

2. Коррекционно-развивающие:

1) Формировать устойчивый интерес к получению

знаний, необходимых для успешного профессионального  самоопределения.

2) Развивать навыки группового взаимодействия (умение  выслушивать и высказываться самому).

3) Развивать осознанное отношение к своему профессиональному будущему.

4) Развивать критическое и креативное мышление, через выполнение упражнение по Структуре «ТИК ТЭК ТОУ» («КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»)


Цели занятия:

Все могут:

Называть профессии, классифицировать их с зависимостью предмета труда;

Назвать свой выбор и интерес к данной профессии;

Заучить слова песни «Все профессии нужны, все профессии важны» и пояснить о важности данных профессий.


Большинство:

Дать определение понятию «Профессия»;

назвать склонности, предпочтения, возможности категории профессий;


Некоторые:

определить последствия случайного выбора профессии;

соотнести свои способности с состоянием здоровья;

проанализировать, сопоставить: хочу, могу, надо.


Оборудование: раздаточный материал (смайлики, листочки разного цвета), мешочек, карточки с буквами, ручки, интерактивная доска, плакат, слайды, видеоролики, стикеры по 9 стол.


Подготовительная работа

Учащиеся 8, 9 классов предварительно пишут мини сочинение «Я и моя будущая профессия».


Ход занятия.


Психологический настрой

Прозвенел звонок сейчас. Все тихонько быстро встали, подравнялись и собрались. Скажем: «Здравствуйте» друг другу. И посмотрим на столы. Всё, что нужно принесли? А теперь тихонько сели. На меня все посмотрели.

Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!


Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности?

Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? (Ответы детей)


Вводная история.

В школе работают два учителя. Оба молодые, умные, способные. Отличает их только призвание: первый любит свое дело, второй мечтал о работе врача, но волей случая попал на педагогическое поприще. Первый радуется удачно проведенному уроку, вниманию со стороны детей, для второго – это скучная обязанность. Для первого каждый ученик — близкий человек, которому надо помочь, для второго только нагрузка. В конце дня устают оба, но первый возвращается домой удовлетворенный любимым делом, с радостным чувством хорошо исполненного долга, второй – разбитый и сердитый, он долго не может отдохнуть.

Как вы думаете, ребята, какой учитель принесет людям больше пользы? (Ответы детей)

Первый учитель принесет людям, обществу больше пользы, чем второй. Да и сам он будет более счастлив, чем учитель-неудачник.

Как не ошибиться в выборе профессии? (Ответы детей)


Сегодня мы с вами будем говорить о профессиях.

Давайте вспомним, что означает слово «профессия»? (Ответы детей)

Профессия — это занятие, которое требует и специальных навыков, и подготовки, это дело, которое человек может выполнять очень хорошо.


Существует более 50 тысяч самых разных профессий. А какие из них знаете вы? (Ответы детей)


Упражнение по Структуре «СИМАНТИЛИУС РАУНД ТЕЙБЛ» («одновременный раунд тейбл»)

Ребята, по вашему мнению – ЧТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ?

Каждая группа предлагает свой ответ на поставленный вопрос. Записать на листочке все ответы и прочертить горизонтальную линию после последнего ответа. Затем по моей команде передадите листочки команде-сопернице. Если у них есть совпадающий ответ, то напротив ставят галочку, если новый ответ, то записывают его под прочерченной горизонтальной чертой. По команде ведущего вернуть листок.


Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда.

Какие из этих видов вы можете вспомнить? (Ответы детей)

- «Человек – природа»

- «Человек – техника»

- «Человек – человек»

- «Человек – знаковые системы»

- «Человек – художественный образ»


«Человек – природа»

В основе профессий данной категории лежит работа с природными объектами и явлениями.

Связаны:

  • с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);

  • с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);

  • с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • ухаживать и наблюдать за животными;

  • разводить растения или животных;

  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);

  • бороться с болезнями, вредителями;

  • выращивать овощи и фрукты;

  • ориентироваться в природных явлениях;

  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.

  • наблюдательность;

  • склонность к систематизации;

  • устойчивость внимания;

  • потребность в двигательной активности.



«Человек – техника»

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Связаны:

  • с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);

  • с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);

  • с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • исследовать, наблюдать;

  • создавать и испытывать новые образцы;

  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;

  • придумывать новые способы деятельности;

  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

  • принимать нестандартные решения.

  • технический склад ума;

  • пространственное воображение;

  • склонность к практическому труду;

  • эмоциональная устойчивость.



«Человек – человек»

Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

  • с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);

  • с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),

  • с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),

  • с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обслуживание людей;

  • занятие лечением;

  • обучение;

  • воспитание;

  • защита прав и безопасности;

  • управление людьми;

  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;

  • умение внимательно выслушивать людей;

  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

  • развитые коммуникативные способности;

  • эмоциональная устойчивость;

  • быстрая переключаемость внимания;

  • эмпатия;

  • наблюдательность;

  • организаторские способности.



«Человек – знаковые системы»

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии, связанные:

  • с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);

  • с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);

  • с чертежами, картами;

  • со схемами (штурман, чертежник, картограф...);

  • со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обрабатывать тексты и таблицы;

  • производить расчеты и вычисления;

  • перерабатывать информацию;

  • работать с чертежами, картами и схемами;

  • принимать и передавать сигналы и сообщения;

  • хорошо считать в уме;

  • оперировать знаками и символами;

  • искать и исправлять ошибки.

  • способность к математике;

  • развитое абстрактное мышление;

  • высокая устойчивость внимания;

  • склонность к общению;

  • аккуратность и усидчивость.



«Человек – художественный образ»

Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессия данного типа связаны:

  • с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);

  • с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • заниматься художественным оформлением;

  • заниматься художественным творчеством 
    (живопись, скульптура, фотография, кино...);

  • сочинять (стихи, прозу и др.);

  • выступать на сцене;

  • изготавливать своими руками красивые вещи;

  • петь, играть на музыкальных инструментах.

  • яркое воображение;

  • образное мышление;

  • склонность к творчеству;

  • гибкость чувств;

  • специальные способности;

  • развитость функциональных способностей 
    (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)


Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, которые предъявляет профессия к личности.


Склонности (интересы, мотивы труда).

Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Уровень притязаний и самооценка.


Склонности (интересы, мотивы труда).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).


Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.


Уровень притязаний и самооценка.

Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.


Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще?

Упражнение с карточками «Классификация профессий». (поднимают нужную карточку, упражнение проводится в быстром темпе)


Тренинг «Рука судьбы»

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции. (Карточки с эмоциями)


Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:

Хочу-------мои желания

Могу------способности и возможности

Надо------востребованность профессии.

Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей.




На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.


Проблемная ситуация.

Сейчас мы будем читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание:


- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то , а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

Вопросы-подсказки:

Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе? — У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе». Что бы вы посоветовали Тане? (Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны)


- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

Вопросы-подсказки: У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Чтобы вы посоветовали Лене?(Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование)


- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

Вопросы-подсказки: Как вы думаете выбор Саши удачный? (Да) Объясните ребята, почему? нформационные технологии сейчас востребованы везде)


Вопросы-подсказки: Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе? — У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Чтобы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

- Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

  • Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.


Упражнение по Структуре «ТИК ТЭК ТОУ» («КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»)

У вас на столе 9 стикеров. Я буду вам задать вопросы, а вы впишите один ответ на один стикер:

  • Омонимы–профессионалы:

Задание: отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых – название профессии.

  1. Не только вещество, хорошо проводящее эл.ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон.(Проводник)

  2. Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде и ведущий счёт, но и цветной фломастер для нанесения отметок в тексте. (Маркер)

  3. Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий. (Конструктор)

    • Профессии- синонимы:

Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.

  1. Учитель, преподаватель - Педагог

  2. Лекарь, доктор - Врач

  3. Дантист, зубной врач - Стоматолог

    • ОН-ОНА

1. Она - балерина, он – танцовщик

2. Она – стюардесса, он – стюард.

20. Он – музыковед, она – музыковед

Перемешать листочки и расположите их 3*3 (как в игре «крестики-нолики»). Выбрать любые 3 слова (по вертикали, горизонтали, диагонали) и составить предложение с этими 3 словами и добавляя свои слова. Прочитайте получившиеся предложения.


Проведем игровую разминку.

Участникам каждого стола необходимо вытянуть карточку с буквой.

Задание для команд: команде надо вспомнить профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности.

Время выполнения – 3 минуты.


К

С

П

Б

М

Контролер

Слесарь

Проводник

  • Балерина

  • Милиционер

Киноартист

Строитель

Плотник

Банкир

  • Маляр

Крановщик

Сантехник

Пилот

Банщик

  • Манекенщица

Кочегар

Селекционер

Пожарный

Бармен

  • Массажист

Киномеханик

Судья

Полицейский

Библиотекарь

  • Маркетолог

Космонавт

Спасатель

Полярник

Биолог

  • Маникюрша

Кабельщик

Стюардесса

Пограничник

Бизнесмен

  • Мануалист

Кровельщик

Сапожник

Печник

Биохимик

Мамолог

Каменщик

Социальный педагог

Пиротехник

Буфетчик

Маслодел

Кутюрье

Садовник

Повар

Ботаник

Матрос

Кондитер

Сапер

Пекарь

Бухгалтер

Машинист

Кондуктор

Санитар

Портной

Брокер

Мельник

Кассир

Секретарь

Парашютист

Беконщик

Менеджер


Заключительная беседа

Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

- Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

- Найти применение своим талантам. Найти свое признание.


Слайд 16

Найти себя – значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя – это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя.


Слайд 17

Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».


Видеоролик «Все профессии нужны, все профессии важны» (дети хором поют песню)


Подведение итогов.

- Что вам понравилось? (Ответы детей)

- А что было трудно? (Ответы детей)

- Что из нашего занятия полезного вы возьмете для себя? (Ответы детей)


Мы сегодня узнали много интересного о труде, о профессиях. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться уже сейчас, по возможности, готовиться к этой профессии.


Слайд 18


Спасибо за хорошую работу. До свидания!







































Литература.


1. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога.

2. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пособие. - М.: МПСИ.

3. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога.

4. Интернет-ресурсы

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие-тренинг "Классификация профессий"

Автор: Матвиенко Светлана Николаевна

Дата: 24.03.2017

Номер свидетельства: 402900


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства