kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на тему "Приоритетные направления развития профессионального образования в РФ и Московской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для использования в работе преподавателяси учреждений среднего профессионального образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему "Приоритетные направления развития профессионального образования в РФ и Московской области»

Государственное казённое профессиональное образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»











«Приоритетные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Московской области»









Выполнил:

преподаватель ГКПОУ МО «Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»

Храпова Елена Алексеевна











г. Сергиев Посад

2019


В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. Приоритетные направления государственной политики в области развития образования определяются нормами Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и майскими указами Президента, в которых обозначено всего 12 приоритетных проектов, один из них «Образование». В рамках него все проекты будут собраны в один приоритетный, где стоят задачи переформатирования и выделения новых ключевых ориентиров, с точки зрения приоритетных проектов.

Сейчас перед средним профессиональным образованием стоит ряд задач:

  1. Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды.

  2. Модернизация профессионального образования, в том числе введение адаптивных практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

  3. Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами профессиональных знаний и приобретения новых профессиональных навыков, включая компетенции в области цифровой экономики всеми желающими.

  4. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.

  5. Формирование системы профессиональных конкурсов, нацеленных на предоставление гражданам возможностей профессионального и карьерного роста.

В настоящее время указы президента сформулированы в общих словах, Правительством была поставлена задача наполнить их конкретикой. Премьер-министр в своем выступлении отметил, что майские указы должны содержать 4 составляющие это четкое планирование, финансовые ресурсы, кадры и эффективно работающие механизмы.

Образовательная организация, где я веду свою профессиональную деятельность с мая 2018 года, называется Сергиево-Посадский социально-экономический техникум. Реализуемые направления и стратегические изменения происходят и в нашем техникуме, они налагают свой отпечаток на его развитие в соответствии с государственной политикой в области российского образования в целом, и в области среднего профессионального образования.

Техникум является государственной казённой профессиональной образовательной организацией, находящейся в ведении Министерства образования Московской области, и осуществляющей реализацию основных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программ подготовки специалистов среднего звена для инвалидов и лиц с ОВЗ, программ по профессиональной подготовке.

В образовательное учреждение, на обучение, приминаются инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, имеющие постоянную или временную регистрации по месту жительства в Московской области, имеющие основное общее и (или) среднее общее образование. Указанные граждане имеют право получить бесплатно профессиональное образование в техникуме, если образование данного уровня гражданин получает впервые в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В техникуме реализуются четыре программы подготовки специалистов среднего звена и одна программа подготовки квалифицированных рабочих, 2 программы профессиональной подготовки. В этом учебном году начала свою реализацию программа подготовки специалистов по специальности, входящей в ТОП-50, «Сетевое и системное администрирование».

В нашем техникуме в рамках пилотного проекта «Электронное обучение», преподавателями проделана большая работа по созданию электронного ресурса по учебным дисциплинам и профессиональным модулям. Продолжается работа по сбору и систематизации электронных учебных пособий по всем учебным дисциплинам и профессиональным модулям.

В техникуме созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечена информационная открытость образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родителей через сайт техникума.

Организована безбарьерная среда, включающая некоторые виды оборудования с учетом заболеваний обучающихся (подъемники, пандусы, поручни, таблички со шрифтом Брайля, слуховые петли специализированные компьютерные программы и т.д.). В техникуме функционируют учебные кабинеты и мастерские в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Имеется достаточная материально-техническая база по всем специальностям и профессиям.

Техникум имеет достаточный уровень компьютеризации учебного процесса, обеспечивая каждому обучающемуся возможность доступа к современным информационным базам. Эта возможность реализуется через использование современных программных продуктов. Большинство кабинетов оснащены компьютерной и множительной техникой, имеется выход в Интернет. Используются программы экранного увеличения текста, интерактивные доски с документ камерой, видео уроки с сурдопереводом, печатная форма текста с увеличенным шрифтом, презентации, наушники с микрофоном, программа экранного доступа с синтезатором речи и т. д. На базе учебных кабинетов проводятся занятия кружков и консультации, созданы условия для проведения самостоятельной работы обучающихся.

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе не превышает 15 человек.

Для организации производственной практики техникум заключает договоры с предприятиями и организациями. Договоры о прохождении практик 2-х видов: общие, в которых оговаривается возможность прохождения практики по определенной профессии или специальности в перспективе и индивидуальные, в которых прописаны условия и сроки прохождения практики отдельного обучающегося. При невозможности устройства всей группы для прохождения практики на одно предприятие подбор мест ведется индивидуально, но и при этом всегда учитывается специфика нашего контингента обучающихся и принимающей организации, а также профиль (отраслевая направленность) организации, возможность прохождения практики в специализированных условиях.

Некоторые обучающиеся проходят практику в специализированных центрах реабилитации инвалидов, что позволяет данным обучающимся не только получать необходимые профессиональные навыки, но и укреплять здоровье.

Система работы по трудоустройству выпускников включает эффективное взаимодействие с работодателями, мониторинговые исследования для своевременного реагирования и внесения необходимых корректив в практическую подготовку будущих выпускников, социальное партнерство. Сопровождение индивидуальной профессиональной траектории обучающегося и затем выпускника является важной задачей техникума в сегодняшних условиях. Работа по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд особенностей. Для решения проблем трудоустройства этой категории выпускников порой не достаточно усилий только сотрудников техникума, необходимы знания и опыт профессионалов. Для оперативного решения возникающих проблем заключен договор с Центром занятости населения города Сергиев Посад. Сотрудники службы занятости оказывают информационные услуги по поиску вакансий, консультируют службу содействия трудоустройству техникума и отдельных выпускников, работают с конкретными выпускниками, работодателями, приглашают сотрудников техникума и выпускников на массовые мероприятия, встречи с руководителями предприятий, общественных организаций и просто с успешными людьми, имеющими ограничения здоровья. Списки выпускников – инвалидов и лиц с ОВЗ предоставляется техникумом в ЦЗН задолго до выпуска, что позволяет успешно решать проблемы трудоустройства

Обучающиеся техникума под руководством педагогов принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.

Наиболее значимым событием для студентов и преподавателей техникума стало участие сначала в Московском областном отборочном этапе чемпионата Абилимпикс, а затем и в финале Национального чемпионата. Соревнование является эффективным инструментом для профессиональной ориентации, мотивации, социализации и трудоустройства граждан с инвалидностью. Среди наших студентов не только победители регионального чемпионата, но и национального.

Однако, не могу не сказать про противоречие. Естественно, что появление такого интересного явления как Абилимпикс, привлекает внимание к рабочим профессиям, но по сути это лишь инструмент оценки подготовки, а не инструмент реальной системы образования. Это возможность посмотреть насколько обучающиеся, которые проходят обучение по образовательным программам СПО, реально соответствуют требованиям рынка труда по данным профессиям. К сожалению, те компетенции, которые сейчас на передовой, зачастую, не востребованы. В большинстве своем даже такого оборудования, на котором они выигрывали чемпионаты, просто нет у работодателя. Конечно, здорово иметь в своем составе амбициозных победителей чемпионатов, но работодателям нужны не только гении, им нужны люди, которые умеют хорошо работать.

Поэтому возникает некий диссонанс. Необходимо повышать, в первую очередь, средний уровень выпускников СПО, а не только ориентироваться на чемпионов, которых единицы.

Работодатели положительно оценивают сформированные в техникуме производственные приемы и навыки, умения осуществлять конкретную работу. Это позволяет выпускникам обеспечивать качественное выполнение производственных заданий.

В этом учебном году я преподаю в техникуме три модуля по специальности «Социальная работа».

Весь методический материал: это рабочие программы, контрольно-оценочные средства, электронный учебно-методический комплекс, дидактический материал разработан с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.

В процессе обучения применяются современные инновационные технологии, дающие наибольшую эффективность в освоении учебного материала. Это такие, как: технология уровневой дифференциации обучения, технология сотрудничества (когда ценятся командная работа, коллективная выработка решений), личностно-ориентированные технологии, технология критического мышления, технология дифференцированного обучения лиц с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития и аутизма.

Обучение по модулям я строю на основе адаптированных программах, главной целью которых является перестроение учебного материала так, чтобы его смогли усвоить обучающиеся с различными назологическими формами заболеваний.

В поурочных планах своих занятий я предусматриваю материал в соответствии с физиологическими особенностями детей:

- для лиц с нарушениями зрения материал предоставлен в печатной форме увеличенным шрифтом, а также предусмотрено наличие экранной лупы для просмотра материалов на мониторе;

- для лиц с нарушениями слуха обязательно наличие аудиотехники (колонки, наушники, (гарнитура), формы электронных документов, формы с увеличенным печатным шрифтом;

- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата материал предоставлен в печатной форме.

При организации учебных занятий я применяю различные формы, это викторины, семинары, деловые игры, тренинги.

Важное место в образовательном процессе занимает проектная деятельность обучающихся. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходим четкий алгоритм работы над проектом и пошаговый план его реализации, поэтому невозможно представить ни один из наших проектов без моей помощи.

За проработанный мною период обучающимися реализованы три общегрупповых проекта. Это проект «С добром к пожилым», приуроченный к дню пожилого человека. Проект «Быть добрым надо по привычке» в рамках декады доброты, которая проводилась в техникуме и проект «Моя профессия – шаг в будущее».

Важным в своей деятельности я считаю практико-ориентированное обучение детей. На занятиях я применяю такую практическую часть, которая близка к их будущей профессиональной деятельности. Обязательным стала для нас с детьми посещение социальных центров нашего города.

За проработанный мною период я систематически работаю над своим профессиональным совершенствованием: я являюсь председателем цикловой методической комиссии дисциплин профессионального цикла, в декабре мне была присвоена первая квалификационная категория, один раз в месяц я ставлю перед собой задачу – участие в олимпиадах и профессиональных конкурсах на различных Интернет-ресурсах.

В заключении хотелось бы сказать, что подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынка труда. С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей рынков труда различных уровней часть средних специальных учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности регионов.

И еще сегодня современного работника должны отличать: компетентность; самостоятельность; ответственность и мобильность; системное и аналитическое мышление; информационная, правовая и экологическая культура; предпринимательская и творческая активность; готовность к постоянному обновлению знаний. Всё это отражено в общих и профессиональных компетенциях стандартов и, как следствие, в наших образовательных программах.

Таким образом, большое значение помимо профессиональной компетенции должно в образовательном процессе отводиться развитию надпрофессиональных качеств личности выпускника среднего профессионального образовательного учреждения, но ка же сложно всё это реализовать с нашими обучающимися, у которых физиологически многие эти компетенции трудны в достижении. Но от этого я не нахожу свою работу безысходной, а наоборот, каждый день я должна мотивировать своих студентов к овладению этими компетенциями, чтобы они тоже могли стать вполне конкурентно способными специалистами на региональном рынке труда.









Список использованной литературы.

  1. Научно-методический журнал «Концепт»

Интернет-ресурсы:

  1. Портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  2. Lektsii.org

  3. СППКИ.РФ





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Храпова Елена Алексеевна

Дата: 20.03.2019

Номер свидетельства: 503884


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства