Просмотр содержимого документа
«Трансформация дополнительного образования детей:вызовы и перспективы»
Трансформация дополнительного образования детей: вызовы и перспективы
Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию - то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.
Каким должен быть современный педагог?
Во – первых, он должен эффективно реагировать на образовательные потребности учащегося, уметь эффективно организовывать процесс обучения и управлять им, использовать ИКТ для обучения, гибко оценивать полученные образовательные результаты.
Во-вторых, востребованным сегодня является умение дать профессиональный совет, консультацию родителям, устанавливать партнерские отношения не только с ними, но и с другими субъектами образовательного процесса и заинтересованными в нем организациями.
И в – четвертых, если говорить о педагоге на уровне образовательного учреждения, серьезным требованием к нему является умение работать в команде, планировать не только свою работу, но и участвовать в планировании работы всего образовательного учреждения.
Чем более развито общество, тем более активно в нем молодое поколение. Сейчас, когда в нашей стране интенсивно осуществляется процесс демократизации, молодежь превращается в реальную социальную силу. И очень важно, чтобы её энергия была направлена на созидание, на решение огромного количества проблем, стоящих перед государством и обществом, а не вела к их умножению.
Дополнительное образование художественной направленности направлено на развитие индивидуального и коллективного художественного творчества детей. Особая роль данного направления дополнительного образования заключается в объединении в себе задач развития мотивации к творчеству, самоактуализации личности, формирования нравственных и эстетических эталонов, освоении технологий творческой деятельности, развитии способности к восприятию искусства.
Современный мир создает новые условия, влияющие на содержание и технологии дополнительного образования художественной направленности, такие как:
• Изменения экономического уклада: развитие арт-индустрии, арт-менеджмента, возникновение новых форм занятости
• Технологические: использование современных технологий в творчестве;
• Трансформация запроса семей и детей: усиление значимости искусства во всех видах деятельности.
• Расширение рамок художественного дополнительного образования: развитие свободных искусств, возникновение интегрированных видов и форм творческой деятельности.
Способы решения этих проблем
1.Использование современных образовательных технологий, таких как проектная и исследовательская творческая деятельность, групповые интерактивные практики, разновозрастные группы, игровые технологии, социоигровые технологии, интегрированные технологии, полихудожественные технологии и др.);
2.Внедрение цифровых образовательных технологий, например, инновационных компьютерных программ для художественного творчества.
В своей работе я практикую вид деятельности обучение,когда старшая группа готовит ,организует мероприятия для младших. Такой метод обучения «Равный равному» способствует:
1.приобретению навыков ответственного поведения;
2.обострению чувства ответственности и собственной значимости, усилению желания приносить пользу;
3. личностному росту;
4.формированию коммуникативных навыков и лидерских качеств;
5.общению, новым знакомствам;
6.росту самосознания, развитию их способности к самоорганизации и самоуправлению, что важно для самостоятельной жизни в будущем.
Пример .Выступление старшей группы Задумки в детском саду ,показ сказки «Как колобок природу охранял»
Проблемы окружающей среды были раскрыты посредством костюмированной театральной постановки с включением стихов, песен, танцев, которые были направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Ребенок, полюбивший природу, никогда не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном и в этом помогает театрализованная деятельность, которая является одной из форм экологического образования и воспитания детей. Предоставляет большие возможности воспитания у детей любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности.
В системе методов и средств воспитания добрых чувств к природе не последнюю роль играют сказки. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения. На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях.