kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воля: сущность и особенности проявления

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматривается вопрос понятие воли, структура волевого акта, основные функции воли, волевая регуляция воли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воля: сущность и особенности проявления»

Содержание
  1. Психические состояния

1.1 Понятие о психике человека

1.2 Классификация психических явлений

2. Психология воли

    1. Сущность и психологическая характеристика воли

    2. Структура волевого акта

    3. Основные функции воли

    4. Волевая регуляция поведения



Основная часть 1глава основной части

1 Психические состояния

1. 1 Понятие о психике человека

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

Психика человека — отражательно - регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.

Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования.

Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами.

1.2 Классификация психических явлений

Все психические явления неразрывно связаны и подразделяются на три группы:

1) психические процессы;

2) психические свойства личности;

3) психические состояния.

Психические процессы — отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. 

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые3) эмоциональные.

Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности.

Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. 

Наиболее полным и простым представляется определение Н.Д. Левитова. Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Все психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные — основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;

2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

К психическим состояниям относятся проявления:

- чувств (настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и др.);

- внимания (сосредоточенность, рассеянность);

- воли (решительность, растерянность, собранность);

- мышления (сомнения);

- воображения (грезы) и т.д.

2 глава основной части
  1. Психология воли

2.1 Сущность и психологическая характеристика воли

Воля – свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.

Социолог Ф. Н. Ильясов определяет волю как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка».

Рубинштейн пишет: «…действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия».

Всякое волевой действие является целенаправленным действием. У человека в процессе труда, направленного на производство определённого продукта, сформировалось волевое действие. Двигаясь к определённой цели, действие во всём своем ходе должно регулироваться в соответствии с этой целью. Цель, к которой стремиться действующий субъект, обязательно осуществиться как результат его действия.

Так, в развитии отдельного индивидуума возникновение волевых действий первоначально связано с общением ребенка и взрослого. Как утверждает Л.С. Выготский, вначале взрослый отдает приказ («отнеси куклу», «одень шапку»), и ребенок действует согласно этому внешнему приказу. По мере того, как ребенок овладевает речью, он начинает сам себе давать речевые команды. Так, прежняя, разделенная между людьми функция становится способом самоорганизации произвольного поведения отдельного индивидуума.

И.П. Павлов отмечал, что волевые действия являются результатом суммарной работы всего мозга.

Известный советский нейропсихолог А.Р. Лурия выделяет в составе всего мозга три основных функциональных блока, совместная работа которых лежит в основе любой сложной деятельности:

1) блок, обеспечивающий регуляцию тонуса мозга, его бодрствующего состояния;

2) блок получения, переработки и хранения информации – основной аппарат познавательных процессов;

3) блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности. Этот блок, регулируя деятельность первого блока, обеспечивает соответствующий данной деятельности тонус работы всего мозга.

Нарушение лобных долей мозга вызывает дезорганизацию поведения, особенно тех форм сознательной деятельности, которые совершаются на речевой основе.


    1. Структура волевого акта

Любое сложное волевое действие состоит из последовательного решения ряда частных промежуточных функциональных задач. Общая система этих функциональных задач, характерная для любого вида деятельности, и составляет структуру деятельности.

Осуществляя деятельность, человек, прежде всего, осознает ее необходимость для удовлетворения той или иной потребности.

Потребности могут быть удовлетворены разными объектами, условиями, предметами, а овладение этими предметами или достижение необходимых условий может быть осуществлено разными способами.

Каждый волевой акт сопровождается определенной мерой волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий.

Волевые действия делятся на простые и сложные. К простым относятся те, где человек без колебания идет к намеченной цели. В сложном волевом действии между побуждением и самим действием вклинивается довольно сложный, усложняющий это действие процесс.

Структура сложного волевого действия (акта) показана в приложении А.

Основными этапами волевого действия являются:

1) осознание вариативных возможностей операций и борьба мотивов;

2) принятие решения;

3) осознание задач и выбор способов деятельности;

4) формирование программы;

5) исполнение действия и его текущая корректировка;

6) достижение результата деятельности и его итоговая оценка.

Краткая характеристика этапов волевого действия:

1. Осознание вариативных возможностей удовлетворения потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения). Потребность допускает вариативность возможностей ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей – это процесс формирования цели действия.

Борьба мотивов представляет собой конфликтное состояние. Оно не предполагает какого-то стандартного правильного решения извне.

Борьба мотивов – это противоборство личных позиций данного человека.

Мотив не всегда является точным отражением в сознании того, что действительно побуждало человека к данному действию.

Иногда специальное побуждение человека к осознанию мотива своего поведения приводит его к критической оценке своих поступков и изменению поведения.

2. Принятие решения – это выбор из многочисленных возможных целей той, которая оценивается как оптимальная в данных условиях. Принятие решения в волевом действии – это сравнение нескольких возможных способов поведения и выбор одного из них, это определение линии поведения в ситуации неопределенности, определение тех действий, которые при данных условиях могут привести к желаемому результату.

Важным моментом принятия решения является анализ ситуации, всесторонний учет исходных условий, оценка имеющихся данных и их сопоставление. Принимая решение, человек стремится к максимальному успеху при минимальных потерях.

После принятия решения о цели деятельности осознаются задачи деятельности, детально планируются пути и средства достижения цели.

3. Осознание задач и выбор способов деятельности. Деятельность человека происходит в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями – это осознание задач деятельности. Условия деятельности могут быть специально заданными, но в большинстве случаев они должны быть выявлены в результате исследования исходной ситуации.

Затем, соотнося цель деятельности с условиями, человек снова принимает соответствующее решение о достижении цели совокупностью конкретных действий, и формирует программу этих действий.

4. Формирование программы – это создание ориентировочной основы действия. При выборе цели действия обычно намечаются средства ее достижения, после окончательного принятия решения о способах достижения цели в данных условиях формируется развернутая программа действий, внутренний план действия, его ориентировочная основа.

Ориентировочной основой действия для человека являются знания, система представлений и понятий. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей он учитывает.

5. Исполнение действий и его текущая корректировка. Исполнение действия осуществляется специальным способом – системой операций, обобщенных действий – необходимых коррекций, поправочных движений. На основе анализа внешней обстановки осуществляется необходимая коррекция действия.

Реально получаемые результаты всех операций постоянно сопоставляются с ранее созданной динамической моделью действия. Неточные действия исправляются в результате анализа причин не достижения цели. Иногда случается, что сама ориентировочная модель действия была изначально сформирована ошибочно.

Выполнение действия – центральный элемент в структуре волевой регуляции деятельности.

Именно здесь необходимы такие качества личности, как настойчивость, целенаправленность, упорство, организованность и в то же время гибкость в отношении ранее сформированной программы и т.д.

Выполнение действия требует от человека значительных волевых усилий, так как умственная и физическая усталость вызывает сильное побуждение к отдыху, к смене занятий, это побуждение приходится преодолевать волевым усилием. Так же вызывает большое волевое напряжение физические и нравственные препятствия, сомнения в правильности поставленной цели.

6. Достижение результата деятельности и его итоговая оценка. Достижение результата действия – это самая существенная итоговая часть действия. Целесообразность поведения определяется, прежде всего, достижением результата.

В центр внимания академиком П.К. Анохиным были поставлены нейрофизиологические механизмы результата действия как структурного элемента действия.

Биологические системы постоянно работают на основе обратной связи, постоянно сопоставляют достигнутый результат с ранее сформированной целью. Человек в большинстве случаев должен произвести оценку достигнутого результата.

Интересно, что полученный результат оценивается не целью, а его соответствием тому побуждению, которое вызвало действие. Только это соответствие является критерием успешной деятельности. Деятельность, не приводящая к успеху, видоизменяется. При сохранении прежнего мотива меняется цель и программа деятельности. В настойчивом достижении необходимого результата проявляется сущность воли.

    1. Основные функции воли


Когда человек сталкивается с препятствиями, он либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т.е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей; это особое действие заключается в изменении самого побуждения к действию. Человек преднамеренно привлекает дополнительные мотивы действия, иначе говоря, строит новый мотив. Немаловажную роль в построении новых мотивов играет воображение человека, предвидение и идеальное «проигрывание» тех или иных возможных последствий активности.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной, и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека.

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительно функцией, проявляется в содержании нежелательных проявлений активности.

Очень хорошо, что человек способен тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, противоречащих его представлению о должном, способен сказать «нет!» побуждениям, осуществление которых могло бы поставить под удар ценности более высокого порядка. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения. Примеры тормозной функции воли можно привести как из области высочайших проявлений человеческого духа (способность матери достойно пережить все горести войны и голодать, лишь бы не голодали её дети), так и из сферы повседневной жизни (способность сдерживать свои чувства, не давая выход агрессии во взаимоотношениях с домочадцами, способность довести до конца начатое дело, устояв перед соблазном – все бросить и заняться чем-либо более привлекательным и т.д.).

Локализация контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам и обстоятельствам или же, напротив, собственным усилиям и способностям.

Те люди, которые склонны объяснять причины своего поведения и свои деяния внешними факторами, к примеру, судьбой, обстоятельствами, случаем и т.д., то говорят о внешней локализации контроля.

Школьники, относящиеся к этой категории, находят любые объяснения полученной неудовлетворительной оценке («Эту тему мы ещё не изучали», «Когда я стоял у доски, мне мешали отвечать», «Были гости до вечера и мешали мне делать домашнее задание» и т.д.). Исследования показали, что склонность к внешней локализации контроля связана с такими личностными чертами, как безответственность, тревожность, низкая самооценка и т.д.

Если человек, как должное, принимает на себя ответственность за свои поступки, объясняя их исходя из своих способностей, характера и т.д., то есть основания полагать, что у него преобладает внутренняя локализация контроля. Получивший «двойку» учащийся, для которого характерна внутренняя локализация контроля, объяснит это либо тем, что ему на уроке было неинтересно, либо он забыл выучить, либо не захотел и т.д. Доказано, что люди, которым присуща внутренняя локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы, активны, целеустремлены, настойчивы, организованны, усидчивы и т. д.

Важнейшие звенья волевого акта – принятие решения и исполнение – нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие.

Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию, отсутствующие или недостаточные, переживаемого как состояние значительного напряжения.

Так, в результате волевого усилия удается затормозить действие одних и максимально усилить действие других мотивов. Волевое усилие, вызванное чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей (нежелание отвлекаться от любимого дела, заботиться о соблюдении режима и т.д.). Победа над ленью, страхом, усталостью, трусостью, нерешительностью, неорганизованностью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой.

Способность к волевому усилию зависит, как известно, от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, но обычно эта способность зависит от сформированной у человека навыка подчинения своего поведения объективной необходимости.


Внешнее препятствие требует волевого усилия в том случае, когда оно переживается как внутренняя трудность, внутренний барьер, который необходимо преодолеть.

Приведу пример. Если предложенный доклад прочесть дома, когда ты один и находишься в своей привычной обстановке, то никаких трудностей это задание не составит, никаких волевых усилий не потребуется. Но в условиях всеобщего внимания, когда ты стоишь перед аудиторией один на один, выступает уже как серьезнейшее препятствие и преодолевается не без усилий. В обоих случаях движение, казалось бы, сходное – надо прочесть доклад. Трудность в том, что в аудитории этому шагу предшествует борьба мотивов – чувство страха борется со стремлением донести до коллег полезную информацию, желанием выполнить взятое на себя обязательство – выступить. Победит первое – и человек трусливо откажется выступать, одержит верх второе – и доклад успешно будет донесён до слушателей, хотя, быть может, для этого понадобится значительное волевое усилие.

Я глубоко убеждена, что человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом раскрываются такие волевые качества, как инициативность, решительность, целеустремленность, мужество, смелость, настойчивость, упорство, выносливость, самообладание и т.д. Напротив, слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, смелости, стойкости, активности. настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

Диапазон проявлений слабоволия столь же велик, как и характерных качеств сильной воли.

Трудности в достижении цели могут быть объективными и субъективными.

Крайняя степень слабоволия находится за гранью нормы психики. Сюда относятся, к примеру, абулия и апраксия.

Абулия – возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его.

Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое поражением мозговых структур. Если поражение нервной ткани локализуется в лобных долях мозга – наступает апраксия, проявляющаяся в нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

    1. Волевая регуляция поведения

Волевая регуляция деятельности - совокупность волевых состояний: решительности, целеустремленности, настойчивости, активности, упорства и др.

Давайте попробуем разобраться в психологии воли и её механизмах.

Первый этап, на котором происходит непосредственное инициирование деятельности и поддержание ее по ходу осуществления – процесс формирования ситуационного побуждения.

Побуждение является инициирующим началом конкретной деятельности, разворачивающейся в данный момент и в данной ситуации.

Возникновение побуждения непосредственно связано с последовательным становлением основных моментов мотивации: установочной готовности к деятельности, ее направленности, выборе средств и способов действия, создания уверенности в успехе и правильности действия.

Именно поэтому для инициации поведения недостаточно актуализированной потребности и мотива. Чтобы поведение началось и успешно закончилось, необходимо наличие ещё и многих внешних и внутренних факторов. Все они отчетливо заявляют о себе именно на этапе формирования побуждения к действию.

Допустим, что у субъекта есть потребность и мотив деятельности, «заинтересованность» в ее осуществлении, то деятельность (поведение) разворачивается в последовательности: от актуально переживаемого мотива – к цели, к выбору средств и способов действия, к построению плана действия (поведения) и, наконец, к реализации деятельности по решению жизненно важных задач. Такое поведение в психологии получило название произвольного, называемого субъектным, т.е. специально организованным и управляемым. Произвольное поведение, осуществляемое по сильному устойчивому мотиву, не требуется в волевой регуляции.

А уже механизмы волевых действий иные, так как их понимание связано с анализом процессов побуждения к действию в ситуациях, где у субъекта отсутствуют заинтересованность, когда он должен подчиниться внешним требованиям, исходящим от самой деятельности или условий ее выполнения. Другими словами говоря, волевые механизмы разворачиваются там, где субъект действует по необходимости («надо»), а не по непосредственному желанию.

В отечественной психологии целостная психологическая концепция воли и ее механизмов сформирована в исследованиях В.А. Иванникова. По предположению В.А. Иванникова, основным механизмом волевого поведения, является «изменение или создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию».

Волевая регуляция в её развитых формах – подключение непосредственно незначимого, но обязательного для исполнения действия к смысловой сфере личности, превращение заданного действия в личное, соединение требуемого поведения с нравственными мотивами и ценностями.

Чем более нравственно воспитан человек, тем легче осуществляется им волевое действие.


Как правило, высоконравственная личность имеет и твердую волю. Но, есть множество примеров из жизни, когда волевой человек безнравствен. Отдельные волевые качества могут быть присущи и альтруисту, и эгоисту, право послушному человеку и преступнику. Известно и то, чем более высокими нравственными ценностями регулируется поведение человека, тем выше внутренняя согласованность его поведения и, следовательно, его волевая само регуляция.

Важнейшее проявление воли – способность индивида к волевым усилиям, длительному волевому напряжению. Но воля не связана лишь с подавлением эмоций. Сам образ желаемого будущего результата эмоционально насыщен. Воля как сознательная регуляция жизнедеятельности имеет специфический энергетический источник – чувство социально ответственного поведения.

Путь формирования и укрепления воли - настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности.

Волевая регуляция деятельности представляет собой определенную динамику психических состояний. 

У одних людей определенные психические состояния бывают более устойчивыми, у других – менее устойчивыми. Например, устойчивое состояние активности и инициативности может сочетаться с менее устойчивым состоянием решительности. Все волевые состояния взаимосвязаны с соответствующими волевыми качествами личности К формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния, приводит длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях.

Когда волевая активность субъекта, приводит к социально значимым результатам – это деяние. Человек отвечает за свои деяния, даже за те, которые выходят за пределы его намерений.

Заключение

На основании выше изожженного можно сделать вывод, что любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредствуется сознанием личности, ее ценностной направленностью.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю.

Воля человека системно организует все его психологические процессы, трансформируя их в соответствующие волевые состояния, обеспечивающие достижение поставленных перед человеком целей.

Воля, как социально обусловленное психическое образование формируется в социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми, условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности. 

Волевые действия отличаются друг от друга, прежде всего уровнем своей сложности. Существуют сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых действий.

Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения.

Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов. В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека.

Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием. Необходимо помнить, что не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком. Принимая решение, человек проявляет решительность, при этом он, как факт, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Воля человека характеризуется определенными качествами. Важными характеристиками воли являются инициативность, целеустремленность, самообладание, настойчивость, самостоятельность, решительность. Важным волевым качеством человека является последовательность действий человека, которая самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.

Американский психолог А. Маслоу сказал: «Именно в волевом поступке проявляется сила и красота личности человека. Не одним лишь высоким побуждением судим мы о воле человека, а прежде всего по его поведению, направленному на определение трудностей, по тем усилиям, которые он при этом совершает».

И, в заключении, хочется вспомнить великие слова того же великого психолога А. Маслоу: «Природа человека определяется тем, что он сам из себя делает, к чему стремится, кем хочет стать», и я присоединяюсь к этим словам!

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Воля: сущность и особенности проявления

Автор: Давыденко Ольга Александровна

Дата: 06.06.2021

Номер свидетельства: 582690

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "консультация "Индивидуальный подход в воспитании детей" "
    ["seo_title"] => string(58) "konsul-tatsiia-individual-nyi-podkhod-v-vospitanii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "169698"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423458760"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "АВТОРИТЕТ ОФИЦЕРА (КОМАНДИРА) "
    ["seo_title"] => string(30) "avtoritiet-ofitsiera-komandira"
    ["file_id"] => string(6) "135348"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416909796"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект родительского собрания на тему "Родителям о внимании и внимательности""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_roditiel_skogho_sobraniia_na_tiemu_roditieliam_o_vnimanii_i_vnimatiel_"
    ["file_id"] => string(6) "379058"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484331288"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "ИСКУССТВО КАЗАХСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА  В ПРОЦЕССЕ  ОБРАЗОВАНИЯ"
    ["seo_title"] => string(59) "iskusstvokazakhskogonarodnogotantsavprotsiessieobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "315527"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459914159"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«Адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptivnaia_fizicheskaia_kultura_s_detmi_s_ogranichennymi_vozmozhnostiami_zdorov"
    ["file_id"] => string(6) "648674"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1712515187"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства