kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя детей с ОВЗ в контексте реализации требований ФГОС".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа при внедрении ФГОС должна обеспечить выпускнику не только уровень знаний, умений, навыков для адаптации и социализации в обществе, но и научить молодое поколение сохранить свое здоровье, уметь использовать способы для его укрепления, применять методы здоровьесбережения в повседневной жизни, сформировать культуру здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя детей с ОВЗ в контексте реализации требований ФГОС".»

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя детей с ОВЗ в контексте реализации требований ФГОС.





Современная школа при внедрении ФГОС должна обеспечить выпускнику не только уровень знаний, умений, навыков для адаптации и социализации в обществе , но и научить молодое поколение сохранить свое здоровье, уметь использовать способы для его укрепления, применять методы здоровьесбережения в повседневной жизни, сформировать культуру здоровья.



Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, определяемую совокупностью приемов и методов педагогической работы, дополняя технологии педагогики и воспитания элементами и признаками здоровьесбережения. [3]



Как писал профессор Н.К. Смирнов, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». В этом и состоит суть основной стратегии реализации здоровьесберегающих образовательных технологий как одной из составляющих внедрение ФГОС – осуществлять учебно-воспитательный процесс без нанесения ущерба и вреда здоровью учащихся, а также формировать , укреплять их здоровье, воспитывать культуру здорового образа жизни. [1]



Основой здоровьесберегающих технологий является соблюдение педагогом следующих принципов:



- учет возрастно-половых особенностей учащихся;



- учет состояния здоровья учащегося и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;



- рациональное структурирование урока в соответствии с уровнем умственной работоспособности учащихся;



- использование для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность урока, чередование видов учебной деятельности, динамические паузы, наличие эмоциональных разрядок, правильная рабочая поза, положительные эмоции и т.д.).



Таким образом, исходя из вышеперечисленных принципов, выбор здоровьесберегающих технологий определятся образовательной программой, конкретными условиями осуществления образовательно-воспитательного процесса, а также спецификой контингента обучающихся.



При работе с обучающимися с ОВЗ, в частности с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) различной степени тяжести, необходимо учитывать, что здоровье этих детей изначально ослаблено. На физическое развитие,



двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической



нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Для таких учащихся характерно быстрое истощение



нервной системы, особенно при монотонной работе и как следствие - нарастающее утомление и снижение работоспособности. Уровень приспособления к физической нагрузке и степень отставания в физическом развитии умственно отсталых детей зависят не только от поражения ЦНС, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабление иммунитета, создание предпосылок для сердечной недостаточности и т.д.



Применение на уроках здоровьесберегающих технологий не только оказывает положительное влияние на организм ребенка, но и сказывается на эффективности обучения. Как показывает практика, дети легче усваивают материал, активнее работают на уроке, повышается интерес к изучению нового.



В своей работе со школьниками начальных классов, имеющими интеллектуальные нарушения, я использую следующие здоровьесберегающие технологии:



психолого-педагогические технологии здоровьесбережения (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни)

здоровьесберегающую технологию В. Ф. Базарного (режим смены динамических поз, применение динамических пауз).

Снятию эмоционального напряжения способствуют игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания, нетрадиционные формы уроков (урок-игра, урок-сказка, урок-путешествие и т.д.). Я активно использую в учебном процессе сказки – художественные и дидактические. Сказки помогают проиллюстрировать то или иное понятие, явление и могут применяться практически в любом учебном предмете начальной школы. Использование хорошо знакомых детям сказочных персонажей делает привлекательными и захватывающими любые задания, оживляет и разнообразит учебные занятия. Интерактивные обучающие программы, при рациональном применении на уроках, также снимают у детей эмоциональное напряжение и вызывают неизменный интерес.



Создание благоприятного психологического климата на уроке достигается за счет эмпатии к ученикам, создание атмосферы принятия и поддержки, позитивного эмоционального фона. Таким образом решается сразу две задачи - предупреждение утомления учащихся и появление дополнительного стимула для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Атмосфера психологического комфорта и эмоционального подъема значительно повышает работоспособность класса, а это, в свою очередь, ведет к более качественному усвоению знаний, и, соответственно, к более высоким результатам.



Помимо создания необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, охрана здоровья учащихся предполагает профилактику различных заболеваний и пропаганду здорового образа жизни. Включение вопросов здоровья в рамки учебных предметов позволяет показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Вопросы охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни вводятся так же в классные часы, различные внеклассные мероприятия, освещаются на родительских собраниях.



В соответствии с методикой В.Ф. Базарного, я включаю в структуру урока режим смены динамических поз и динамические паузы.



На практике это происходит следующим образом.



Урок планируется так, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения «сидя» в положение «стоя». Для этого используются конторки. Соблюдение режима смены динамических поз на уроке благоприятно действует на функциональную систему и работоспособность учащихся, существенно повышает психическую активность детей, включая познавательные способности. Важно соблюдать следующие условия – строгое соответствия роста детей высоте рабочих мест, постепенное дозированное увеличение времени, которое дети проводят в положении «стоя», учет индивидуальных особенностей состояния опорно-двигательного аппарата каждого ребенка. Кроме того, нужно соотносить текущую позу с деятельностью ребенка на уроке. Не целесообразно, например, применять позу «стоя» в момент письма.



С целью поддержания оптимального двигательного режима на уроке, рациональной смены видов деятельности и профилактике утомления учащихся, в структуру урока вводятся динамические паузы различных видов (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и уже ставшие традиционными в школьной практике физкультминутки. По возможности динамические паузы носят тематический характер в соответствии с изучаемым материалом, что способствует повышению интереса к обучению и лучшему усвоению образовательной программы.



Использование таких приемов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, как рациональное сочетание различных видов деятельности, динамическое и статическое расширение зрительно-двигательной активности, пальчиковая и дыхательная гимнастика, соблюдение требований охранительного режима позволяют содействовать развитию высших психических функций, восстанавливать умственную работоспособность,



снимать перегрузку учащихся. [4]



Обучение детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для их развития и реабилитации в обществе. Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе – это творческий акт, который требует от учителя знаний психологии, физиологии, индивидуальных особенностей детей. Таким образом, данный подход способствует не только интеллектуальному развитию обучающихся, сохранению их психического и физического здоровья, но и повышению профессиональной компетентности педагога.





Литература.



Антипова Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Начальная школа. — 2011. — №8. — С.106-108

Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.

Гаврилюк А.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии – обязательное условие при обучении школьников при внедрении ФГОС // «Инновационная наука. — 2016. — №10. — С.154-156.

Инновационная деятельность в специальном (коррекционном) образовательном учреждении : сборник материалов / под ред. Г. В. Яковлевой — Челябинск : Цицеро, 2012. — 75 с.

Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 класс. — М.: ВАКО, 2004. — 296 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Косетченков Николай Александрович

Дата: 11.11.2022

Номер свидетельства: 617135


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства