kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематическая подборка "Побеждать природу" (приложение к дополнительной образовательно программе "Волшебный мир танца")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тематическая подборка является приложением к образовательной программе дополнительного образования детей «Волшебный мир танца» автор Рябых Альбина Емельяновна.

В подборке представлены упражнения, кото­рые можно применять на уроке классического танца как вспомогательные — спо­собствующие развитию у бу­дущего артиста профессио­нальных данных и коррек­тированию недостатков при­родной осанки ребенка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематическая подборка "Побеждать природу" (приложение к дополнительной образовательно программе "Волшебный мир танца")»


КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАМЧАТСКИЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»







тематическая подборка

«ПОБЕЖДАТЬ ПРИРОДУ»

Приложение к образовательной программе

дополнительного образование детей

«Волшебный мир танца»








педагог дополнительного образования

Рябых Альбина Емельяновна,



г. Петропавловск-Камчатский

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ:


Содержание

Стр

1

Пояснительная записка

3

2

Индивидуальные занятия по исправлению недостатков осанки в упражнениях на полу

5 - 14

3

Кифоз

5

4

Лордоз

7

5

Асимметрия лопаток

9

6

Х – образные ноги

10

7

О - образные ноги

11

8

Плоскостопие

11

9

Упражнения на полу, подводящие к классическому экзерсису.

13

10

Список используемой литературы

15
















Пояснительная записка

Данная тематическая подборка является приложением к образовательной программе дополнительного образования детей «Волшебный мир танца» автор Рябых Альбина Емельяновна.

В подборке представлены упражнения, кото­рые можно применять на уроке классического танца как вспомогательные — спо­собствующие развитию у бу­дущего артиста профессио­нальных данных и коррек­тированию недостатков при­родной осанки ребенка.

Основная цель корригирующих упражнений - это исправ­ление дефектов в осанке, то есть сбалансировать мыш­цы тела, удлинив укорочен­ные и укрепив растянутые. Среди принятых в наш ансамбль детей, имеющих хорошие данные, встречаются и такие, в телосложении которых наб­людаются некоторые неже­лательные отклонения — су­тулость, большой прогиб в пояснице, асимметрия лопаток, а также иксоооразные и О - образные ноги, плоскосто­пие. В то же время они обла­дают сценичной внешностью, художественно одарены, на­делены артистизмом и музы­кальностью. Профилактика и исправление расстройств осанки, сколиозов и плоскостопия, образующихся в период развития детского организма, являются актуальными проблемами воспитания здорового и сильного поколения. Бороться с дефектами осанки необходимо, так как они являются фактором, предрасполагающим к последующему искривлению позвоночника.

Нарушения осанки не являются только косметическим дефектом. При них ухудшается функция внутренних органов, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Это связано с тем, что уменьшается амплитуда движения грудной клетки и диафрагмы. Деформация осанки влияют на психику детей, понижают их активность. Дети с искривленным позвоночником, обычно, обладают слабым типом высшей нервной деятельности с такими особенностями как: неуверенность, робость, часто трусость, замкнутость, нервозность, пониженное внимание, пониженная физическая выносливость, плохая координация движений, слабость мышц торса.

При коррекции дефектов осанки, сколиозов и плоскостопия необходимо учитывать возрастные особенности детей, их физическое развитие.

Основной задачей данных упражнений является:

- исправление и коррекция дефектов осанки;

- улучшения профессиональных данных, что не менее важно в самодеятельных коллективах;

- укрепление здоровья, жизненной позиции, уверенности, создание положительной мотивации у учащихся, создание «ситуации успеха» для каждого ребенка.

Исправление недостатков осанки требует каждодневных занятий, что естественно в хореографических училищах. В самодеятельных хореографических коллективах занятия проводятся 3-4 раза в неделю. Поэтому руководителям необходимо создать комплекс упражнений с учетом индивидуальных особенностей детей для самостоятельной работы дома. К этой работе очень важно привлечь родителей, чтобы они обеспечивали условия для самостоятельной работы ребенка и контролировали ее.




Индивидуальные занятия по исправлению недостатков осанки в упражнениях на полу

Дети располагаются на полу на расстоянии вытянутых в сторону рук. Упражнения на полу делаются в положении, разгружающем позвоночник (лежа на спине и животе при вытянутых ногах в коленях, а также сидя с вытянутыми ногами вперед и стоя на коленях).

Активные упражнения на полу выполняются учениками самостоятельно, без приложения дополнительных внешних усилий. Активно-пассивные упражнения делаются с помощью другого ученика или при упоре на пол. Во время упражнений на расслабление в положении лежа ученики отдыхают. Активно-пассивные упражнения на полу освобождают учащихся от дополнительной нагрузки, как физической, так и нервной, которую испытывает человек в вертикальном положении.


При сутулости - кифозе (см. фото) можно уменьшить грудной прогиб позвоночника путем упражнений на укрепление глубоких мышц спины, растягивание и укрепление передних связок грудного отдела позвоночника, укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, ук­репление мышц, увеличивающих наклон таза вперед.

Для исправления небольшой сутулости необходимо применять следующие упражнения:

Упражнение 1. Исходное положение: лежа на полу на животе, выпрямить ноги, стопы вытянуть и соединить. Руки, согнутые в локтевых суставах, находятся около груди ладонями вниз. Техника исполнения: на счет "раз-два", отжимаясь руками от пола, приподнять корпус, стараясь сильно прогнуться в грудном и поясничном отделе позвоночника. На счет "три-четыре" зафиксировать это положение. Голову слегка запрокинуть назад, вернуться в исходное положение и расслабиться. Упражнение повторяется 4-8 раз. Все упражнения, особенно в грудном отделе позвоночника, связаны с прогибом корпуса назад (стоя на ногах, лежа на животе, стоя на коленях.)

Упражнение 2. Исходное положение: лежа на животе, ноги держать в первой позиции. Положить руки на затылок. Техника исполнения: на счет "раз-два-три-четыре" медленно поднять грудь, сильно прогнуться под лопатками, сократив мышцы спины. На счет "раз-два-три-четыре" вернуться в исходное положение, расслабить мышцы на 5-10 секунд. Упражнение повторяется 4-8 раз.

Примечание: упражнение исполняется с помощником, который удерживает стопы в первой позиции. (см. фото)

Упражнение 3. Исходное положение: лежа на животе, руки держать вдоль тела. Техника исполнения: на счет "раз-два-три-четыре" согнуть ноги в коленях, руки раскрыть в стороны. Приподнять грудь. Стараться как можно больше прогнуться в грудном отделе позвоночника и в пояснице. Образовать полукольцо, напрячь мышцы.

На счет "раз-два-три-четыре" вернуться в исходное положение. Расслабить мышцы. Упражнение повторяется 4-8 раз.

Упражнение 4 - "Лодочка". Исходное положение: лежа на животе, выпрямить ноги и протянуть руки вперед. Техника исполнения: на счет "раз-два-три-четыре" приподнять грудь и ноги, сильно прогнуться в грудном отделе позвоночника и пояснице. Напрячь мышцы. На счет "раз-два-три-четыре" вернуться в исходное положение, расслабиться на 5-10 секунд. Упражнение повторяется 4-8 раз. (см.фото)

Упражнение 5. Исходное положение: стоя на коленях, корпус и голову держать прямо, руки опустить вниз. Техника исполнения: на счет "раз-два"поднять руки вверх, на счет "три-четыре" перегнуться назад. На счет "раз-два" стараться достать кистями рук ступни ног, на счет "три-четы­ре" поднять корпус. На счет "раз-два" сесть на колени, согнув корпус, грудь прижать к коленям, руки отвести как можно дальше назад, на счет "три-четыре" зафиксировать корпус, на счет "раз-два-три-четыре" расслабиться и вернуться в исходное положение.(см.фото)


При седлообразной спине - лордозе (см. фото) необходимо делать упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, растягивание мышц-сгибателей и укрепление мышц-разгибателей тазобедренных суставов, растягивание задних связок нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника (растягивание мышц и связок спины, особенно поясничного отдела).

Упражнение 1. Исходное положение: лежа на спине, вытянуть ноги вперед, корпус держать прямо, руки вытянуть вдоль корпуса. Техника исполнения: на счет "раз-два" быстро наклонить корпус вперед вниз, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ногам, выпрямив позвоночник. На счет "три-четыре" зафиксировать такое положение. Мед­ленно поднять корпус, прийти в исходное положение, расслабить мышцы.

Упражнение повторяется 4-16 раз. (см. фото)

Упражнение 2. Исходное положение: сидя на полу, вытянуть ноги и раскрыть их "циркулем" в стороны. Техника исполнения: та же, что и в предыдущем упражнении. На счет "раз-два" наклонить корпус вперед вниз, стараясь животом и грудью достать пол, руки вытянуть вперед. На счет "три-четыре" зафиксировать такое положение. На счет "раз-два-три-четыре" вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.(

Упражнение 3. Исходное положение: сидя на полу, вытянуть ноги вперед. Корпус держится прямо, руки опущены вниз. Техника исполнения: согнуть колени, прижать их к груди, на счет "раз-два-три-четыре" зафиксировать такое положение. На счет "раз-два-три-четыре" вернуться в исходное положение, расслабить мышцы. Упражнение повторяется 4-8-16 раз. (см. фото)

Упражнение 4. Исходное положение: лежа на спине, вытянуть ноги, руки держать вдоль тела. Техника исполнения: на счет "раз-два" согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, на счет "три-четыре" прижать голову к коленям и зафиксировать это положение. На счет "раз-два" вернуться в исходное положение, выпрямить ноги, а руки опустить вдоль тела, на счет "три-четыре" расслабить мышцы. (см.фото)

Упражнение 5. Исходное положение: лежа на спине или сидя, вытянуть ноги, руки держать вдоль тела ладонями вниз. Техника исполнения: на счет "раз-два" поднять одновременно корпус и вытянуть ноги (образовать угол). Руки для равновесия поднять и раскрыть в стороны. На счет "три-четыре" зафиксировать это положение. На счет "раз-два-три-четыре" прийти в исходное положение. Расслабить мышцы. Упражнение повторяется 4-8 раз. (см.фото)



При асимметрии лопаток (см.фото) требуется укреплять мышцы спины и особенно мышцы, прилегающие к лопаткам. Для исправления асимметрии лопаток применяются упражнения, устраняющие боковое смещение оси позвоночника, нормализующие положение головы, лопаток, а также упражнения, способствующие укреплению мышц живота (особенно косых). При выполнении упражнений необходимо следить за сохранением срединного положения головы, позвоночника, за симметрией шейно-плечевых линий.

Упражнение 1. Исходное положение: сидя на полу, вытянуть ноги и раскрыть их "циркулем" в стороны, руки раскрыть в стороны на уровне плеч. Техника исполнения: на счет "раз-два", развернувшись стороной опущенного плеча, наклониться вниз, стараясь достать рукой пальцы вытянутой ноги, на счет "три-четыре" зафиксировать это положение. На счет "раз-два-три-четыре" вернуться в исходное положение, расслабиться. Упражнение повторяется 4-8 раз. (см. фото)

Упражнение 2. Исходное положение: стоя у станка или у гимнастической стенки, взяться руками за рейку на уровне плеч. Затем руку, соответствующую выпуклой стороне искривления, положить на перекладину ниже другой руки. Сделать глубокое приседание и возвратиться в исходное положение. Упражнение повторить 4-8 раз.

Необходимо проследить, чтобы дети не носили тяжести только в одной руке, систематически наблюдать за положением их корпуса во время занятий. При асимметрии лопаток необходимо зафиксировать правильную постановку корпуса, а также правильное положение лопаток и плеч. Для исправления асимметрии лопаток полезны также и симметричные упражнения, (см. упражнение 3)

Упражнение 3. Упражнение выполняется лежа на спине, исходное положение: руки свободно лежат вдоль тела, ладони вниз, все мускулы тела расслаблены. Техника исполнения: на счет "раз-два" медленно, вытягивая стопы, напрячь мышцы ног. При свободно лежащем корпусе следует ощутить напряжение мышц только в ногах. На счет "три-четыре", напрягая и сокращая ягодичные мышцы, развернуть бедра, голени и стопы своей внутренней стороной наружу так, чтобы пятки своей подошвенной стороной коснулись друг друга, а мизинцы стоп — пола. Поворот в тазобедренном суставе производится мышцами-супинаторами. Мышцы-супинаторы (подвздошно-поясничная, приводящая в движение мышцы бедра, большая ягодичная и другие), сокращаясь, поворачивают ногу наружу, а мышцы-пронаторы (малый натягиватель широкой фасции бедра, передняя часть ягодичной мышцы и другие), расслабляясь, растягиваются. Необходимо ощутить эти мышцы. Упражнение повторяется 4-16 раз.

Расслабиться на 5-10 секунд. Ощутить полное расслабление всех мышц.

Это упражнение, укрепляя мышцы ног, способствует выработке их выворотности. Для воспитания правильной осанки немаловажное значение имеет использование зеркала. Ученик подходит к зеркалу. Сначала надо ставить его в фас, затем в профиль в привычной позе. Педагог указывает на неправильности положения головы, надплечий, позвоночника, грудной клетки, живота, ног; разъясняет и показывает, как можно исправить те или иные недостатки. Ученик по памяти (мышечно-суставное чувство) принимает правильную осанку и запоминает ее.


При "Х"-образных ногах рекомендуются упражнения на растяжение связок в тазобедренном суставе. При "Х"-образный ногах упражнения делаются на растягивание связок в тазобедренном суставе. Упражнения выполняются с чуть расслабленным коленом.

Упражнение 1. Одним из особенно полезных упражнений является "циркуль". Исходное положение: лежа на спине, вытянуть ноги, руки опустить вдоль тела. Техника исполнения: на счет "раз-два" легко раскрыть ноги в стороны "циркулем", пальцы ног вытянуть, колени держать чуть присогнутыми, на счет "три-четыре", возвращая ноги в исходное положение, сосредоточить сопротивление на стопе и голени. Вернуться в исходное положение и расслабиться. Упражнение повторяется 4-8 раз.


При "О"-образных ногах рекомендуются упражнения на растягивание подколенных связок.

Упражнение 1. При "О"-образных ногах необходимо растянуть подколенные связки ног. При использовании этого упражнения "циркуль" начать раскрывать со стоп ног, стараясь как можно дольше удержать стянутыми бедра и колени. Возвращаясь в исходное положение, первыми соединить колени их внутренними мышцами. Это упражнение делается также в положении лежа на спине.


При плоскостопии необходимо укрепить рессорную функцию мышечно-связочного аппарата стоп, для чего применяются упражнения: хождение на полупальцах и пятках поочередно и на наружных краях стоп, а также вращение стопами лежа на полу или сидя. Кроме этого, могут быть использованы все упражнения, связанные с сокращением и вытягиванием стопы

Упражнение 1. Упражнение выполняется лежа на спине, исходное положение: руки свободно лежат вдоль тела, ладони вниз, все мускулы тела расслаблены. На 4 счета надо вытянуть ноги и пальцы, напрячь все мышцы тела, затем на 4 счета полностью расслабить мышцы. Дети должны ощутить напряжение и расслабление мышц. Это упражнение повторяется 4-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение: то же, что в упражнении 13. Техника исполнения следующая: на счет "раз-два", медленно вытягивая стопы ног невыворотно, напрячь мышцы ног. На счет "три-четыре" поднять как можно выше носки ног кверху (сократить подъем, чуть отделить пятки от пола.) При этом все внимание сконцентрировать на чувстве другой группы мышц, особенно подколенных и голеностопных. Упражнение повторяется 4-16 раз, расслабиться на 5-10 секунд, приняв исходное положение. Ощутить расслабление всех мышц. Эти упражнения можно выполнять и в положении сидя.

Данное упражнение способствует растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляет все группы мышц ног, приучает к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы.

Упражнение 3. Исходное положение: то же самое, а также сидя. Техника исполнения: на счет "раз-два", сразу вытянув ноги, развернуть их своей внутренней стороной наружу (выворотно), а пятками прикоснуться друг к другу, мизинцы стоп должны при этом коснуться пола, мышцы напрягаются так же, как в упражнении 15 . На счет "три-четыре" сократить

подъемы ног так, чтобы пятки коснулись друг друга и вместе с подошвами ног и носками образовали прямую линию, а мизинцы ног коснулись пола (т.е. должна получиться первая позиция). Ноги в коленях выпрямлены. Ощутить сокращение мышц-супинаторов, расслабить мышцы-пронаторы.

Расслабиться на 5-10 секунд, ощутить полное расслабление всех мышц.

Это упражнение, укрепляя мышцы ног, способствует выработке их выворотности, растяжению ахиллова сухожилия.

Упражнение 4. Исходное положение: лежа на спине, развернуть ноги своей внутренней стороной наружу (выворотно). Техника исполнения: медленно поднимая то одну ногу, то другую или обе ноги вверх, то вытягивая стопы , то сокращая их в первую позицию , на 2 такта 4/4 вверх, на 2 такта 4/4 вниз. Упражнение повторить 4-6 раз.

Расслабиться на 5-10 секунд, ощутить полное расслабление всех мышц.

Это упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, способствует выработке выворотности ног, а также исправляет недостатки осанки.

Упражнение 5. Исходное положение: сидя на полу, согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками.

Техника исполнения: медленно наклониться вниз, распрямляя ноги, прижаться головой к ногам, сохраняя первую позицию ног. Вернуться в исходное положение.

Расслабиться на 5-10 секунд, ощутить полное расслабление всех мышц.

Это упражнение способствует выработке выворотности и подвижности голени в коленном суставе, а также растягивает и укрепляет мышцы спины и особенно поясницы.

Упражнения на полу, подводящие к классическому экзерсису.

Упражнение 1 - "Лягушка" (активное). Исходное положение: лежа на спине, согнуть колени и соединить стопи. Техника исполнения: на счет "раз-два-три-четыре" раскрыть ноги, стараясь достать коленями пол, на счет "пять-шесть" зафиксировать положение. Мышцы - пронаторы полностью расслабить. На счет "семь-восемь" вернуться в исходное положение. Упражнение повторить 8-16 раз.

Тяжести ног вполне достаточно, чтобы при ежедневном, повторении упражнения в течение 2-3 месяцев увеличить степень выворотности в тазобедренном суставе.

Упражнение 2. "Лягушка" можно делать и в положении лежа на животе.

Упражнение 3. (активное). Исходное положение: сидя "по-турецки" и стараясь достать коленями пол, руки положить на затылок, выпрямив позвоночник. Техника исполнения: на счет "раз-два-три-четыре" наклониться вперед, опуская локти вниз, коснуться ими пола, стараться, чтобы спина была прямая. Руки вытянуть вперед, голову слегка приподнять или наклонить. На счет "раз-два-три-че-тыре" вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 4-8 раз.

Это упражнение способствует выработке выворотности в тазобедренном суставе, растягивает мышцы и связки спины, особенно поясничного отдела позвоночника.

Примечание: при выполнении этих упражнений недопустимы никакие внешние давления, так как они, могут легко повлечь за собой травму.

Упражнение4. Броски ногами поочередно то правой, то левой по 4-8 раз вперед и в сторону. Исходное положение лежа на спине, вытянуть ноги выворотно, руки опустить вдоль тела ладонями вниз. Техника исполнения: на счет "раз" выбросить правую ногу вверх на 90° (сильно вытянув при этом пальцы ног, колено). Другая нога, вытянутая и выворотная, лежит на полу

неподвижно. На счет "два" сдержанно опустить ногу в исходное положение. Исполнить упражнение по 2-4-8 раз правой, затем левой ногами. Затем расслабиться. Это упражнение исполняется также в сторону.

Упражнение 5. Исходное положение: лежа на спине, ноги вытянуть, повернуть их внутренней стороной наружу (выворотно), руки открыть в сторону и положить их на уровне плеч. Техника исполнения: на счет "раз-два" одну ногу, сгибая в» колене (другая вытянутая и вывоторная), подтянуть как можно выше к плечу. На счет "три-четыре" зафиксировать это положение. Колено положить на пол, пальцы ног вытянуть. На счет "раз-два" медленно выпрямить ногу и вернуть в исходное положение. На счет "три-четыре" расслабиться. То же самое проделать с другой ноги. Упражнение повторяется 4-8 раз.
















Список используемой литературы


1. Барышникова Т. "Азбука хореографии» - М.: Рольф, 1999. – 272 с., с илл.- (Внимание: дети!)

2 Васильева Т.И. Балетная осанка. Метод. пособие - М.; Высшая школа изящних наук Лтд., 2993.- с.48

3. Зарецкая Н.В. Танцы в детском саду/ Зарецкая Н.В., Роот З.Я., - М.: Айрис-пресс, 2003.-112с.: ил. – (Внимание: дети!)

3. Князева М. «Ключ к само созиданию». Издательство «Молодая гвардия» 1990г.

4. Прибылов Г. "Методические рекомендации и программы по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов." – М.: ВНМЦ,1984. – 76 с.

5. Пуртова Т.В. «Учите детей танцевать: Учебное пособие для студийных учреждений средне профессионального образования / Беликова А.Н.,Кветная О.В. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 256 с.: ил.

6. Ритмика и танец- программа для детей обще эстетического образования. М. 1980г.

7. Громов Ю.И. «Самодеятельное хореографическое искусство» СПб-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. 1993г.,87 с.

8. Судакова М.В. «Биомеханика» - лекционный материал по предмету «Биомеханика» - ХГИИИК, кафедра хореогафии 2004 г

9. «Советский балет» №2 (45) 1989 - научно-теоретический и критико-публицистический иллбстрированый журнал министерства культуры СССР и союза театральных деятелей СССР – главный редактор Р.С. Лапаури (Стручкова) – М. изд. «Известия»






4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рябых Альбина Емельяновна

Дата: 18.04.2019

Номер свидетельства: 507503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства