kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние пескотерапии на процесс социальной реабилитации лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние пескотерапии на процесс социальной реабилитации лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние пескотерапии на процесс социальной реабилитации лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов.»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Соликамский социально-педагогический колледж

имени А.П. Раменского»






ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)




Тема: Влияние пескотерапии на процесс социальной реабилитации лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов.




























Соликамск, 2020

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов

1.1 Социально-психологическая характеристика лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов

1.2 Технология социальной реабилитации лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов

1.3 Пескотерапия в социальной реабилитации лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов



































Введение

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей не только в структуре населения России, но и во всём мире. К началу 2018 года в России проживало 146,88 млн. человек. Из них 31,22 млн. (21,3%) граждан старше 60 лет. В настоящее время в России насчитывается 37,9 млн граждан старше трудоспособного возраста. Человечество стареет, и это становится серьёзной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.

Социальная работа с людьми старческого возраста во многом приурочена к центрам социального обслуживания населения. Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса – эти жизненные обстоятельства заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в нем самом.

Процесс адаптации к новым условиям происходит очень болезненно и у каждого индивидуально, поэтому задачей работников дома-интерната для престарелых и инвалидов, прежде всего, является создание благоприятных условий для проживающих, позволяющих менее болезненно привыкнуть к новым условиям проживания, освоиться в новой среде, завести новых знакомых, влиться в коллектив и стать активным членом общества.

Здесь то и идет процесс социальной реабилитации.

Социальная реабилитация - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-то причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта.

Решение задач социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает использование различных методов – это трудовая терапия, арт-терапия, зоо-терапия, иппо-терапия, танцетерапия, песочная терапия и многие другие. Песочная терапия – особая форма терапии, возникшая в рамках аналитической психологии. Это способ общения с самим собой и окружающим миром; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

В России уже есть центры, где используется данная терапия. Очень часто этот метод оказывает большой диагностический и терапевтический эффект уже при первом использовании. Человеку предлагается построить «свой мир» в песочнице, используя многочисленные фигурки. Как правило, им воспроизводится замаскированная важная на данный момент ситуация, проблема, внутренний конфликт, которые иной раз не осознаются. Они выходят в песочную среду преодолевая барьер сознания. По выстроенному «миру» видна как проблема, так и возможные пути её решения и причины возникновения.

В городе Соликамск, эта работа не осуществлялась до появления проекта «Чудеса песком». На сегодняшний день у нас в городе имеется Соликамский дом-интернат для престарелых и инвалидов, на базе которого возможно реализовать данный проект.

Объектом исследования будет являться социальная реабилитация в условиях дома-интерната в работе с престарелыми и инвалидами.

Предметом исследования будет являться пескотерапия с лицами пожилого возраста и инвалидами.

Цель исследования: изучение теоретических и практических основ социальной реабилитации лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов посредством песочной терапии.

Задачи исследования:

  • Изучить социально-психологическую и нормативно-правовую литературу по теме исследования;

  • Дать характеристику социально-психологического статуса лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов;

  • Раскрыть содержание и методы социальной реабилитации лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов;

  • Провести социологическое исследование по обоснованию необходимости разработки социального проекта студии пескотерапии для лиц пожилого возраста и инвалидов;

  • Разработать социальный проект студии пескотерапии для лиц, лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов «Чудеса песком» в г. Соликамск.

Методы исследования: теоретические (изучение литературы по проблеме исследования, систематизация изученного); эмпирические (социологический опрос, анкетирование, проектирование).





























Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов

1.1 Социально-психологическая характеристика лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов

С увеличением продолжительности жизни возрастает и период беспомощного существования старых людей с различными хроническими и психическими заболеваниями. Преобладающее большинство старых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Применительно к России в основной своей массе семьи неспособны, взять на себя все заботы о старых и беспомощных родственниках. Вся тяжесть по уходу за старыми людьми ляжет в первую очередь на плечи государственных социальных служб, а также на органы здравоохранения.

Старение является неизбежным для человека, что обусловливает наступление старости с соответствующими проблемами.

Наиболее острой проблемой пожилого возраста является проблема социализации. Особенно важной она становится в связи с тем, что усугубляется проблемой материального обеспечения, одиночества и непонимания окружающих. Именно они существенно и в первую очередь начинают кардинальным образом изменять их привычный образ жизни. Большинству пенсионеров приходится сокращать свои расходы, отказываться от многих привычных радостей жизни. Наряду с этим приходится приспосабливаться к быстро меняющемуся окружающему миру, постоянно меняющимся социальным нормам и правилам, достижениям научно-технического прогресса и т.д.

Проблемой старческого возраста является память, которая постепенно ухудшается. Среди наиболее типичных проявлений: забывчивость, которой не было раньше, трудности при запоминании новой информации; нарастание категоричности суждений и большая окрашенность их субъективным опытом; сокращается скорость реакции и нарастает инертность при необходимости переключения, например, с одного вида деятельности на другой.

Однако подобного рода ограничения психофизиологических функций, свойственные пожилым людям, связаны не только с возрастными изменениями в системе жизнедеятельности в процессе старения, но и с характерными для людей в старости изменениями в самом образе жизни. Данные социологов и медиков свидетельствуют о том, что одну из групп риска для жизни и здоровья среди пенсионеров составляют одинокие люди, которые остро ощущают свое одиночество. Они сильнее устают, меньше верят в свое здоровье, чаще ходят к врачу и принимают больше лекарств, чем те, кто не испытывает чувства одиночества. В основе такого состояния, как правило, лежит ощущение своей ненужности и вынужденной социальной изоляции; «уход в болезнь» по-своему связывает их с другими людьми и социумом (очень редко приносит удовлетворение, чаще - усиливает чувство своей ненужности никому).

.С. Кон в качестве критерия для выделения социально- психологических типов старости использует направленность деятельности.

Позитивные, психологически благополучные типы старости:

1) продолжение после выхода на пенсию общественной жизни, активное и творческое отношение;

2) устройство собственной жизни — материальное благополучие, хобби, развлечения, самообразование; хорошая социальная и психологическая приспособленность;

3) приложение сил в семье, на благо другим ее членам; чаще это женщины. Хандры и скуки нет, но удовлетворенность жизнью ниже, чем в двух первых группах;

4) смысл жизни связывается с укреплением здоровья; более характерно, для мужчин. Этот вид организации жизнедеятельность дает определенное моральное удовлетворение, но иногда сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью в отношении здоровья.



Исследование Л.Г. Забориной, посвящённое изучению личностных характеристик и особенностей эмоционального реагирования у взрослых людей с ОВЗ, позволило установить, что для них свойственны преобладание сниженного фона настроения, опечаленность, удрученность собственным положением. Это может приводить к учащению вспышек раздражительности. Выраженными являются такие характеристики, как тревожная мнительность, склонность к драматизации событий, чувствительность, инфантильность. [14]

Необходимо обратить внимание на тот факт, что психологическое благополучие людей с ОВЗ в большей степени зависит от наличия социальной поддержки и удовлетворенности ею. Но при этом такая поддержка не всегда адекватно осознана и не любая ее форма может оказаться подходящей.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что пожилые люди и инвалиды в России очень уязвимы и нуждаются в различных видах помощи в решении их социальных проблем. На сегодняшний день волнующими для исследовaтелей становятся вопросы анализа психологических особенностей людей с ОВЗ и пожилых. Мы можем говорить о том, что ситуация, в которой оказываются лица данной категории, отражается на когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих личности. А учет этих особенностей может способствовать успешной социализации, развитию и интеграции людей в общество. [15]

1.2 Технология социальной реабилитации лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов

Реабилитация - это процесс, включающий в себя меры и мероприятия медицинского, профессионального и социального характера. Целью разнообразных реабилитационных мероприятий, является интегрирование клиентов в обществе. Социальная реабилитация - это наиболее ёмкая и многогранная область реабилитации. Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание: этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующиеся научные положения - с другой. [16]

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.

Под реабилитацией людей преклонного возраста понимается процесс восстановления утраченных навыков (в том числе и бытовых), социальных связей, налаживания разрушенных человеческих отношений, принятия на себя ответственности за собственные поступки. [7]

Социальная реабилитация инвалидов выступает как специфическое направление социальной политики государства, предполагающее повышение социальной дееспособности лиц с ограниченными возможностями здоровья в сферах труда, быта и культуры на базе комплексной реализации мер медицинского, инженерно-технического, психологического и педагогического характера. С этих позиций может быть построена структурная модель социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов. Причем исходная посылка при ее построении должна заключаться в том, что реабилитация представляет собой не одномерное, а многомерное явление.

1.3 Пескотерапия в социальной реабилитации лиц, находящихся в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов

Психологическая помощь лицам, проживающим в ДИПИ, охватывает множество задач, относящихся к сфере медицинской и социальной психологии. При проведении первичной оценки психологического статуса лица, поступившего на обслуживание в ДИПИ, как правило, применяются методы наблюдения, беседы и интервью. Одним из методов, применяемых психологами при адаптации и реабилитации пожилых людей в новых условиях проживания, является песочная терапия.

Основная цель песочной терапии — достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения. Игра в песок высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике», — считал Карл Густав Юнг, основатель аналитической психотерапии. Создание песочных композиций стимулирует фантазию человека, позволяя ему понять свои собственные внутренние процессы, которые выражаются в элементах ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурках людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов и т. д. [20]

Песочная терапия — это невербальная форма психотерапии. Основная задача — соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание. Песочная терапия позволяет выразить переживания, которые трудно сформулировать словами; открывает внутренние резервы для разрешения трудностей; дает возможность пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.

Направления работы с песочной терапией: установление контакта; помощь в адаптации; релаксация; тренировка моторики; стимулирование работы мышления, памяти, внимания; стимулирование воображения; развитие коммуникативных навыков; отражение эмоций; конструктивное разрешение конфликтов; гармонизация эмоционального состояния; внимание к людям старшего возраста и поддержка.

В настоящее время «песочная терапия» получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Метод игры с песком в равной степени используется как при работе с детьми, так и с взрослыми. Профессиональный психолог не только может правильно оценить и проанализировать картины и образы, созданные из песка клиентом, но и увидеть существующую проблему, корректно направить человека на путь к ее решению. Знание источников и особенностей своих переживаний позволяет человеку чувствовать себя уверенней - когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается, ощущение паники сменяется чувством определенности и уверенности. [19]

Во многих городах пескотерапия уже активно используется, причем как с детьми, так и с взрослыми. В Соликамске имеется кружок пескотерапии в ЦРТДиЮ «Звездный». С лицами пожилого возраста и инвалидами, к сожалению, нет.

Итак, сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм арт-терапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе с песком вид своеобразного ритуала.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дарья Волкова Валерьевна

Дата: 01.06.2020

Номер свидетельства: 552172


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства