Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выявление жесткого обращения с детьми»
Выявление жесткого обращения с детьми
Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?
отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
отсутствие внимания и любви к ребенку.
Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?
- алкоголики, наркоманы;
с психическими расстройствами;
юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;
с низким социально-экономическим уровнем жизни;
с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;
перенесшие жестокое обращение в детстве;
социально изолированные.
Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?
одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
нечистоплотность, несвежий запах.
Физические признаки:
отставание в весе и росте от сверстников;
педикулез, чесотка;
частые «несчастные случаи»;
гнойные и хронические инфекционные заболевания;
запущенный кариес;
отсутствие надлежащих прививок;
задержка речевого и психического развития.
Особенности поведения:
постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;
неумение играть;
поиск внимания/участия;
частые пропуски школьных занятий;
крайности поведения;
инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;
агрессивен или замкнут, апатичен;
гиперактивен или подавлен;
неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
склонность к поджогам, жестокость к животным;
мастурбация, раскачивание, сосание пальцев.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?
1. Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.
Обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или органы опеки и попечительства района.
Обратитесь в отдел внутренних дел, к участковому инспектору полиции, инспектору отдела по делам несовершеннолетних ОВД или в прокуратуру.
Обратитесь в орган социальной защиты населения или учреждение социального обслуживания населения.
Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.
К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.
Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:
убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.
Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?
Характер повреждений:
синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
участки облысения, кровоподтеки на голове;
повреждения внутренних органов;
«синдром сотрясения» у грудных детей.
Особенности поведения:
-- Возраст до 3 лет
боязнь родителей или взрослых;
редкие проявления радости, плаксивость;
реакция испуга на плач других детей;
плохо развитые навыки общения;
крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.
Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
В пубертатном периоде — депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.
Группы риска детей по эмоциональному насилию:
дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
дети раннего возраста;
дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:
сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.
Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?
Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
Предложите родителям обратиться к психологу образовательного учреждения, центра социального обслуживания населения или иной организации за консультативной помощью.
Обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или органы опеки и попечительства района.
Обратитесь в отдел внутренних дел, к участковому инспектору, инспектору подразделения по делам несовершеннолетних ОВД или в прокуратуру.
Обратитесь в орган социальной защиты населения или учреждение социального обслуживания населения.