Просмотр содержимого документа
«Трудности младших школьников в процессе изучения морфемики»
ТРУДНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ
Потакова Ю.О.
Усикова А.А., преподаватель высшей категории
ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж», г. Шахты, Россия
Русский язык всегда являлся одной из самых сложных дисциплин не только для младших школьников, но и для всех обучающихся, несмотря на то что это единственный предмет, изучающийся детьми с рождения, так как мы все русские и говорим на русском языке.
Одним из основополагающих разделов русского языка, объясняющих тенденцию образования слов, является морфемика. Хорошее знание состава слова - непременное условие успешного овладения русским языком.
В определении морфемного состава слова возникают сложности даже у некоторых учителей, что уж говорить об обучающихся. Знания в области морфемики позволяют нам образовывать новые слова и их формы. Незнание же основ данного раздела приводит к значительным трудностям. Прежде всего трудности возникают вследствие того, что обучающиеся не имеют полного представления о значении морфем в русском языке, что порождает огромное количество ошибок при подборе слов и их морфемном разборе.
Современный лингвист Л.А. Введенская отмечает: «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение». И действительно, русский язык наполнен различными морфемами, имеющими определенный смысл и отражающими сущность самого языка.
Методистов беспокоит вопрос о том, почему многие школьники продолжают совершать ошибки в области морфемики, невзирая на важность данного раздела. И мнения методистов и психологов по данной проблеме расходятся. Психологи утверждают, что причина кроется в возрастных особенностях обучающихся. Многие дети еще просто не готовы воспринимать настолько сложную информацию, вследствие чего появляются трудности. Психологи Л.И. Божович и Д.Н. Богоявленский, разбирая подобную проблему, связывают это с тем, что проблемных обучающихся можно разделить на 2 группы: «стихийные формалисты» и «наивные семантики». Последние чаще всего допускают ошибки, опираясь на вещественное значение слова. Например, типичный «наивный семантик» не увидит никакого «родства» между словами САД и САДОВНИК, так как сад – это место, а садовник – человек. «Стихийные формалисты» же наоборот считают, что важными при анализе являются внешние признаки, поэтому допускают ошибки, считая, что если в словах есть несколько одинаковых букв, то эти слова являются однокоренными. Например, землеТРясение и просмоТР.
По мнению методистов, ошибки младших школьников появляются вследствие неправильной методики обучения русскому языку, а именно: а процессе обучения учителем недостаточно полно подчеркивается, а порой и вовсе не обнаруживается существующая связь между разделами русского языка, в частности, между морфемикой и фонетикой, орфографией, морфологией.
Учителя уделяют слишком мало времени изучению фонемного состава слова, что приводит к определенным трудностям. М.С. Соловейчик считает, что такая грубая ошибка учителя в методике преподавания приводит к тому, что обучающиеся перестают различать родственные слова и формы одного и того же слова. В таком случае фонетическая подготовка учащихся недостаточна. Например, ребенок не видит того, что окончания в словах СЕМЬЯ и УЧЕБА одинаковые, так как буква «я» состоит из сочетания звуков «й» и «а». Следствием этого являются трудности, возникающие при формировании представления о существительных одного склонения как о словах, имеющих один и тот же набор падежных окончаний.
Т.Г. Рамзаева выделяет следующие виды ошибок младших школьников в области морфемики:
отождествление суффикса или его части с окончанием в именах существительных, имеющих нулевое окончание (комок, денек), а также в глаголах прошедшего времени мужского рода (смотрел, купил);
расширение границ корня за счет приставки или суффикса (обрат-ить, пристрой-к-а);
расширение окончания за счет суффикса или его части (груд-ной, прибреж-ный, дума-ли);
сужение окончания имен прилагательных до одной буквы (умны-й, сильны-й);
расширение приставки за счет первой буквы корня (под-вижпый) или, наоборот, сужение приставки (по-двесил).
Т.Г. Рамзаева причины трудностей и ошибок, возникающих у младших школьников при разборе слов по составу, определяет следующим образом:
1. При выделении морфем учащиеся не осознают, что нужно учитывать еще и грамматическое значение слова.
2. При выделении морфем учащиеся не вдумываются в лексическое значение каждой морфемы, поэтому неверно определяют их границы. Учащиеся выделяют их механически, так как видели похожую морфему ранее, что не всегда исключает появление ошибки.
3. Учащиеся выделяют морфемы интуитивно, так как знакомы уже с подобными морфемами, не осознавая, что нарушают границы определенной морфемы.
4. Учащиеся не понимают связи морфемики и словообразования, поэтому отождествляют несколько разных морфем одновременно.
5. Учащиеся не знают четкого алгоритма разбора слов по составу, поэтому выполняют движения механически.
6. Учащиеся не в полной мере осознают цель и значимость морфемного разбора.
Таким образом, обучение морфемике должно быть направлено на осознание обучающимися цели и значимости данного раздела во избежание появления однотипных ошибок. В таком случае учитель должен проводить профилактику появления таких ошибок, развивая способности обучающихся в области морфемики, а также пересмотреть методику обучения данной области.