kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тезис по выпускной квалификационной работе на тему "внеклассные занятия как средство формирования регулятивных УУД у второклассников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезис по выпускной квалификационной работе  на тему "внеклассные занятия как средство формирования регулятивных УУД у второклассников"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тезис по выпускной квалификационной работе на тему "внеклассные занятия как средство формирования регулятивных УУД у второклассников"»

Сборник внеклассных занятий как средства формирования регулятивных УУД у второклассников

Васильева Д.А., студентка

Пичка Е.Б., преподаватель

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов,

специальность «Преподавание в начальных классах», 4 курс



Для эффективного существования в современном мире человек обязан владеть регулятивными действиями, иметь навык ставить себе определенную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать вероятные ситуации.

Внеклассные занятия являются важным звеном работы школы в условиях реализации ФГОС НОО, так как в это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. И наша задача, дать возможность ребенку попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Внеклассные занятия позволяют ребенку выбрать область интересов, развить свои способности, научиться учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1, с. 17].

Универсальные учебные действия — это познавательные стратегии, необходимые для поиска, получения и фиксирования, осмысления и понимания, запоминания и хранения, трансформации и применения, создания и распространения знаний. УУД необходимы школьникам для успешного учения в целом; они составляют сущность метапредметных результатов школьного образования в России [25].

Т.С. Котлярова предлагает расширенное представление об УУД младших школьников как интегративной характеристике и понимает их как способности к саморазвитию, как ключевую компетенцию, обеспечивающую формирование «умения учиться» на ценностной основе [23].

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относят действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция [3]:

  • целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий [1, с. 29].

Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный. В разработке задач учителя будут исходить из того, что уровни учебных целей (ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) имеют отношение к любому УУД, то есть каждое УУД предполагает последовательное формирование на каждом уровне [15].

По мнению К.С. Ковалевой, только систематическая и поэтапная работа над формированием регулятивных действий позволяет учащимся стать организованными и самостоятельными, сознательно ставить цель своей деятельности, продумывать шаги по ее реализации, контролировать процесс и оценивать результат [20].

Работа по формированию у второклассников регулятивных УУД, организованная в форме внеклассных занятий может быть действенной только в том случае, если она организована системно. В связи с этим возникает необходимость в разработке и пробации системы внеклассных занятий, которые направлены на формирование регулятивных УУД у второклассников. Данная система может помочь педагогам организовать внеклассные занятия, чтобы у детей развивались регулятивные УУД. Педагогическая система — взаимосвязанные структурные и функциональные компоненты, подчиненные целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. Педагогическая система - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Система внеклассных занятий даёт возможность активно использовать имеющийся у детей личный опыт, способствует появлению новых занятий и интересов, позволяет учащимся активно действовать и высказывать своё мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы, позволяет накапливать опыт совместной работы.

Целеполагание важно для организации внеклассных занятий. На внеклассных занятиях можно использовать следующие приемы для постановки цели:

  • опора на личный жизненный опыт обучающихся;

  • использование занимательного игрового материала;

  • создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

  • выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

  • моделирование цели занятий, введение понятия «задача»;

  • постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

Для формирования универсальных учебных действий планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.

В конце занятия необходимо проводить анализ и самооценку собственной деятельности с точки зрения личного вклада каждого участника в проделанную работу, если это коллективная деятельность, и с точки зрения личной значимости в индивидуальной работе [21].

Таким образом, регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей деятельности на внеклассных занятиях. Данные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Внеклассные занятия имеют возможности для формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.





Список литературы


  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская; под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2011. - 152 с.

  2. Ахтырская Е.Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО // Инновации в науке. 2016. № 9. С. 65 – 71.

  3. Ащеулова Л. Ю., Зайцева Е. А. Пути формирования регулятивных УУД на уроках в начальной школе // Вестник научных конференций. 2016. № 11-5 (15). С. 23-24.

  4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М. : Педагогика, 1989. – 192 с.

  5. Бессчетнова Л. А. Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе // Поволжский педагогический поиск. 2015. № 2 (12). С. 36 – 39.

  6. Большая советская энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/bse/Система (дата обращения: 23.03.2021)

  7. Большой российский энциклопедический словарь. М. : Большая Рос. энцикл., 2003. – 1887 с.

  8. Братчикова Ю. В., Крылова А. Д. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности // Личность в современном мире. 2016. С. 22-26.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Диана Алексеевна Васильева

Дата: 09.12.2021

Номер свидетельства: 594023


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства