kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Влияние постановочного процесса на творческое развитие обучающихся х/а «Улыбка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все предложенные в данной работе упражнения и задания активно применяются на практике, и дают видимые результаты. Методические рекомендации предназначены для работы преподавателей детских хореографических школ и школ искусств, педагогов дополнительного образования, руководителям детских любительских хореографических коллективов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Влияние постановочного процесса на творческое развитие обучающихся х/а «Улыбка»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества»












Методические рекомендации

«Влияние постановочного процесса на творческое развитие обучающихся»















Автор: Долгих Юлия Леонидовна

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория



















г.Бийск,

2021г

Аннотация:

Методические рекомендации на тему: «Влияние постановочного процесса на творческое развитие обучающихся» разработаны на основе опыта работы по дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе «Мир танца» Образцового детского коллектива Алтайского края хореографического ансамбля «Улыбка», раздел «Ансамбль», направлены на развитие творческой индивидуальности обучающихся средствами хореографического искусства. Все предложенные в данной работе упражнения и задания активно применяются на практике, и дают видимые результаты. Методические рекомендации предназначены для работы преподавателей детских хореографических школ и школ искусств, педагогов дополнительного образования, руководителям детских любительских хореографических коллективов.









































Пояснительная записка

Дополнительное образование — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. В сущности, дополнительное образование — это мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

Ценность дополнительного образования детей состоит еще и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети и подростки могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Занятия хореографией показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания, которое обеспечивает более полное развитие индивидуальных творческих и физических способностей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков.

Хореографическое искусство, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта творческого опыта личности с обширнейшим художественным и эстетическим опытом. Хореографическое творчество даёт широкий простор для развития творческого потенциала.

Развитие творческих способностей детей является достаточно важной проблемой. Творческая деятельность способствует развитию чувства личности, интенсивному развитию высших психических функций ребенка: памяти, мышления, восприятия, внимания, – все это слагаемые успешности образовательной деятельности. Наличие творческих способностей помогает усваивать моральные и нравственные нормы: добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. С развитием творческих способностей происходит и развитие культурно эстетических качеств личности, через которые формируется отношение ребенка к миру.

Изначально процесс творчества является развивающим, обогащающим личность, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества. Развитие творческой личности может протекать в различных сферах общественной жизни, в том числе и во время занятий в хореографических коллективах.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что хореография является одним из наиболее эффективных средств развития творческих способностей детей. Занимаясь творческим процессом, создавая хореографические постановки, педагог-хореограф оказывает воздействие, посредством хореографического искусства, на эстетическое воспитание в целом и на эмоциональную культуру участников постановочного процесса. Такое воздействие будет иметь только целостное художественное произведение, создавая которое будут сохранены все законы композиционного построения.

Воспитание творческой личности - важнейшая цель как всего процесса обучения в танцевальном коллективе, так и образования в целом. Без него невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.

Полноценная творческая жизнь хореографического коллектива требует различных форм организационно-воспитательной работы, направленной непосредственно на воспитание творческой и социальной активности участников хореографического коллектива. Активность же участников зависит от творческой инициативы педагога, его умения увлечь и повести за собой своих обучающихся. Это привлечение участников к решению творческих, организационных задач, формирование творческих и бытовых традиций коллектива. Таким образом, хореографический коллектив – это своеобразная педагогическая модель художественно-творческого развития личности при условии создания в нем определенных педагогических условий.











Содержание


Развитие творческой личности в условиях хореографического ансамбля «Улыбка» рассматривалось с точки зрения системного подхода как целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях неопределенности и кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности. В творческом процессе постановочной работы обучающиеся ансамбля «Улыбка» практически овладевали средствами художественно-эстетического воплощения образов произведения. Такие подобные эстетические переживания несравнимы с переживаниями человека, не вовлеченного в творчество.

Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала, обучающихся в х/а Улыбка, и достижения ими высокого творческого результата в постановочной деятельности, прежде всего, я, как педагог определила главную цель и конкретные задачи, которые решались на занятиях постановочно-репетиционной работы.

Цель:

Создание условий для совершенствования техники танца на репетициях, выступлениях на сценических площадках. Развитие творческой деятельности обучающихся хореографического ансамбля «Улыбка».

Задачи:

• Внедрение в практику передового педагогического опыта, приемов и методов, инновационных технологий;

• Определить педагогическую целесообразность проведения концертных выступлений и их организации.

• Изучить аспекты воспитательной работы в процессе репетиционных занятий.

Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности.

Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности. Творческая личность помимо творческой активности включает творческое мышление, творческие способности и творческие возможности.

Творческое мышление – это познание чего-то нового. Оно является составным человеческого мышления.

Творческие способности – это умения, а также возможности, творчески выполнять какую – то работу, выполнять какие – то действия, направленные на конкретный результат для улучшения чего-нибудь, кого-нибудь. Степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации. Для того чтобы у детей развивались творческие способности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Процесс развития творческих способностей обучающихся, станет более эффективным, если работа с детьми будет строиться с учетом индивидуальных и психофизических особенностей. Важными аспектами во время проведения занятия должны быть: доброжелательная атмосфера в коллективе, максимальное вовлечение в творческий процесс обучающихся, совместная работа над созданием образов изучаемой хореографической постановки, возможность для каждого реализовать свой творческий потенциал.

Выстраивая свой образовательный процесс в хореографическом ансамбле «Улыбка» при постановочной работе, я опиралась на следующие педагогические идеи:

  • гуманизация образования;

  • личностно-ориентированный подход;

  • научность;

  • интеграция;

  • осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к обучению и воспитанию личности ребёнка.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением обучающихся к учению, их стремлению к творческому познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения, навыки. Ребенок не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса. Ожидаемые результаты реализации применения технологий в образовательный процесс постановочной работы ансамбля «Улыбка», имеют четкие параметры: умение найти себя в творчестве, формирование активной жизненной позиции, умение думать, размышлять, формировать свое мнение по вопросам, касающимся жизни коллектива.

Внедряя в практику при постановочной работе, инновационные технологии обеспечили высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях. Репетиционно - постановочные занятия включали в себя творческие задания, приключения, игры. Обучающиеся могли выполнять задания, как в группах, так и индивидуально.

В образовательном процессе я использовала как традиционные, так и современные педагогические технологии:

Традиционные технологии образования основной единицей учебного процесса имели занятие (индивидуальное занятие, репетицию), который в основном носит репродуктивно-практический характер и решает множество целей и задач всего образовательного процесса и прежде всего освоение учебного (концертного) репертуара.

Современные технологии и содержание обучения ориентируется, прежде всего, на содержание образования посредством репертуара. Цели, задачи, содержание обучения определяется в общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Мир танца», предусматривающий и общие требования к уровню, сложности, объему учебного репертуара в каждом конкретном году обучения.

При таком подходе репертуар выступал средством обучения, а его освоение определяли формы, методы и технологии обучения и воспитания.

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях постановочной работы в ансамбле:

  • Традиционные методы:

рекомендации по изучению танцевальной техники хореографической постановки, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие обучающихся. 

  • Инновационные методы

современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; методы создания художественной среды средствами хореографии.

В хореографии метод - это совокупность приемов и способов организации (построения) познавательной деятельности. Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, я каждый раз учитывала многие зависимости. Прежде всего, определяла главную цель и конкретные задачи, которые решались на постановочно-репетиционных занятиях. Поставленным задачам соответствовали определенные приемы и методы работы:

  • Метод вербального воздействия.

процесс и способ передачи обучающемуся определенных знаний в виде вводной беседы, объяснения, описания той или иной техники или движения.

  • Наглядности

заключается в том, что педагог не только объясняет, как исполняется движение, но и показывает его. Наглядность повышает качество и быстроту обучения, ее необходимо учитывать на всех этапах обучения. В начале изучения показ выполненного в совершенстве; далее — в том виде, как его выполняют на занятии; после выявления и исправление ошибок.

  • Научности

означает обоснованность элементов, движений и всего построения занятия в целом.

  • Всесторонности

повышения уровня всестороннего развития-главного условия. При этом методе у обучающихся вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают развитие опорно-двигательного аппарата, для выполнения движений той или иной сложности. Здесь рассматривается не только гармоничное физическое воспитание тела, но и совершенствование морально-волевых качеств.

  • Сознательности и активности

понимание целей и задач занятия, сознательное и активное использование средств учебного процесса. Если обучающийся занимается с увлечением, разумной активностью, пониманием, то усвоение материала будет более глубоким.

  • Повторности и систематичности

предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе обучения. Знания строятся по системе: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».

  • Постепенности

отражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. И.П. Павлов подчеркивал, что многие задачи, которые сначала могут казаться сложными, совершенно невыполнимы, в конце концов, при постепенности и осторожности оказываются удовлетворительно решенными. Равномерное нарастание нагрузки в учебном периоде, увеличение объема и интенсивности работы, постепенное усложнение задач все эти положения основаны на принципе постепенности.

  • Доступности

показывает зависимость системы планирования занятий в зависимости от подготовки учащихся. Доступность связана с методами систематичности и постепенности.

  • Коллективности в сочетании с индивидуализацией

дает наилучшие результаты в учебном процессе всей группы. Но группа состоит из разных людей и у каждого свои физические особенности и подготовка, поэтому учет индивидуальных черт необходим в коллективе. При построении занятий следует учитывать индивидуальные особенности детей путем определенной дозировки нагрузок.

В своей педагогической деятельности использовала следующие формы занятий для эффективной работы постановочной деятельности и достижения высокого творческого результата:

  • коллективная форма

  • репетиционно - постановочная работа

  • концерт, конкурс, фестиваль

  • самостоятельной деятельности

  • дифференцированного обучения

Ведущие принципы обучения и воспитания в хореографическом ансамбле «Улыбка» основаны на гуманизации, проблемности, активности и самостоятельности, а также на специфических принципах, касающихся хореографической деятельности: организация художественного общения и взаимодействия, совместного сопереживания.

  • принцип деятельности (обучающиеся находятся в постоянном процессе открытия новых знаний.)

  • принцип креативности (организуется творческая деятельность, поощряется творческая активность обучающихся, создаются ситуации, в которых обучающийся становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность);

  • принцип индивидуального подхода (каждый ребенок — отдельный субъект со своими задатками и возможностями, и это надо всегда учитывать);

В своей работе я стремилась к тому, чтобы применяемые формы и методы соответствовали интересам и потребностям личности каждого обучающегося. Поэтому включала в постановочной работе элементы традиционных и инновационных подходов для развития творческих способностей обучающихся хореографического ансамбля «Улыбка»» такие как:

  • визуальный компонент (наглядная подача хореографического материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала)

  • рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить недостатки и достоинства)

  • творческий компонент (предполагает самореализацию личности в постановке танцевальной комбинации, посредством собственных предложений-импровизаций).

Процесс обучения невозможно отделить от процесса воспитания. Работа над хореографической постановкой предполагает расширение эстетического кругозора, формирование художественного вкуса, то есть уже заключает в себе элементы воспитания. Но, тем не менее, при планировании необходимо конкретизировать мероприятия организационно-воспитательной работы – это привлечение обучающихся к решению творческих, организационных задач, формирование творческих и бытовых традиций своего коллектива.

Основой организационно-воспитательной работы, стержнем, вокруг которого концентрируются все направления и формы деятельности хореографического коллектива, является репертуар. От него зависит организационная, учебная и воспитательная работа в коллективе.

Репертуар – слово французского происхождения, оно означает подбор пьес, музыкальных, хореографических, литературных произведений, идущих в каком- либо театре или коллективе за определенный промежуток времени. Репертуар может рассказать об очень многом.

Репертуар – это продукт творческой деятельности. При его подборе существует продуктивный и репродуктивный подход, поэтому репертуар коллектива может складываться на основе нескольких источников:

  • Первый источник – заимствование репертуара профессиональных

ансамблей танца. Это один из самых распространенных и самых противоречивых источников пополнения репертуара. Однако не всякое хореографическое произведение, перенесенное из профессионального в любительский коллектив, может быть под силу его исполнителям. Педагогу следует, прежде всего, достаточно точно оценить исполнительские возможности участников любительского коллектива, свои качества репетитора, количество репетиционного времени и ряд других аспектов с тем, чтобы предлагаемый к постановке номер не потерял своей художественной значимости в результате такого переноса. Видеоматериал как источник формирования репертуара используется сегодня достаточно широко. Творчество других балетмейстеров может не только дать руководителю возможность использовать готовые хореографические произведения для пополнения репертуара своего коллектива (с сохранением авторства), но и вдохновить на постановку собственного сочинения, основанного на впечатлении от просмотренного видеоматериала.

  • Второй источник – творческая фантазия педагога , где руководитель

коллектива является, несомненно, главным источником формирования репертуара, создает самобытное, неповторимое лицо творческого коллектива.

Репертуарная политика, обусловленная социальными педагогическими требованиями, педагогическим руководством в сочетании с высокой творческой и общественной активностью участников коллектива, предопределяет учебно-воспитательную, концертно-исполнительскую и общественную деятельность коллектива, способствует созданию условий формирования всесторонне развитой личности.

Формирование репертуара – процесс созидательный как в отношении развития художественного вкуса участников коллектива и его зрителей, так и определение содержания и форм осуществления организационно-воспитательной работы. Создание хореографической постановки в ансамбле — это всегда совместный проект педагога и обучающихся. Активное соучастие в создании танца целенаправляет учебный процесс, стимулируя интерес; увлекает характером поиска и возможностью проявить творческую инициативу; стимулирует к познанию (чтению материалов, поиску информации, музыкальных примеров, и т. п.). Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, тем шире возможности для раскрытия творческих способностей обучающихся.

Главное в ансамбле – создание творческой увлеченности искусством, впечатления, развитие способностей, а также четкое соблюдение техники безопасности, режима труда и отдыха. Основной вид деятельности ансамбля постановочно - репетиционная работа, концертная деятельность. Концертная деятельность в хореографическом ансамбле «Улыбка» даёт возможность показать свою творческую работу перед широкой публикой, а фестивали и конкурсы помогают сравнить её с творческими достижениями других коллективов. Концертные выступления обучающихся всегда являются большим стимулом в их творческой деятельности.

Постановочная работа как бы подводит итог всей деятельности коллектива, показывая, насколько хорошо она организована, верна ли ее методика. В процессе постановок расширяется кругозор участников, происходит овладение танцевальной культурой. Подбирая репертуар для будущих концертов, смотров, необходимо предусмотреть, обогатит ли данный танец, данная композиция художественно и технически участников коллективов, вызовет ли у них интерес к творчеству, будет ли способствовать развитию творческого начала.

Репетиционно – постановочная работа в хореографическом ансамбле «Улыбка» является основным звеном всей учебной, организационно методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.

Репетиция — это сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность. Каждую репетицию в ансамбле выстраивала таким образом, чтобы мало походила на предыдущую, была целенаправленна, а рабочий материал варьировался так, чтобы эта цель обязательно была достигнута. А для этого необходимо не только четко и качественно отработать исполнение движений, но и добиться выразительного, эмоционального исполнения. Развитие артистичности является важной частью репетиционной деятельности. Как правило, такой творческий подход к репетиционной деятельности вызывает хорошую ответную реакцию, дает прекрасные результаты в творческой отдаче.

Факторов, препятствующих творческому развитию, довольно много. Как их преодолеть и дать обучающимся ансамбля «Улыбка» возможность раскрыть себя и свои способности?

Во-первых, следует учитывать интересы, потребности и мотивы самих детей, среди которых могут быть: желание быть признанным, быть сильным, здоровым, стремление достичь успехов.

Во-вторых, нужно учитывать, что творческие способности, как и любые другие способности, развиваются в деятельности. Поэтому важнейшим свойством личности является ее собственная активность, напрямую обусловленная интересами и потребностями.

Но перед тем как обучающийся сможет начать активные творческие действия, он должен оказаться окруженным средой, которая поддерживает творчество, а не подавляет его. Для этого необходимо создать особую атмосферу доверия, свободного общения и взаимного сотрудничества для всех обучающихся ансамбля независимо от их индивидуальных и возрастных особенностей. Оказавшись в такой среде, ребенок почувствует свободу, что поможет ему без страха выражать свое мнение и творческие мысли, проявлять интерес.

Как показывает анализ литературы и педагогического опыта, существует множество методов развития творческих способностей. Развитие творчества предполагает использование в педагогическом процессе специальных методов, средств, организацию продуктивного творческого мышления, основанную на новых принципах. Для творческого развития обучающихся ансамбля «Улыбка» я выделила основные приемы и методы, применяемые на занятиях постановочной работы, такие как:




Технология проблемного обучения

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Проблемное обучение - это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. В процессе занятий, я предлагаю детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства; самостоятельных выводов и обобщения.

Активизация самостоятельного поиска на занятиях постановочной работы, помогли обучающимся:

  • хореографическую лексику, выученную на учебных занятиях, исполнить в своем варианте;

  • движения исполнить в различной последовательности;

  • найти несколько вариантов развития понравившегося движения;

  • видоизменять танцевальные элементы, их связь внутри выученных движений;

  • на основе известных танцевальных элементов сочинить новые.

В результате применения в работе технологии проблемного обучения нам удалось:

  • создать авторские танцевальные композиции «Будь собой», «Черновик»,

«То, что так близко, но так далеко»

  • повысить уровень хореографических компетенций обучающихся

(исполнительскую выразительность, культуру сценического поведения, умение анализировать строение и содержание танцевального номера; умение доносить до зрителя художественный замысел образа)

  • овладели умениями постановочной работы, основываясь на законы

драматургии хореографического произведения, взаимосвязи музыки с танцевальными образами, действия с образностью костюмов и сценической среды.

  • самостоятельно ставить авторскую постановку – дуэт, соло в

направлениях джаз модерн танец, contemporary получая при этом эстетическое наслаждение и удовлетворение от результатов своей деятельности «В поиске себя», «Ты и я», «Единое»


Импровизация. Контактная импровизация

Импровизация – это сочинение на ходу, в процессе исполнения. Импровизация содержит в себе элемент творчества, который никогда не повторяется. Исходной посылкой для импровизации может быть воображение, интеллект, психические процессы, которые выражаются через движенческие реакции. В ходе импровизации, на каждом занятии обучающиеся приобретают конкретные навыки восприятия и исполнения хореографического номера; импровизационные задания во всех видах постановочной работы с детьми развивают их музыкально-творческие способности, инициативу самостоятельность. Включение в постановку детского импровизационного творчества обеспечивает многогранный подход к образовательному процессу.

Задается комбинация, состоящая из движений ног, разучивается музыкально, затем каждый дополняет её движениями рук, головы, корпуса, в соответствии с характером музыки. Или задание дополнить комбинацию, так как дана не полная (например, начало и завершение, а середина комбинации отсутствует).

Импровизация, как основной инструмент исследования возможностей собственного тела, движения вообще, дает огромный шанс для самовыражения и самореализации, очень часто используется для творческого поиска в решении различных задач. Так же часто используем предметы в импровизации, например, такие как: целлофановый пакет, газеты, бумагу и тд.

Постоянно использую на занятиях постановочно-репетиционной работы контактную импровизацию. Через прикосновение, поиск совместных траекторий движения контактная импровизация исследует такие понятия, как поддержка, опора, умение отдавать и принимать, следование и сопротивление, равновесие и баланс, принятие ответственности и поиск решения. Решение многих танцевальных задач двумя партнерами или группой участников с помощью контактной импровизации, уже само по себе непрерывный творческий процесс, творческий подход к каждому малейшему движению. Творческий подход должен, проявляться не только в какой - то отдельной части репетиции, но и во всей репетиционной деятельности в целом. Суть проблемного обучения состоит в том, что педагог не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед обучающимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Например,

  • интерпретация заданной комбинации.

Я задаю комбинацию в стиле джаз - модерн танца, где не закреплена музыка, не установлен характер исполнения. Затем, даю на прослушивание музыкальный отрезок. Обучающимся нужно наложить комбинацию движений на музыку, соответственно передать характер. Я заметила, что на занятиях дети лучше запоминают теоретическую и практическую часть, если они выполняли какое-либо творческое задание на изучаемую тему. Поэтому технология проблемного обучения используется на моих занятиях для изучения нового материала и дает возможность заменить традиционное объяснение «открытием» знаний.

  • упражнения на развитие творческой активности личности, используя коллективное – совместное творчество:

Обучающимся задается картина (например, природа, одиночество, радость, танец и др.). На заданную тему, используя свой творческий потенциал по средствам коллективного творчества должны построить композицию из поз, соответствующую теме задания.

  • расшифровка образа в импровизации:

Звучит музыкальная тема, которую обучающиеся прослушивают и обдумывают свой образ, навиваемый музыкой. Затем все садятся в круг. По очереди, каждый встает в круг и с помощью импровизации показывают придуманный образ на заданную музыку. Сидящие в кругу, должны отгадать образ, выраженный лексически и придуманный другими. Совместная деятельность педагога и обучающегося очень важная часть общения, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом индивидуальности каждого.

Проблемная ситуация может быть различной. По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности.

Принципы проблемного обучения:

• самостоятельность обучающихся;

• развивающий характер обучения;

• интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

• использование дидактических алгоритмизированных задач.

Тем самым, применяемый метод проблемного обучения в постановочной работе способствует приобретению обучающимися умений и навыков логического решения проблемы творческой деятельности, применению поискового подхода к выполнению задания, формирует навыки самостоятельного творчества в условиях повтора, вариации и импровизации;


Технология обучения в сотрудничестве

Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае обучающиеся разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидуально-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты. Результатом работы над данной технологией был поставлен заключительный общий танец, который был продемонстрирован на отчетном концерте ансамбля.

Данная технология позволяет организовать обучение участников ансамбля «Улыбка» в тех формах, которая помогает адаптироваться к работе в коллективе, освоить образовательную программу нетрадиционным методом, учит анализировать свои действия и действия других участников ансамбля.


Целью моей педагогической деятельности является индивидуальный подход к каждому обучающемуся, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты и способности, научиться общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, способного адаптироваться в современном обществе.

Развитие ребёнка как неповторимой творческой личности – важнейшая задача педагогики. Если на занятиях педагогом создаётся благоприятная обстановка для раскрытия творческих способностей обучающегося, то именно от него будет зависеть, станет ли ребёнок в будущем той неповторимой, а главное, творческой личностью.

Применение инновационных и традиционных форм и методов, технологий обучения, в постановочной работе обучающихся позволила повысить уровень качества хореографических постановок обучающихся, творческого роста в конкурсной деятельности.

Основными показателями эффективности за 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебные года можно считать участие обучающихся хореографического ансамбля «Улыбка» в краевых, региональных, всероссийских и международных конкурсах:

2018-2019






















х/а «Улыбка»

XXXXVI Международный конкурс «Кит»

г.Барнаул

Лауреат 1 степени, Лауреат 2 степени, Лауреат 3 степени


Международный конкурс-фестиваль «Сибирь зажигает звезды!»

г.Барнаул

Лауреат 1 степени


Международный конкурс-фестиваль творческих коллективов и исполнителей

 «ВРЕМЯ ТАЛАНТОВ»

г. Барнаул

два Лауреата 2 степени,

Лауреат 3 степени


Международный конкурс –фестиваль «Дорогою добра»


г.Новосибирск

два Лауреата 2 степени



Международный конкурс-фестиваль творческих коллективов и исполнителей

 «АЛТАЙСКИЕ УЗОРЫ»

г.Барнаул

Гран-При,

Лауреат 1 степени, Лауреат 2 степени, Диплом 1 степени


2019

-2020


XXV Международного фестиваля-конкурса «Вдохновение. Весна»

г. Санкт- Петербург

2 диплома

Лауреата 1 степени


LXVIII Международный конкурс «Кит»

г.Барнаул

3 диплома

Лауреата 2 степени,

Лауреат 3 степени


Международный конкурс-фестиваль «Мы вместе»

г.Екатеринбург

2 диплома

Лауреата 3 степени, два Диплома 1 степени


Всероссийский конкурс художественной самодеятельности «Сударушка»

заочно

1 диплом

Лауреата 1 степени


Всероссийский конкурс художественной самодеятельности «Сударушка»

заочно

Гран-При


Международный конкурс для детей и молодежи «Умные и талантливые»

заочно

4 диплома победителя 1 место

4 диплома победителя 2 место


Международный конкурс для детей и молодежи «Талантливое поколение»

заочно

Лауреат 1 степени


Международный конкурс хореографического искусства «В ритме танца 2020»

заочно

два диплома Лауреата 2 степени


Международный конкурс-фестиваль искусств «Мы вместе»

заочно

Гран - При


Международный конкурс International contest of Latvia  "EuroSchool"

заочно

14 дипломов 1 место


2020

-2021


186 Международный конкурс «КИТ»

г. Новосибирск

Гран – При

2 диплома

Лауреата 1 степени

Лауреат 3 степени


104 Международный конкурс «КИТ»

г.Барнаул

2 диплома

Лауреата 2 степени


Международный конкурс фестиваль «Дорогою добра»

г. Новосибирск

Гран – При

2 диплома Лауреата 1 степени


Международный конкурс-фестиваль хореографического искусства «Егоза»

заочно

г.Тольятти

4 диплома Лауреат 1 степени

6 дипломов Лауреат 2 степени

Лауреат 3 степени


Всероссийский конкурс художественной самодеятельности «Сударушка»

заочно

3 диплома Гран-При

2 диплома Лауреат 1 степени

Два диплома Лауреат 2 степени

Лауреат 3 степени


Международный конкурс хореографического искусства «Танцевальный марафон»

заочно

4 диплома Гран- При

6 дипломов Лауреат 1 степени

7 дипломов Лауреат 2 степени

2 диплома Лауреат 3 степени



Вывод:

Таким образом, в течение обучения постановочно-репетиционной работы в хореографическом ансамбле «Улыбка» у каждого обучающегося есть прекрасная возможность соприкоснуться с различными видами творческой деятельности, которые помогают ему раскрыть в себе талант. Применение специфических методов обучения во время постановочной работы направлено на развитие творческих способностей, креативности, фантазии, воображения обучающихся посредством телесной пластики в хореографической деятельности. Постановочная работа над созданием хореографической постановки значительно влияет на раскрытие творческого потенциала и развитие индивидуальности, на формирование его личности, следовательно, добиться роста его творческой самостоятельности.




































Приложение
















Импровизация. Контактная импровизация


Упражнение «Зеркало»

Обучающиеся делятся на пары, встают друг напротив друга. Один из них – ведущий, другой – ведомый. Когда ведущий движется, ведомый отражает каждое движение так точно, как это возможно. Цель – достигнуть такой согласованности движения, чтобы наблюдатель не мог различить, кто ведет и кто следует. Ведущий должен сосредоточить свое внимание на том, чтобы двигаться четко, чтобы ведомый сохранял связь, а задача ведомого – чувствовать связь его движений с движениями ведущего. Через несколько минут меняются ролями и повторяют упражнение. Лидерство переходит между двумя участниками. Чтобы сделать зеркальное отражение максимально точным, ведущие должны двигаться достаточно медленно и избегать внезапных движений. Они должны смотреть на своих партнеров и партнеры, будучи зеркальным отражением, смотрят на ведущих. Обучающиеся могут перемещаться вдоль зеркала, приближаться или отдаляться от него. Они не должны, однако, двигаться сквозь зеркало. Они должны точно знать, где проходит зеркальная плоскость.










Упражнение «Следуй за мной»

Упражнение выполняется в группе. Один обучающийся начинает произвольно двигаться, все остальные участники повторяют движения ведущего. Через некоторое время ведущий меняется. Каждый участник может побывать в роли ведущего. Это упражнение — отличный способ не только научиться быстро схватывать новые танцевальные движения, но и копировать манеру исполнения других детей.














Упражнение «Магнит»

Педагогом дается задание, например: работать в паре, рука одного партнера является «магнитом», другой – примагничивается определенной частью тела, и двигается за «магнитом» под музыку. Во время выполнения упражнения, педагог называет, какой частью — центром тела вы должны примагничиваться. В процессе выполнения этого упражнения партнеры должны меняться ролями. Части-центры тела: – плечо; – живот; – голова.

























Упражнение «Волшебный предмет»

Обучающимся предлагается импровизация с воображаемым предметом, в качестве которого может быть все, что угодно. Важно, чтобы обучающиеся хорошо знали эти предметы в жизни, его свойства, возможные манипуляции с ним. Импровизируя, обучающийся должен четко представлять и соблюдать качества и свойства предмета: его размер, форму, состояние (твердый или мягкий) и др. Обучающийся должен воссоздать реалистичный образ предмета, поверить в его присутствие здесь и импровизировать с предметом (перемещать его в пространстве, перемещать по телу, стараясь не уронить и т.д), учитывая его качества.














Упражнение «Музыкальная импровизация»

Упражнение заключается в передачи через импровизацию эмоционального чувствования музыки; в создании образов и настроений, характер которых задает музыкальное произведение. Импровизационное творчество опирается на восприятие музыки, музыкальный слух и воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Включаясь своими движениями в ход восприятия музыки (ее характера, темпа, динамики) ребенок прислушивается к импульсам своего тела, реагирует на окружающее пространство и партнеров. Важно подбирать понятные для восприятия детей, контрастные по своему эмоциональному окрасу музыкальные произведения.




Упражнение «Свободная импровизация»

В упражнении задается лишь отправная точка для импровизирования, а создание сюжета, вариантов развития событий, смысловой нагрузки, наделение образ определенными качествами - становится задачей ребенка. В качестве стимула импровизации может являться точка, линия, пятно и др.














Упражнение «Контраст»

Под музыку обучающиеся свободно двигаются по залу. В любой момент музыкального произведения им предлагается импровизировать: делать движения то в быстром, то в медленном темпе; то одной частью тела, то другой. По окончании задания нужно обсудить, как двигались, какие при этом были ощущения.




























Упражнение «Танцевальная импровизация»

для обучающихся 10-17 лет

Создать художественный замысел в процессе прослушивания музыкальной композиции, найти его танцевальное выражение под музыку. Одним из главных преимуществ упражнения является то, что стиль «contemporary», джаз-модерн соединяет элементы разных стилей, и, следовательно, танцевать можно под любую музыку, к примеру: Rhian Sheehan, Nathan Lanier, Ludovico Einaudi. Работа происходит индивидуально, используя стиль джаз-модерн, «contemporary».






«Контактная импровизация»

Дается задание под музыку, например: в соприкосновении двигаться вместе, поддерживая спонтанный телесный диалог через чувственные сигналы распределения веса и инерции, качаются, крутятся, перекатываются, перелетают друг через друга, вращаясь относительно общего центра.















Дуэт «Ты и Я», «Единое»

Кравченко Алена, Кулижникова Алина






Соло «В поиске себя»

Кожаева Маргарита











Конкурсная деятельность


Постановка «Черновик»










Постановка «Будь собой»










Постановка «То, что так близко, но так далеко»




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Влияние постановочного процесса на творческое развитие обучающихся х/а «Улыбка»

Автор: Долгих Юлия Леонидовна

Дата: 19.05.2021

Номер свидетельства: 580842


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства