Творческая разработка "Диагностика достижений обучающихся в детском объединении"
Творческая разработка "Диагностика достижений обучающихся в детском объединении"
В разработке "Диагностика достижений обучающихся в детском объединении" описывается опыт работы педагога дополнительного образования по проведению диагностики в объединении "Белошвейка". В приложении приводятся примеры тестов входной, промежуточной и итоговой диагностики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческая разработка "Диагностика достижений обучающихся в детском объединении"»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества № 5» ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Диагностика достижений обучающихся в детском объединении»Выполнил: Панфилова Марина Анатольевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дом детского творчества № 5»
Новокузнецк, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………… 3
Этапы педагогической диагностики ………………………… 3
Основные параметры достижений учащихся ……………………. 6
Основные методы проведения диагностики …………………… 7
Заключение…………………………………………………………... 8
Список литературы………………………………………………….. 9
Приложение 1 ……………………………………………………….. 10
Приложение 2 ……………………………………………………… 12
Приложение 3 ………………………………………………………. 14
Диагностика достижений обучающихся в детском объединении
Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.
Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняется определением результативности обучения по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.
Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.
Цель диагностики - управление личностным ростом ребенка.
Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:
психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунок, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;
развивающую: в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения личной активности.
Этапы педагогической диагностики:
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения входной (прогностической), текущей и итоговой диагностики обучающихся.
1. Входная (прогностическая) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его знания, умения, достижения в этой области (приложение 1).
Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.
Задачи:
- прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;
- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;
- оценку дидактической и методической подготовленности.
Методы проведения:
- индивидуальная беседа;
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование.
2. Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце в течение учебного года, после прохождения больших тем программы) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе (приложение 2).
Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.
Задачи:
- оценка правильности выбора технологии и методики;
- корректировка организации и содержания учебного процесса.
Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом образовательного учреждения.
3. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка (приложение 3).
- увлеченное отношение к делу, которым они занимаются;
- их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях;
- профессиональная ранняя ориентация.
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить:
Во-первых, проверка результата работы учащихся необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т.д., это не дает полной картины работы учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все дети, а в основном способные учащиеся.
Во- вторых, работа «по образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога - развить творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов педагогу надо обратить внимание на наличие у учащихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.
В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется с помощью тестов, собеседования в течение учебного года. Для определения успешности и эффективности освоения программы «Белошвейка» три раза в год провожу диагностику (начальная, промежуточная, итоговая) учащихся. В основу оценивания результатов диагностики положена шестибальная система оценки:
- 6 баллов ставится за 90-100 % правильное выполнение заданий (высокий уровень);
- 5 баллов ставится за 80 % правильное выполнение заданий (повышенный уровень);
- 4 балла ставится за 70-60 % правильное выполнение заданий (средний уровень);
- 3 балла ставится за 50-40 % правильное выполнение заданий (низкий уровень);
- 2 и ниже ставится за 30% и меньшее правильное выполнение заданий (недостаточный уровень).
Результаты диагностикиобязательно фиксирую и завершаюдиагностическим анализом результатов, который позволяет выстроить эффективную работу образовательного процесса. Также я использую в своей работе другую итоговую оценку достижений учащихся – присвоение «званий» разного уровня, вручение значков и медалей. Например:
- «Самая аккуратная швея»
- «Мисс «Золотые ручки»
- «Мастерица».
Главное, чтобы у учащихся формировалась адекватная оценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к дальнейшему совершенствованию. Работу по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии я стараюсь подчеркнуть достижения каждого ребенка и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку я использую не только для того, чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы поставить задачи на следующее занятие.
Основными параметрами достижений обучающихся в сфере дополнительного образования являются:
1. Уровень освоения содержания преподаваемого предмета
Критериями данного параметра выступают глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям) практических действий.
Отследить уровень усвоения обучающимися содержания программы можно по следующим показателям: умение выполнить работу по образцу; умение анализировать; количество обучающихся, в полной степени освоивших программу; стабильность практических достижений обучающихся.
2.Устойчивость интереса к предлагаемой деятельности и коллективу
Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода из коллектива. Показателями устойчивости интереса к деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность контингента; наполняемость, положительные мотивы посещения занятий; осознание социальной значимости и нужности деятельности для себя.
3. Личностные достижения:
Направленность динамики личностных изменений. Этот параметр определяется характером изменения личностных качеств; направленностью позиции обучающегося в жизни и деятельности, характером жизненных ценностей; адекватностью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения соответственно возрасту.
Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности). Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и обучающимися, между членами коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе, в культуре поведения обучающихся.
Уровень творческой активности обучающихся. При анализе степени проявления творческих способностей во внеурочной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого учащегося.
4. Уровень практической реализации достижений обучающихся
Критерии этого параметра – степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, деятельности, по количеству обучающихся, имеющих творческие достижения; удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.
Диагностика личностных достижений, обучающихся – наиболее трудный аспект педагогической деятельности.
Основными методами педагогической диагностики являются:
1. Анкетирование.
Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности обучающихся, их субъектный опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.
2. Индивидуальная беседа.
Индивидуальная беседа с учащимся предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации.Умело проведённая обучающая беседа с элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов обучающихся.
3. Тесты.
Тест - краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин «тест» происходит от английского test - испытание, проверка, проба, критерий, опыт. Тестирование – наиболее подходящая измерительная технология – самая эффективная в ситуациях массового оценивания достижений. Существует три этапа тестирования:
- выбор теста;
- его проведение;
- подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.
План создания тестов:
- определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста;
- экспериментальная проверка теста.
Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.
Тесты должны быть:
- относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;
- однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
- стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.
4. Наблюдение.
Наблюдение как метод педагогической диагностики необходимо для сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:
- оно сочетается с воздействием на обучающегося, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция обучающего на различные воспитательные влияния);
- наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачи;
- в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности студента;
- наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.
Педагогическая диагностика является и начальным и завершающим этапом профессиональной деятельности педагога, т.к. она имеет циклический характер и не исчерпывается решением одной педагогической задачи. Сведения, полученные в результате педагогической диагностики, могут стать мощным импульсом для инновационной деятельности педагога. Чем больше он будет узнавать об особенностях своих воспитанников, чем яснее увидит проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее станет его работа.
Проблема оценки достижений учащихся в учреждении дополнительного образования остается актуальной на сегодняшний день. Педагоги находятся в постоянном поиске содержания и структуры критериев, параметров и показателей качества образования обучающихся в зависимости от направленности образовательной программы.
Список литературы
Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2013, № 4
Левина, С.А. Организация методической работы [Текст] / С.А. Левина, Ю.Н. Суслов. – Волгоград: 2012. – 126 с.
Сазонова М.В. Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня учащихся // Бюллетень, 2002, № 3. С. 18.
Приложение 1.
(контрольный вариант)
Тест (входной)
(программа «Белошвейка», I год обучения)
1) Правила техники безопасности
Отметьте знаком + правильный ответ.
1) Ножницы следует передавать…
1. держась за кольца ножниц острием вперед
2. держась за сомкнутые лезвия кольцами вперед
3. держась за раскрытые лезвия кольцами вперед
Правильный ответ: 2.
2) Вынимать вилку из розетки можно:
1. сухими руками, держась за сетевой шнур
2. влажными руками, держась за сетевой шнур
3. сухими руками, держась за корпус вилки
4. влажными руками, держась за корпус вилки
Правильный ответ: 3.
3) Какие операции можно производить ножницами?
Отметьте знаком + все правильные ответы.
1. приколоть
2. окрутить
3. отрезать
4. пришить
5. надрезать
6. прибить
Правильный ответ: 3, 5.
4) Какие стороны различают у ткани?
Отметьте знаком + правильный ответ.
1. задняя
2. лицевая
3. передняя
4. изнаночная
5. белая
6. цветная
Правильный ответ: 2,4.
5) Поставь в квадратики цифры для соответствия между предметом и действием: