Тема «Профилактика вредных привычек среди подростков в образовательном учреждении»
Тема «Профилактика вредных привычек среди подростков в образовательном учреждении»
Профилактика вредных привычек в милион раз лчше, чем лечение от них. Основное оружие педагогов - убеждение. Значительную роль в этом плане могут сыграть близкие люди: родители, друзья и учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема «Профилактика вредных привычек среди подростков в образовательном учреждении»»
Нещадимова Нина Николаевна
социальный педагог
МБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Ставрополя
Тема «Профилактика вредных привычек среди подростков
в образовательном учреждении»
Подростковый возраст занимает особое место в общем процессе развития. Это не просто очередной возрастной период в жизни ребенка, где дети проходят особую фазу психического развития, фазу перехода от детства к взрослости. Уже в этом возрасте у растущего подростка идет активный процесс построения жизненных планов на будущую взрослую жизнь. В этот период идет становление социальной сущности ребенка. В подростковом возрасте растущий человек выходит на качественно новую социальную позицию, здесь формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Следовательно, от того, как закладываются на этом этапе основы социальной ориентации, зависит очень многое в становлении социальных установок человека.
Именно данное обстоятельство актуализирует задачи психологических основ построения системы воспитательных воздействий, направленных на развитие личности.
Подростковый возраст представляет собой фазу перехода от детства к зрелости. В это время расширяется комплекс сложных психологических проблем - это то время когда необходимо начать проводить профилактические мероприятия, направленные на предупреждение вредных привычек.
Перед учащимися остро встала проблема выбора приоритетов, эта проблема обострена неблагополучными социально-экономическими условиями и состояния здоровья детей. Здоровье детей наиболее точный индикатор состояния здоровья общества в целом. И ведущую роль в этом играет школа. В школе закладываются основы здорового образа жизни. Насколько важна профилактическая работа и как много предстоит сделать в воспитательно-профилактическом плане, чтобы одних подростков уберечь от дальнейших «проб», а тех, кто устоял от соблазна - убедить их в правоте, в том, что рискованные эксперименты не стоит ставить на себе. Мода должна сопровождаться разумными размышлениями, и в этом подростку обязаны помочь врачи-наркологи, специально подготовленные медицинские, педагогические и другие работники, занимающиеся данной проблемой и в первую очередь, сами родители.
В данном направлении приоритет отдается школе, так как большую часть времени дети проводят в стенах школы и рядом с педагогами.
Понимая губительное влияние на состояние здоровья детей курения, алкоголя и наркотиков, администрация и все педагоги школы проводят научно-практические конференции, классные часы, диспуты. На уроках химии, биологии, литературы, ОБЖ, физической культуры и других предметов при изучении отдельных тем проводятся беседы о вреде курения, алкоголя и наркомании.
Профилактика вредных привычек в миллион раз лучше, чем лечение от них. Основное оружие педагога – убеждение. Значительную роль в этом плане могут сыграть и близкие люди: родители, друзья и учителя. Для родителей организуются общешкольные родительские собрания с приглашением врачей-наркологов, сотрудников наркоконтроля и правоохранительных органов. Родителям рассказывают, как узнать, что их ребенок употребляет запрещенные препараты, что необходимо сделать, если появились подозрения, куда можно обратиться за помощью. Родители, учителя с первых же минут должны стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой. Взрослые люди должны настойчиво, систематически убеждать, просить, требовать, чтобы учащийся, подросток решительно покончить с опасным и вредным пристрастием.
Также необходимо проводить профилактические мероприятия среди некурящих детей и подростков. Решить избавиться от этой проблемы - это трезвая самооценка своих сил и возможностей. Учащихся надо убедить, что влияние вредных привычек на организм подростка проявляется намного позже, когда болезнь переходит в хроническую форму, излечить которую на определенной стадии будет совсем не просто.
В целях проведения профилактических мероприятий в Краевом наркологическом центре ежегодно проходится тестирование учащихся с целью раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. Одним из методов профилактики являются классные часы. На классных часах можно рассмотреть такие темы:
- Как европейцы познакомились с табаком;
- Что содержится в табачном дыме?;
- Почему люди привыкают к курению?;
- Опасна ли рюмка водки;
- С чего начинается пьянство;
- Алкоголь – разрушитель организма человека;
- Как сказать нет и не потерять друзей.
В школе проводится тестирование учащихся об отношении подростков к курению, употреблению спиртных напитков.
Один раз в четверть в школе проводятся между параллелями спортивные соревнования. Дети с удовольствием в них участвуют и переживают за свои неудачи и радуются за успехи. Вовлечение учащихся в различные виды деятельности положительно влияет на их отношение к своему здоровью и учебе. В школе работают бесплатные кружки и спортивные секции, где каждый может найти себе занятие по душе. Классными руководителями организуются туристические поездки по краю и за его пределы, где дети знакомятся с историей, флорой и фауной, достопримечательностями местности. Учащиеся школы с удовольствием посещают Академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова, Краевую филармонию. В микрорайоне работает Хореографическая школа, ледовый каток «Арена Ставрополь». Учащимся школы есть чем заняться и где провести свободное время от занятий в школе. Педагогический коллектив школы старается сделать школьную жизнь детей интересной, чтобы школа стала вторым домом для учащихся.
В школе работает Совет отцов, который помогает детям, которым нужна мужская поддержка. Вечерами они патрулируют микрорайон, в котором расположена школа. Вечерами подростки собираются курят, сквернословят, распивают пиво. Они им рассказывают о вреде алкоголя, табака, организуют и проводят с учащимися соревнования.
Современная российская школа должна стать организационно-методическим центром в системе педагогической профилактики. Школе должна принадлежать ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также организация санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурению, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами.
Ведущая роль школы в профилактической работе с учащимися определяется наиболее высокой профессиональной подготовкой педагогов школы. Школьные педагоги имеют возможность, как в урочное, так и в неурочное время объединить теорию с практикой профилактической деятельностью через уроки-лекции, уроки-кино, уроки-диспуты.
Профилактическая работа любой направленности должна иметь конкретные цели и задачи. Потому что школа как раз является идеальным местом, где детям и подросткам длительное время можно давать необходимые знания, а через систему здоровьесберегающих технологий в урочное и свободное от занятий время вырабатывать у них необходимые навыки здорового образа жизни, избегать разрушительных вредных привычек.