Творческие работы учащихся в изучении модуля «Основы светской этики»
Учитель русского языка и литературы МОУ МСОШ №1 Еремина Ирина Владимировна
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван содействовать этому – формировать порядочного, честного и достойного гражданина.
Серьёзная и трудная задача учителя – не только рассказать школьникам о системе вечных нравственных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, но и научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Любой учитель желает видеть в глазах школьников интерес к своему предмету. Одним из важнейших условий включения детей в процесс изучения светской этики являются различные творческие задания. Выполняя любую творческую работу в учебном процессе, школьник не только использует знания, приобретённые ранее, пересматривает литературу по предмету, но и опирается на жизненные ситуации, проявляет свой индивидуализм и черты творческой личности. Творческие задания вызывают живой интерес у учащихся.
Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются учениками прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы.
Таковы придуманные детьми памятки «Правила поведения в школе», «Правила поведения гостей» при изучении темы «Этикет», «Десять законов дружбы»( «Дружба»), «Как правильно принести извинение» («Стыд, вина и извинение»).
Правила поведения в школе Слушаться учителей Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать товарищей Проявлять уважение к старшим, заботиться о младших Запрещается бегать по лестницам Нельзя толкать друг друга на переменах Нельзя без разрешения уходить из школы После окончания занятий производить уборку в классе |
Добродетель и порок Добродетель выражает стремление человека к ________________, стремление быть похожим на _________________личность, которая для него является ____________.Кроме того, добродетель - _______________ качество личности: трудолюбие, ___________________________________. Противоположность добродетели - ___________. Например, жадность,_______________ | Род и семья – исток нравственных отношений Род –это_________________________________________________ Символы рода - ____________________________________________________ Родственные отношения основаны на__________________________________________________ Главная задача семьи -____________________________________________________ |
Эмоционально действует на детей, заставляя их задуматься над силой человеческого слова, мини-конкурсы чтецов. Готовясь к уроку, ребята подбирают стихи, готовят их выразительное чтение, на уроке с воодушевлением читают полюбившиеся строки.
Домашние задания одновременно нацелены и на усвоение новых знаний и умений , и на развитие определенных качеств личности ребенка: самостоятельности, интереса к учебе и творческих способностей.
Одним из основных видов творческих домашних работ является сочинение. Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Эта работа учит школьников делиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. За эти два года ребята написали много сочинений на разные темы: «Что такое этика?», «Ответственность», « Я отвечаю за…» , «Каким должен быть справедливый человек?», «Мой друг», «Кто такой альтруист? Кто такой эгоист?» и др. Все сочинения разные. Одни более удачные, другие менее. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Вот некоторые из детских работ.
Что такое этика?
Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», т.е. «нравы». Поэтому мораль и нравственность равные понятия.
Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что зло. От самого человека зависит, станет он хорошим или плохим. Человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.
Этика оказывает помощь человеку – стать лучше!
Для меня культурный человек – это тот, у которого есть душевный мир. Он должен быть воспитанным, добрым, должен познавать культуру своего народа.
Ответственность
Ответственность - черта характера личности и ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор
Ответственное поведение личности возможно только при определенный условиях: отдавай отчет за свои поступки, отвечай за них.
Я отвечаю за…
Все люди отвечают за что-нибудь или кого-нибудь. А за что отвечаю я? Я отвечаю, во-первых, за учебу. Мне нужно закончить школу. Во-вторых, прилежно выглядеть, чтобы не опозориться. А самое главное за свою будущую жизнь, ведь все зависит от меня.
А за кого я отвечаю?
Во-первых, я отвечаю за саму себя, чтобы была красивой, умной, здоровой. И конечно, я отвечаю за маму, чтобы она была всегда веселой, довольной мной, здоровой. Наконец, я отвечаю, за друзей, которым должно быть интересно со мной.
Каким должен быть справедливый человек?
Хороший человек должен исполнять все шесть моральных правил:
Избегать в своих поступках зла,
Признавать правоту других людей, а не только свою,
Искать правильное решение,
Не обижать человека, не унижать его,
Стремиться всегда прийти на помощь другому
Отвечать за свои поступки.
Эти правила помогут ему стать справедливым человеком.
Человек, который считает себя справедливым, не станет молчать, когда видит несправедливость.
Кто такой альтруист? Кто такой эгоист?
Мир делится на две половины: добро и зло. А можно назвать альтруиста и эгоиста добром и злом?
Давайте начнем с альтруиста. Добро, наверное. самое главное в нем.. Он все делает для блага других людей: садит деревья, ухаживает за пожилыми, убирает мусор на улице, помогает младшим и старшим. Всего не перечислить. Если тебе плохо, он тебе поможет. С альтруистом хорошо жить: поможет по хозяйству, отведет в садик или в школу, завтрак, обед или ужин приготовит. Альтруист в самую последнюю очередь думает о себе. Заболел – все равно поможет и не скажет никому о болезни . Почему-то я думаю. Что альтруист – очень ранимый человек, потому что за всех переживает.
А вот эгоист совсем другое. У него на уме только Я, Я и Я. Он ничего не делает для других, для окружающей природы. Как это? Тебе плохо, а он пройдет мимо и подумает: « Что это я буду ему помогать? Я должен спину себе надрывать! Нетушки!»
Если ты эгоист, то лучше подумай и выбери между добром и злом. Выбор за тобой. Все в твоих руках. А если ты альтруист, тебе повезло!
А ты реши, с кем тебе дружить!
Детские рисунки — это отражение внутреннего мира ребенка, возможность выразить свои мысли не в словесной форме, а иллюстративной, в которой важен замысел, художественные способности ребенка отходят на второй план, Надо сказать, что дети с удовольствием выставляют свои работы на обсуждение и внимательно слушают выступления. Каждая новая творческая работа ребенка - это новое достижение в жизни, новая победа. Создаются небольшие галереи рисунков на заданную тему: о Родине и ее просторах, о добре и зле, о дружбе, о нравственном идеале.
Атмосфера увлекательного поиска создается и при выполнении такого задания, когда перед школьниками стоит задача найти интересную информацию по теме урока: пословицы, стихи, рассказы, иллюстрации, фотографии и презентовать ее своим одноклассникам. И в этом также элемент творчества и глубокой заинтересованности детей.
Любят ребята выполнять творческие домашние задания с использованием ИКТ и Интернет-ресурсов. Эту работу ученики ведут по собственному желанию.
В процессе изучения курса «ОРК и СЭ» предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Отчеты школьников представлены в форме сочинений на темы «Как я понимаю золотое правило этики», «Вот что значит настоящий, верный друг», «Добро и зло в русских сказках», детских рисунков, защиты электронных презентаций «Россия-Родина моя», «Дружба».
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.