kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая разработка "Диагностика достижений обучающихся в детском объединении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке "Диагностика достижений обучающихся в детском объединении" описывается опыт работы педагога дополнительного образования по проведению диагностики в объединении "Белошвейка". В приложении приводятся примеры тестов входной, промежуточной и итоговой диагностики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческая разработка "Диагностика достижений обучающихся в детском объединении"»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества № 5» ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Диагностика достижений обучающихся в детском объединении» Выполнил: Панфилова Марина Анатольевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дом детского творчества № 5»




















Новокузнецк, 2016

СОДЕРЖАНИЕ




  1. Введение…………………………………………………………… 3

  2. Этапы педагогической диагностики ………………………… 3

  3. Основные параметры достижений учащихся ……………………. 6

  4. Основные методы проведения диагностики …………………… 7

  5. Заключение…………………………………………………………... 8

  6. Список литературы………………………………………………….. 9

  7. Приложение 1 ……………………………………………………….. 10

  8. Приложение 2 ……………………………………………………… 12

  9. Приложение 3 ………………………………………………………. 14

Диагностика достижений обучающихся в детском объединении


Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая  образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняется определением результативности обучения по дополнительным образовательным программам. В силу индивидуального характера многих из них в идеале для каждой программы педагогу необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Диагностика – в переводе с греческого «способность распознавать», т.е. учение о методах и принципах распознавания особенностей состояния среды на основе всестороннего исследования с целью предсказания возможных отклонений.

Цель диагностики - управление личностным ростом  ребенка.

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:

  1. психотерапевтическую: различные диагностические технологии (рисунок, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;

  2. коррекционную: исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;

  3. развивающую: в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения личной активности.


Этапы педагогической диагностики:

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения входной (прогностической), текущей и итоговой диагностики обучающихся.

1. Входная (прогностическая) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его знания, умения, достижения в этой области (приложение 1).

Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения.

Задачи:

- прогнозирование возможности  успешного обучения на данном этапе;

- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;

- оценку дидактической и методической подготовленности.

Методы проведения:   

- индивидуальная беседа;  

 - тестирование;  

 - наблюдение; 

 - анкетирование.

2. Текущая (промежуточная) диагностика (проводится в конце в течение учебного года, после прохождения больших тем программы) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе (приложение 2).

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.

Задачи:

- оценка правильности  выбора технологии и методики;

- корректировка организации и содержания учебного процесса.

Методы проведения промежуточной диагностики, показатели, критерии оценки разрабатываются педагогами. Итоги анализируются педагогом и методистом образовательного учреждения.

3. Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка (приложение 3).

Цель: подведение итогов освоения образовательной программы.

Задачи:

- анализ результатов обучения;

- анализ действий педагога.


Методы проведения итоговой диагностики:

- творческие задания;

- контрольные задания;

- тестирование;

- олимпиада;

- выставка работ.

   Результаты итоговой диагностики, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.

Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся:

- дневник педагогических наблюдений;

- диагностические карты;

- зачетные и личные учебные книжки;

- портфолио на учащихся.

Работая с диагностическими методиками, нужно придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

3. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам объединения.

4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо обучающихся.

5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в объединении.

6. Необходимость педагогической диагностики должна обучающимся разъясняться.

Показателем результативности обучения детей в учреждениях дополнительного образования является:

- успешное освоение воспитанниками общеразвивающей программы;

- увлеченное отношение к делу, которым они занимаются;

- их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях;

- профессиональная ранняя ориентация.

Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности, необходимо отметить:

Во-первых, проверка результата работы учащихся необходима для выявления истинного ее качества. Несмотря на то, что отдельные результаты хорошо просматриваются на конкурсах, выставках и т.д., это не дает полной картины работы учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все дети, а в основном способные учащиеся.

Во- вторых, работа «по образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но задача педагога - развить творческий потенциал ребенка и научить его работать самостоятельно. Поэтому в ходе подведения итогов педагогу надо обратить внимание на наличие у учащихся необходимых теоретических знаний и на соответствие их практических умений технологическим характеристикам конкретной деятельности.

В-третьих, выявление результатов работы традиционно осуществляется с помощью тестов, собеседования в течение учебного года. Для определения успешности и эффективности освоения программы «Белошвейка» три раза в год провожу диагностику (начальная, промежуточная, итоговая) учащихся. В основу оценивания результатов диагностики положена шестибальная система оценки:

- 6 баллов ставится за 90-100 % правильное выполнение заданий (высокий уровень);

- 5 баллов ставится за 80 % правильное выполнение заданий (повышенный уровень);

- 4 балла ставится за 70-60 % правильное выполнение заданий (средний уровень);

- 3 балла ставится за 50-40 % правильное выполнение заданий (низкий уровень);

- 2 и ниже ставится за 30% и меньшее правильное выполнение заданий (недостаточный уровень).

Результаты диагностики обязательно фиксирую и завершаю диагностическим анализом результатов, который позволяет выстроить эффективную работу образовательного процесса. Также я использую в своей работе другую итоговую оценку достижений учащихся – присвоение «званий» разного уровня, вручение значков и медалей. Например:

- «Самая аккуратная швея»

- «Мисс «Золотые ручки»

- «Мастерица».

Главное, чтобы у учащихся формировалась адекватная оценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к дальнейшему совершенствованию. Работу по подведению итогов необходимо построить так, чтобы дети радовались проделанной работе. На каждом занятии я стараюсь подчеркнуть достижения каждого ребенка и обязательно похвалить его, вместе с тем показать лучшую работу. Оценку я использую не только для того, чтобы установить уровень и качество работы, но и для того, чтобы поставить задачи на следующее занятие.

Основными параметрами  достижений обучающихся в сфере дополнительного образования являются:

1. Уровень освоения содержания преподаваемого предмета

Критериями данного параметра выступают глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям) практических действий.

Отследить уровень усвоения обучающимися содержания   программы можно по следующим показателям:  умение выполнить работу по образцу; умение анализировать;  количество обучающихся, в полной степени освоивших программу; стабильность практических достижений обучающихся.

2.Устойчивость интереса  к предлагаемой деятельности и коллективу

Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода   из коллектива. Показателями устойчивости интереса к деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность контингента; наполняемость, положительные мотивы посещения занятий; осознание   социальной значимости и нужности  деятельности    для себя.  

3. Личностные достижения:

  1. Направленность динамики личностных изменений. Этот параметр определяется характером изменения личностных качеств; направленностью позиции обучающегося в жизни и деятельности, характером жизненных ценностей; адекватностью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения соответственно возрасту.

  2. Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности). Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и обучающимися, между членами коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе, в культуре поведения обучающихся.

  3. Уровень творческой активности обучающихся. При анализе степени проявления творческих способностей во внеурочной   деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого учащегося.

4. Уровень практической реализации достижений обучающихся

Критерии этого параметра – степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, деятельности, по количеству обучающихся, имеющих творческие достижения; удовлетворенность  учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.

Диагностика личностных достижений, обучающихся – наиболее трудный аспект педагогической деятельности.

Основными методами педагогической диагностики являются:

1. Анкетирование.

Анкета как метод педагогической диагностики широко применяется при изучении и оценки результатов образовательного процесса. Для составления анкеты надо знать возрастные особенности обучающихся, их субъектный опыт. Иногда проводится анонимное анкетирование, где учащиеся убеждены, что авторство каждого не будет установлено, за любой ответ не придется отвечать. Это направлено на получение более объективных данных с помощью анкет.

2. Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа с учащимся предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения. Лучше, если беседа проводится в профилактических целях, а не после выявления неблагополучия в мотивации. Умело проведённая обучающая беседа с элементами проблемного изложения обладает большой диагностической ценностью. Для её усиления необходимо заранее заложить в структуру беседы комплексы диагностических заданий и вопросов, продумать формы и средства фиксации, обработки и анализа ответов обучающихся.

3. Тесты.

Тест - краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Сам термин «тест» происходит от английского test - испытание, проверка, проба, критерий, опыт. Тестирование – наиболее подходящая измерительная технология – самая эффективная в ситуациях массового оценивания достижений. Существует три этапа тестирования:

- выбор теста;

- его проведение;

- подсчёт баллов с последующей интерпретацией результатов.

План создания тестов:

- определение набора знаний и умений, которые необходимо проверить с помощью теста;

- экспериментальная проверка теста.

Составляя тест, необходимо определиться в форме представления задания и вариантов ответа.

Тесты должны быть:

- относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;

- однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

- стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования.

4. Наблюдение.

Наблюдение как метод педагогической диагностики  необходимо для  сбора фактов в естественной обстановке. Научно обоснованное наблюдение отличается от обычной фиксации фактов:

- оно сочетается с воздействием на обучающегося, с его воспитанием (фиксируется прежде всего реакция обучающего на различные воспитательные влияния);

- наблюдение осуществляется в определённой системе с учетом ведущей педагогической задачи;

- в фиксации фактов нужна система, определенная последовательность в течение длительного срока, поскольку разовые наблюдения могут оказаться случайными, не отражающими истинный уровень воспитанности студента;

- наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают.


Педагогическая диагностика является и начальным и завершающим этапом профессиональной деятельности педагога, т.к. она имеет циклический характер и не исчерпывается решением одной педагогической задачи. Сведения, полученные в результате педагогической диагностики, могут стать мощным импульсом для инновационной деятельности педагога. Чем больше он будет узнавать об особенностях своих воспитанников, чем яснее увидит проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее станет его работа.

Проблема оценки достижений учащихся в учреждении дополнительного образования остается актуальной на сегодняшний день. Педагоги находятся в постоянном поиске содержания и структуры критериев, параметров и показателей качества образования обучающихся в зависимости от направленности образовательной программы.









Список литературы

  1. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2013, № 4

  2. Левина, С.А. Организация методической работы [Текст] /  С.А. Левина, Ю.Н. Суслов. – Волгоград: 2012. – 126 с.

  3. Сазонова М.В. Методические рекомендации по диагностике образовательного уровня учащихся // Бюллетень, 2002, № 3. С. 18.






Приложение 1.

(контрольный вариант)


Тест (входной)

(программа «Белошвейка», I год обучения)


1) Правила техники безопасности

Отметьте знаком + правильный ответ.

1) Ножницы следует передавать…

1. держась за кольца ножниц острием вперед

2. держась за сомкнутые лезвия кольцами вперед

3. держась за раскрытые лезвия кольцами вперед

Правильный ответ: 2.


2) Вынимать вилку из розетки можно:

1. сухими руками, держась за сетевой шнур

2. влажными руками, держась за сетевой шнур

3. сухими руками, держась за корпус вилки

4. влажными руками, держась за корпус вилки

Правильный ответ: 3.


3) Какие операции можно производить ножницами?

Отметьте знаком + все правильные ответы.


1. приколоть

2. окрутить

3. отрезать

4. пришить

5. надрезать

6. прибить

Правильный ответ: 3, 5.


4) Какие стороны различают у ткани?

Отметьте знаком + правильный ответ.

1. задняя

2. лицевая

3. передняя

4. изнаночная

5. белая

6. цветная

Правильный ответ: 2,4.


5) Поставь в квадратики цифры для соответствия между предметом и действием:


1. нанизывают 1. пуговица

2. пришивают 2. узор

3. склеивают 3. ткань

4. вышивают 4. бисер

5. разглаживают 5. бумага


Правильный ответ:1 – 4, 2 – 1, 3 – 5, 4 – 2, 5 – 3.


6) Подбери к термину нужное определение (поставь в квадратики цифры):


1. вид ручного рукоделия 1. вышивка

2. изображение, выполненное из нескольких 2. печворк

разноцветных частиц

3. шитье из лоскутов ткани 3. мозаика


Правильный ответ:1 – 2, 2 – 3, 3 – 2.




Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Критерии оценивания

  • 6 баллов - 100 %

  • 5 баллов – 80%

  • 4 балла - 70 %

  • 3 балла - 50 %

  • 1 - 2 балла - менее 50 %







Приложение 2.

(контрольный вариант)



Промежуточный тест по итогам I полугодия,

программа «Белошвейка»

I год обучения.


Правила техники безопасности

Отметьте знаком + правильный ответ.

1) Ножницы следует передавать…

1. держась за кольца ножниц острием вперед

2. держась за сомкнутые лезвия кольцами вперед

3. держась за раскрытые лезвия кольцами вперед

Правильный ответ: 2.


2) Вынимать вилку из розетки можно:

1. сухими руками, держась за сетевой шнур

2. влажными руками, держась за сетевой шнур

3. сухими руками, держась за корпус вилки

4. влажными руками, держась за корпус вилки

Правильный ответ: 3.


3) Инструменты для ручных работ – это:

Отметьте знаком + все правильные ответы.


1) машинные иглы;

2) ножницы;

3) булавки;

4) иглы ручные;

5) молоток;

6) наперсток

Правильный ответ: 2, 3, 4, 6.


4) К соединительным ручным стежкам относятся:

Отметьте знаком + все правильные ответы.


1) стачной (назад иголку);

2) прямой сметочный;

3) косой обметочный;

4) копировальный;

5) петельный.

Правильный ответ: 1,2,4.


5) Для изготовления мягкой игрушки используют следующие ручные стежки:

Отметьте знаком + все правильные ответы.


1. стачной

2. прямой сметочный

3. петельный

4. копировальный

5. косой сметочный

Правильный ответ:1,3


6) Изготовление мягкой игрушки:

Отметьте цифрами правильную последовательность изготовления мягкой игрушки:

1. обработка мелких деталей игрушки

2. раскрой игрушки

3. обработка крупных деталей игрушки

4. окончательная отделка и оформление игрушки

5. соединение деталей между собой

Правильный ответ:2-3-1-5-4




Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.


Критерии оценивания

  • 6 баллов – 90-100 %

  • 5 баллов – 80 %

  • 4 балла – 70-60 %

  • 3 балла – 50-40 %

  • 1 - 2 балла - менее 30-20 %




Приложение 3.

(контрольный вариант)


Итоговый тест

(программа «Белошвейка», II год обучения)



  1. К соединительным ручным стежкам относятся:

Отметьте знаком + все правильные ответы.

1. стачной (назад иголку);

2. прямой сметочный;

3. косой обметочный;

4. копировальный;

5. петельный.

Правильный ответ: 1, 2, 4.


2) Изготовление мягкой игрушки:

Отметьте цифрами правильную последовательность изготовления мягкой игрушки:

1. обработка мелких деталей игрушки

2. раскрой игрушки

3. обработка крупных деталей игрушки

4. окончательная отделка и оформление игрушки

5. соединение деталей между собой

Правильный ответ:2-3-1-5-4


3) Какой из швов относиться к группе декоративных?

Отметьте знаком + все правильные ответы.

1. стебельчатый

2. стачной

3. петельный

4. тамбурный

5. крестообразный

Правильный ответ:1, 4, 5.


4) По каким параметрам выбирают № игл для шитья?

Отметьте знаком + правильный ответ.

1. по длине нити

2. по цвету нити

3. по толщине нити

4. по плотности ткани

5. по свойству ткани

Правильный ответ:4, 5.


5) В какой области можно применить лоскутное шитье?

Отметьте знаком + все правильные ответы.

1. для украшения быта

2. для украшения клумбы

3. при изготовлении игрушек

4. при строительстве дома

5. при изготовлении одежды

Правильный ответ:1, 3, 5.


6) Какие виды одежды (по назначению) вы знаете?

Отметьте знаком + все правильные ответы.

1. спортивная

2. хозяйственная

3. рабочая

4. магазинная

5. праздничная

Правильный ответ:1, 3, 5.



Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Критерии оценивания

  • 6 баллов – 90-100 %

  • 5 баллов – 80 %

  • 4 балла – 70-60 %

  • 3 балла – 50-40 %

  • 1 - 2 балла - менее 30-20 %









17




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Творческая разработка "Диагностика достижений обучающихся в детском объединении"

Автор: Панфилова Марина Анатольевна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов  в рамках внедрения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-ramkakh-vniedrieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "225184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439474394"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства