1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И урок наш начинать. Друзья, у вас уже были уроки риторики. А что же эта за наука риторика, чему она учит? Для этого наш урок мы начнем с речевой гимнастики, интересных упражнений, с которыми я вас сейчас познакомлю. Артикуляционные упражнения. -Давайте подготовим к работе язычок. 1) Рано утром высунулся из окошка-ротика широкий-широкий язычок. Вот такой. (положить широкий язык на нижнюю губу, расслабить его, следить, чтобы он не дрожал) 2) Посмотрел язычок на небо, есть ли на нем солнышко. Вот так. (высунуть язык, стараться дотянуться до кончика носа) 3) Посмотрел язычок на асфальт, нет ли луж после вчерашнего дождя? (высунуть язык, стараться коснуться подбородка) 4) Тогда веселый и радостный, оттого что на улице солнечная погода, язычок пошел чистить свои зубки. Верхние он чистил сверху вниз. Вот так. (медленно водить язычком по зубам сверху вниз) А нижние он чистил снизу вверх. Вот так. (медленно водить язычком по зубам снизу вверх) 5) Почистил язычок зубки, вышел на улицу, сел на качели и начал кататься. Вот так. (быстро водить язычком из правого угла рта в левый и обратно) Теперь наши органы речи готовы к работе. Проверим, сумеете ли вы выразительно прочитать отрывок из сказки о глупом мышонке С.Я. Маршака. | Риторикой, учит умению правильно, вежливо общаться, помогает тренировать наши органы речи, чтобы слова звучали ясно, чётко, понятно. Выполняют артикуляционные упражнения | Личностные УУД: развивать учебно познавательный интерес к новому учебному материалу | • Формирование готовности восприятия учебного материала Беседа |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ | - Инсценировка в парах. Пела ночью мышка в норке: - Спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи. Отвечает ей мышонок: - Голосок твой слишком тонок. Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи! Стала петь мышонку утка: - Га-га-га, усни, малютка! После дождика в саду Червяка тебе найду. Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: - Нет, твой голос нехорош. Слишком громко ты поешь! Побежала мышка-мать, Стала свинку в няньки звать: - Приходи к нам, тетя свинка, Hашу детку покачать. Стала свинка хрипло хрюкать, Hепослушного баюкать: - Баю-баюшки, хрю-хрю. Успокойся, говорю. Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: - Hет, твой голос нехорош. Очень грубо ты поешь! Почему мышонку не понравилось пение мамы-мышки, утки, свинки? - Какой можно сделать вывод? - Используя карточки, составьте пары слов, которые подскажут нам, как может звучать речь человека. (Быстро – медленно, тихо – громко, ласково – грубо, четко – невнятно, уверенно - неуверенно). - Какая пара слов характеризует скорость речи? | Важно не только, ЧТО мы говорим, но и КАК мы говорим. Быстро – медленно | К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач П: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания. 3.3.Первичное закрепление 3.5. Повторение и включение в систему знаний | Как по-другому называется скорость речи? Где мы можем об этом узнать? Скорость произнесения звуков, слогов, слов – это темп речи. Скорость произнесения звуков, слогов, слов – это темп речи. Темп речи зависит от характера говорящего, его эмоционального состояния и ситуации общения. - Назовите тему нашего занятия - От чего зависит темп речи? Найдите ответ в словарной статье. - Чему мы будем учиться на занятии? А как мы можем этому научиться? Задание 1. Чтение стихотворения Ребята, мы прочитаем такое стихотворение: (показ на слайде) Сначала мы прочтем хором Еле-еле-еле-еле Закружились карусели. А потом-потом-потом Все бегом-бегом-бегом Все быстрей, быстрей, бегом Карусель кругом, кругом! Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз, два, раз, два Вот и кончилась игра.
Микроитог. Ребята, скажите, как менялся темп речи? Задание 3. Каждая группа получает тексты. Организуется работа по плану (написан на доске): •Прочитать текст. •Выбрать темп чтения. Объяснить. •Прочитать текст в нужном темпе. (приложение) Почему читали в таком темпе? Приходилось ли менять темп чтения? Почему? Микроитог. Ребята, какой мы можем сделать вывод, от чего зависит темп? Прочитайте предложение (на доске каждое слово на отдельном листе): Хорош творожок, внутри пирожок. - Все ли слова на своём месте? Установите правильный порядок слов в предложении. - К какому жанру устного народного творчества можно получившееся предложение: загадка, скороговорка, чистоговорка, пословица. Произнесите скороговорку в разном темпе: медленно – обычно – быстро. Предлагаю вам составить скороговорки по рисункам и опорным словам. Учебник: Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках, стр. 23, № 33. | Темп речи Темп речи зависит от характера говорящего, его эмоционального состояния и ситуации общения. Говорить медленно – быстро, менять темп речи в зависимости от ситуации. Выполняя различные упражнения Чтение стихотворения индивидуально, в парах, хором. Сначала говорили медленно, а затем быстро Выступление групп: прочитать стихотворение. Темп речи зависит от ситуации общения и эмоционального состояния человека Произносят скороговорку в разном темпе Дети работают в группе. В конце работы дети читают скороговорки в быстром темпе. | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу П. ориентироваться на разнообразие способов решения коммуникативной задачи Р: различать способ и результат действия; Познавательные УУД: осуществлять синтез как составление целого из частей Коммникатывные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; |
Упражнение Работа в группах |
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | - С каким средством выразительности устной речи вы познакомились? - Что мы изучали на уроке? - От чего зависит темп речи? - Какое умение вы приобрели на уроке? - Где это умение вам пригодится? - Как работа в группе помогла решить поставленные задачи? Оцените свою деятельность с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного | Мы познакомились с таким средством выразительности как темп речи Проводят рефлексию | Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата | |