Музыкальные произведения «Болезнь куклы» муз. П.И.Чайковский,
«Полька» муз.И.Штраус.
Оборудование:
-ноутбук ,
-аккустическая система,
-проэктор,
-экран,
-игровое панно «Кто на каком инструменте играет?»,
-сундук;
-Игра «Мешочки эмоций»;
-2 мольберта,
-нотный стан.
Демонстрационный материал:
Видеоряд «Послание от злой волшебницы Дисгармонии», корзина с муляжами фруктов, электронная карта-маршрут.
Раздаточный материал:
картинки с изображением музыкальных инструментов 9 шт;
ноты-7 шт.
(В группе дети получают письмо с приглашением в музыкальную страну, в музыкальном зале их встречает Фея музыки «Гармония»)
М.Р. Здравствуйте ребята! (Ответ детей)
М.Р.Рада приветствовать вас в моей волшебной стране
Я, Фея музыки Гармония, навожу в музыке лад, расставляю все ноты на места чтобы они звучали красиво. Пригласила вас в гости не просто так.
Сегодня в гости к нам спешит сюда-
Музыкальная семья,
Ключ скрипичный озорной,
Кто зовёт его родней?
(Предположительный ответ детей: ноты)
А живут они на нотном стане.
Сколько всего нот? (предположительный ответ детей-7нот)
(показываю на нотном стане, 3 ноты )
Но где же они?
Видеоролик
(Волшебница Дисгармония похитила ноты)
М.Р. Ребята, это моя сестра Дисгармония, которая совершенно не любит музыку и нарушает гармонию , что же она сделала? Разбросала ноты(ответы детей) , Посмотрим сколько нот осталось на нотном стане посмотрите, (ответы детей - 3) нужно вернуть их на свои места.
У меня есть волшебный экран, который подскажет куда моя сестра спрятала ноты.
Но мне нужны смелые помощники…
Вы поможете мне?
Дети: Да!
М.Р. Ребята, обратите внимание, что у меня в волшебном сундучке.
Дети: (в сундуке мешочки)
М.Р.Это музыкальные мешочки, они помогут узнать какие качества нам пригодятся в пути.
(ответы детей)
(звучащие мешочки, открыв мешочки звучат разные шумовые звуки, дети ассоциируют с качеством человека, выбирают подходящие качества)
С собой возьмём храбрость, дружбу, радость.
М.Р. Отправляемся в путешествие на музыкальный остров на самолёте
Музыкальная разминка «Путешествие на остров» муз.М. Андреевой
(Дети под музыкальное сопровождение 1 куплета песни «Путешествие на остров» – врассыпную по залу летят на самолёте).
М.Р.Вот мы и прибыли на остров
Посмотрим на экран, где же ноты?
(На экране загорается нота, появляются попугаи).
М.Р. Нам нужно осмотреться и найти попугаев.
(Подходим к пальме с попугаями))
М.Р. Здравствуйте, волшебный экран подсказал, что нота у вас, верните нам её, пожалуйста.
Попугаи (аудиозапись): Развеселите нас, мы укажем вам, где нота, злая волшебница Дисгармония забрала наши музыкальные инструменты, нам очень грустно.
М.Р. Мы с ребятами покажем, как с помощью наших ладошек и слов создать музыкальные ритмы, без музыкальных инструментов. (Возле пальмы стоит корзина с фруктами)
М.Р.Посмотрите какие фрукты в корзине? (Дети называют фрукты)
М.Р.Прохлопаем вместе по слогам БА-НАН, А-ПЕЛЬ-СИН, ЛИ-МОН, МАН-ДА-РИН
Игра на развитие музыкально-ритмического слуха «Фрукты» под музыкальное сопровождение «Полька» муз. М.Красева
Ход игры:
Детям предлагается проговаривая названия фруктов , прохлопать слова по слогам.
После того, как дети прохлопали точный ритм со словами, предлагается громко хлопать в ладоши, проговаривая слова шёпотом.
В завершении дети громко прохлопывают этот ритмический рисунок под сопровождение «Польки» муз. М. Красева.
Попугаи: (аудиозапись) Спасибо вам ребята, нота под пальмой.
(находят 1 нота за пальмой)
М.Р.Мы нашли одну ноту, (дети крепят ноту на нотный стан) посчитаем сколько теперь нот…, сколько осталось найти?
А где следующую искать (предположения детей) нам подскажет экран…
(загорается нота, появляются 2 обезьяны на экране ).
М.Р. Ах, вот кто нам подскажет где ноту искать? (ответы детей)
(Дети находят обезьянок)
М.Р.Я вам сейчас о них расскажу.
М.Р. Первую обезьянку зовут мажор, она любит радостную музыку. Вторую –минор, она любит грустную, спокойную музыку.
Поиграем с ними?
Если вы услышите любимую музыку мажора, танцевальными движениями изобразите весёлых обезьян , а музыку минора- изобразите грустных обезьян.
Музыкально-дидактическая игра «Мажор-минор» (находим 2 нотку)
Ход игры:
Слушание
1.Музыкальное произведение «Болезнь куклы» муз. П.И.Чайковского - дети изображают с помощью танцевальных движений грустных обезьян.
2.Музыкальное произведение «Полька» муз.И.Шртаус- дети изображают с помощью танцевальных движений весёлых обезьян.
М.Р. Молодцы , вы правильно определили настроение музыки, но вспомним, зачем мы сюда пришли? (ответ детей) Посмотрите , где нота?
(находят ноту возле обезьян)
М.Р. (ноту крепим на нотный стан) Ребята сколько теперь у нас нот? (Ответы детей) Сколько еще потерянных?
(загорается нота, на экране изображены сказочные звери с дирижером без муз.инструментов).
М.Р. Найдём на нашем острове музыкантов.
(Дети подходят к мольберту с изображением зверей)
Мои друзья, посмотрите на картине изображены музыканты нашего острова, подумайте чего не хватает? (предположения детей, при необходимости наводящими вопросами привести детей к пониманию того, что не хватает музыкальных инструментов).
Музыкально-дидактическая игра на развитие умения замечать тембровые оттенки музыкальных инструментов «Кто на каком инструменте играет?».
Ход игры:
На мольберте расположена панно с изображением сказочных зверей. Педагог предлагает взять на выбор картинку с изображением музыкального инструмента.
Послушайте внимательно, на каком музыкальном играет лев ( В аудио записи звучит барабан).
Предположительный ответ детей: На барабане (Размещают картинку на панно).
М.Р. Правильно, а на каком музыкальном инструменте играет слон (Звучит труба).
Предположительный ответ детей: На трубе (Размещают картинку на панно).
М.Р. Внимание! А на каком инструменте играет лиса? (В аудио записи звучит скрипка).
Предположительный ответ детей: На скрипке ( Размещают картинку на панно).
М.Р. Послушайте, на каком инструменте играет кузнечик? ( В аудио записи звучит треугольник).
Предположительный ответ детей : На теугольнике (Размещают картинку на панно).
М.Р. На чём играет мышка? ( В аудио записи звучит бубен).
Предположительный ответ детей: На бубне (Размещают на панно).
М.Р. Какой инструмент у кенгуру (в аудио записи звучат маракасы).
Предположительный ответ детей: На маракасах (Размещают картинку на панно).
М.Р. На чём играет панда? ( В аудиозаписи звучит пианино).
Предположительный ответ детей: На пианино (Размещают картинку на панно).
М.Р. Интересно, на чём играет попугай?(В аудиозаписи звучит дудочка).
Предположительный ответ детей: На дудочке (Размещают картинку на панно).
М.Р. На чём играет лягушка? (В аудиозаписи звучит колокольчик).
Предположительный ответ детей: На колокольчике (Размещают картинку на панно).
Молодцы ребята! Отлично справились. Посмотрите, где же наша нота?
(Нотка на обратной стороне картины)
М.Р.Вот ещё одна нотка нашлась. (Размещают на нотном стане) Сколько у нас нот теперь?(Ответы детей)
Ребята, я знаю здесь недалеко есть красивая цветочная поляна , пойдем к ней. Вот и она…ой, что же здесь случилось почему цветы завяли? ( Обсуждение проблемной ситуации, предположительно дети предлагают варианты помощи природе).
М.Р. Палочкой волшебной я взмахну, в капельки каждого из вас превращу.
Дети - «дождинки»плавно кружатся по залу. Руки пластичные, движения произвольные. Музыка меняется - дети застывают в красивой позе.
Дети опускают руки вниз, округляют их, изображая капельку. Капельки стекаются в ручей. Дети встают друг за другом паровозиком и двигаются под музыку.
Ручейки стекаются в лужицы, дети из паровозика перестраиваются в 2 круга. Круги могут сужаться (маленькие лужи) и расширятся (большие лужи).
Эти лужи стекаются в озеро. Круги объединяются в один большой круг. Круг можно сужать и расширять. Дети приседают.
Капельки испаряются и снова кружась, падают на землю.
М.Р.На поляне выросли цветы, посмотрим нет ли здесь нашей нотки?
(Дети подходят к цветам в муз.зале, находят ноту, крепят ноту на нотный стан).
М.Р.Сколько у нас теперь нот. (Ответ детей)
М.Р.Вот мы и собрали все ноты.
М.Р. Ребята, мы расставили ноты на нотном стане, (возле нотного стана стоят колокольчики расположены по звукоряду) возьмите колокольчики станьте возле нот, в соответствии с цветом колокольчиков.
Сыграем звукоряд, который у нас получилось. (Играют на колокольчиках музыкальный звукоряд)
Ноты вновь звучат слажено, спасибо вам ребята!
Рефлексия
Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
А что для вас показалось сложным, в нашем путешествии ? (Ответы детей)
М.Р. Спасибо вам друзья. Пришло время прощаться , я желаю творческих успехов.