kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок иностранного языка как благоприятная межкультурная среда для развития одаренных студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных студентов, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Работа с одаренными студентами – одна из приоритетных в деятельности любого преподавателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок иностранного языка как благоприятная межкультурная среда для развития одаренных студентов»

УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК БЛАГОПРИЯТНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ


Панова В.Н.,

преподаватель ГАПОУ КО «ККСД»


В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных студентов, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Работа с одаренными студентами – одна из приоритетных в деятельности любого преподавателя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными студентами. Для решения данной проблемы требуется последовательное рассмотрение ряда частных проблем: во-первых, что такое «одаренность»; во-вторых, каковы основные характеристики критериев его сформированности и методики выявления; в – третьих, как она проявляется и формируется на уроках иностранного языка. Выясняется, что существует несколько определений понятия «одаренность». Толковый словарь Д.Н.Ушакова определяет данное понятие как талантливость, даровитость, та или иная степень ее, умственная одаренность. Одаренный – человек, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями. [6, с.98]. В словаре С.И. Ожегова данное слово объясняется как « одаренность – то же, что и талантливость» [2, с.101].

Анализ имеющихся теоретических взглядов позволил в качестве рабочих определений сформулировать, что одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера. Современная наука определяет понятие

«одаренности» как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных ) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный студент – это студент, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах. [3, с.84].

Выделяют различные виды одаренности:

-интеллектуальную;

-творческую;

  • академическую;

  • художественно-эстетическую;

  • социальную;

  • психомоторную. [1, с.32].

Отличительными особенностями одаренных студентов, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас. В то же время одаренного студента не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке. Одаренного студента характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. До сих пор нерешенным остается вопрос о том, как выявить одаренных студентов. Прежде всего, не упустить время. Выявление одаренности студентов очень важно для построения педагогической системы, ориентированной на развития их интеллектуальных и творческих способностей. Таким образом, работа с одаренными студентами предполагает три этапа:

  • учет успешности студентов в каком либо виде деятельности;

  • индивидуализация творческих возможностей и способностей студента;

  • формирование, углубление и совершенствование неординарных способностей студента. [4, с.91].

«Иностранный язык», в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Следовательно, перед нами, преподавателями английского и немецкого языков, стоит задача создания таких условий, которые помогают поддерживать и развивать индивидуальность студента, его способности, реализовать и развивать его потенциальные возможности, обеспечивать образовательные потребности одаренных студентов, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения. Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность студента, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами студентов. Определив одаренных студентов, мы стараемся заинтересовать их своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.

По нашему мнению, систему работы с одаренными студентами по английскому и немецкому языкам можно разделить на три части:

  1. урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс- конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;

  2. внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;

  3. система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.

На наш взгляд, реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности студентов, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными студентами, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности студентов. На своих уроках мы с коллегами, преподавателями английского и немецкого языков, часто используем такие инновационные уроки, как: уроки с ИКТ, диспут,

ролевая игра, реже экскурсии. Во внеклассной работе проводим предметные

олимпиады и недели иностранных языков, консультации, даем студентам творческие домашние задания в виде написания рефератов, составления видео-презентаций, подготовки инсценированных диалогов.

На своих уроках мы практикуем четыре основных подхода в работе с одаренными студентами: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, разноуровневая технология, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-дебаты, урок-экскурсия, урок- телемост, ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности студентов, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для студентов, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок. Что касается разноуровневой технологии, она предполагает незримого подразделения студентов на одаренных, продвинутых и обычных. Разноуровневая технология – когда одаренные студенты собираются в одну группу на уроке иностранного языка и занимаются по особой программе. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно- творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого студента в выполнении задания. Сильный студент выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Мыслится, что такая деятельность позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый студент развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других. Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является также проектный метод как активный способ обучения одаренных студентов. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности студента, воспитания его самостоятельности и успешности обучения. Преимущества проектной деятельности очевидны, потому что она:


включает в себя интегрированную межкультурную работу;


оказывает содействие социальному и культурному развитию;


через привлечение к продуктивной деятельности студенты могут ощутить радость успеха;


придает учебному процессу динамичность и привлекательность;


проекты развивают независимость, так как студенты учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения;


проект всесторонне развивает студента, обогащает его образовательный уровень;


положительно влияет на эмоциональное развитие студента. [4, с.112].


Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого студента.

Но это требует от преподавателя определенной этапности в работе:

А- преподаватель предлагает проблему для обсуждения, итогом работы является личностная позиция преподавателя по данной проблеме, которую он излагает студентам логично и доказательно (как образец);

Б- студенты сами определяют проблему и коллективно решают выделенную проблему;

В-студенты сами определяют и решают проблему.

Таким образом, преподаватель как профессионал и как личность, является основным субъектом дидактического процесса, который должен иметь:

  • соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с одаренными студентами;

  • умение распознать признаки одаренности;

  • умение строить обучение в соответствии с результатами диагностирования;

  • доброжелательность, чуткость, наличие чувства юмора;

  • эмоциональная стабильность;

  • умение координировать свои действия с действиями родителей.

  • способность к самоанализу; [5, с.232].

При обучении в сотрудничестве преподаватель также приобретает новую, очень важную роль - организатора и вдохновителя самостоятельной учебно- познавательной, коммуникативной, творческой деятельности студентов. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации студентов в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений. Важно также подчеркнуть, что каждый студент должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными студентами, можно реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном студенте.

Список литературы

  1. Научно - методический сборник. Детская одаренность: от теории к практике. Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2005.-292с.

  2. Ожегов С.И.Толковый словарь Ожегова. /С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. 1-е изд.: СПб: Норинт,1998.

  3. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Педагогическое общество России,1999.-220 с.

  4. Селевно Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.М.: Народное образование, 1998.- 256с.

  5. Татарченкова С.С.Урок как педагогический феномен. СП-б, КАРО, 2008.- 448 с.

  6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. /Д.Н. Ушаков. –М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Панова Валентина Николаевна

Дата: 25.10.2021

Номер свидетельства: 589527


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства