Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирования языковой компетентности у обучающихся на уроках профессионального казахского языка"»
Формирования языковой компетентности у обучающихся на уроках профессионального казахского языка
Белялова Г.Б
Преподаватель Аксуского колледжа черной металлургии, г. Аксу
Язык отцов – наследие святое,
Глубокий, острый, сильный, словно крик.
Своих детей заботливой рукою
К себе притянешь, мой родной язык!
М. Жумабаев
Как сказал наш Президент Н. А. Назарбаев: «Тілден артық қазына жоқ , тілден артық қасиет жоқ» - «Для казахского народа нет ничего лучше и дороже, чем родной язык : острый, как алмаз, чуткий, как парящий орел, мягкий, как свинец, и оружие, и щит и древний, ивечно молодой, «огненный».
Вопрос о профессиональной подготовке специалистов сегодня как никогда остро стоит перед работодателями и учебными организациями. Возрастают требования к будущим специалистам со стороны работодателей - к их уровню знаний, умений и навыков. В связи с этим, овладение только лишь профессиональными компетенциями оказалось недостаточным, возникла необходимость - полиязычия [1, 3-5с].
Главная задача предприятий - как получить готового специалиста, который с минимальными для предприятия издержками смог бы сразу включиться в производственный процесс. Сейчас образование будущего специалиста и дальнейшее его трудоустройство, уже не идут каждый своей дорогой, а ведут конструктивный диалог, как это сделать вместе. Как же в данном процессе увидеть применимость и значимость языка, как предмета второстепенного в колледжах, неязыковой подготовки?
Язык – это часть культуры, а культура - это часть языка, и его невозможно изучать как средство коммуникации без прочных культурологических знаний.. Формирование у учащихся национально-культурного компонента включает не только знакомство с историей, традициями, выдающимися людьми страны изучаемого языка, но в первую очередь – получение знаний, которые пригодятся учащемуся непосредственно в ситуации общения [2, 14с].
Изучение государственного языка в колледжах является неотъемлемой составной частью подготовки специалистов для работы их на Аксуском заводе ферросплавов и на предприятиях Павлодарской области, при этом студенты должны достичь такого уровня владения языком, который позволит им успешно вести профессиональную и общественную деятельность в условиях рыночной экономики.
Мотивацией при овладении казахским языком служат, прежде всего, профессиональные интересы студента, готовящегося стать высококвалифицированным специалистом, обладающим достаточными знаниями, умениями и навыками для достижения своей цели на трудовом поприще. В этой связи профессионально ориентированное обучение казахскому языку признается приоритетным направлением в условиях их будущей трудовой деятельности. Таким образом, основной целью предмета «Профессиональный казахский язык» является формирование и развитие коммуникативной компетенции, включающей речевую, языковую, социокультурную компетенции, отвечающих за личностное и профессиональное становление студентов.
И для достижения поставленной цели, необходимо, решить следующие задачи:
- развитие профессиональных коммуникативных умений;
- приобщение студентов к культуре, традициям, обычаям народа страны изучаемого языка;
- формирование умения решать производственные задачи в условиях иноязычного общения;
- формирование и развитие умений самостоятельно изучать казахский язык и культуру народа.
Для реализации этих задач, в «Аксуском колледже черной металлургии» разработаны рабочие учебные программы по «Профессиональному казахскому языку» по специальностям: «Балқытушы-плавильщик», «Электргаздәнекерлеуші - электрогазосварщик», «Кран машинисі-машинист крана», «Жонғыш-токарь».. Нужно помнить, что в изучении языка, важно практическое его освоение, а не «пути правил».
Формирование профессиональных компетенций у студентов, на уроках профессионального казахского языка, осуществляется путем применения различных методов и форм в преподавании, например:
- говорение, аудирование, чтение, письмо, перевод. В результате обучения студенты осваивают грамматику, стилистику построения предложения, особенности использования лексического материала на производстве.
- использовать изученный языковой материал при построении монологических высказываний на профессиональные темы, логично и связно формулировать свои мысли, выражать свое мнение и делать соответствующие выводы.
- использовать языковой материал для ведения деловых переговоров, участвовать в дискуссии, вести беседу на казахском языке, работать с людьми, устанавливать профессиональные контакты [3, 5-6с].
В Аксуском колледже черной металлургии, созданы благоприятные условия для осуществления учебного процесса , в том числе и по профессиональному казахскому языку. Аудитории в нашем учебном заведении оснащены самыми современными техническими средствами обучения. В кабинетах казахского языка и литературы имеется в наличии компьютер, мультимедийные технические средства, что позволяет, используя весь этот арсенал, сделав учебный процесс более интересным и результативным.
Для более эффективного решения поставленных задач, на уроках, и внеурочных мероприятиях часто используются:
- работа с текстовым материалом: передать содержание текста через тезисы или ключевые (опорные) словосочетания, составить кластер, составить к нему тестовые вопросы, составить рекламу или презентацию по тексту (по специальности), определив тематику и идею текста, составить задания развивающего характера (как лексические, так и грамматические), дополнить текст или изменить, найти лишнее в тексте.
- на уроках используется не только учебный и справочный материал, но и статьи СМИ: работа со статьями из газет и журналов, просмотр различных материалов информационного плана, просмотр видеороликов, осуществление интернет - поисков по профессиональной тематике.
- составление монологов и диалогов, связанных с профессией, с производственными ситуациями или жизненными обстоятельствами.
Помогает повышать эффективность речевой подготовки и применение различных приемов из собственной методической копилки. Например, я активно применяю очень простой метод - «метод речевых упражнений». Наиболее употребляемые выражения, фразы, конструкции предложений отрабатываются на практике ежеурочно. Это можно проводить и в ходе диалогов, в ходе словарной работы, в ходе фронтального опроса или в ходе дидактических игр. Словарную работу можно проводить в виде различных занимательных диктантов, проговаривая слова на русском языке, придав им определенную грамматическую форму. Обучающиеся должны будут не только вспомнить перевод данного слова, но и написать его в заданной форме. Например: «На предприятиях - өндіріс-тер-де», тер- окончание множественного числа, де-падежное окончание. Прием занимательных диктантов предполагает в своем арсенале не только словарные диктанты, но и фонетические, грамматические, глагольные и другие формы. Обучающиеся при таком диктанте пополняют и развивают не только лексический запас, но и грамматическую зоркость. Задача фонетических диктантов заключается в закреплении навыков правильного произношения звуков казахского языка, в закреплении умения правильно распознавать и классифицировать звуки и слоги, применять в практике закона сингармонизма.
Всевозможные лексические развивающие игры «Словарная цепочка», «Угадай слово», «Закончи пословицу», «Мир вокруг нас», «О ком я говорю?»; составление и разгадывание викторин, ребусов и загадок; различные версии электронных, телевизионных интеллектуальных игр. Для проведения игры «Угадай слово» студенты получают карточки, на которых написаны слова (им. сущ., название предмета). Обучающиеся объясняют значение написанных слов, используя другие слова и выражения, но не называя слова. Остальные ребята должны угадать. Чем быстрее и точнее опишет студент свой предмет, тем выше его результат. Например студенту дается слово «Токарлық станок», наводящими слова «алдыңғы тұғыр, артқы тұғыр, кескіштер, кесу, жасау, бөлшектер, бұрамалар, бұрандамалар», студенты должны угадать о чем же или о каком предмете идет речь[4, 22с].
В процессе обучения студенты Аксуского колледжа черной металлургии проходят практику на предприятии Аксуского завода ферросплавов города Аксу. При прохождении практики и в дальнейшем трудоустройстве студент общается с людьми, знакомится с рабочим местом и их функциональными обязанностями, заполняет документы, работает в сфере обслуживания рабочих, и во всех случаях есть потребность знания языка, а именно профессионального казахского языка. Поэтому на уроках готовим будущего специалиста к общению в естественной профессиональной деятельности.
Языковая подготовленность студентов показывает, что они могут применять свои знания на практике и реализовать свои идеи в рамках избранной профессии. Активно организованная внеклассная работа по предмету является неотъемлемой частью процесса по успешному усвоению государственного языка. Который год в колледже проходят Недели языков, круглые столы, кружки по казахскому языку для студентов и сотрудников колледжа. В рамках Недели организуются конкурсы, викторины, интеллектуальные игры. Формы разные, главное, активность и массовость. Ежегодно студенты нашего колледжа принимают активное участие во всех конкурсах знатоков казахского языка «Мемлекеттік тіл-менің тілім», «Тіл-халық жанын танудын кілті», конкурсы чтецов, посвященные знаменательным датам Республики Казахстан, занимая призовые места.
Несомненно, в основе языковой подготовки лежат, прежде всего, системность, доступность и завершенность работы. Но также следует уделять большое внимание повышению мотивации обучения, совершенствованию познавательной самостоятельности и развитию творческого потенциала у учащихся [5, 10с].
Всесторонне подготовленные специалисты полностью отвечают требованиям работодателя, поэтому обучение языка максимально приближенно к запросам предприятия. Интерес к изучению казахского языка растет год от года. Наступил такой момент, когда каждый стал осознавать, что хорошее знание государственного языка является неотъемлемой частью современной жизни - это залог успеха в профессиональной деятельности в будущем и как сказал А. Куприн: «Язык-история народа. Язык-путь развития цивилизации и культуры»
Список использованной литературы
Закон РК «О языках в Республике Казахстан» (2010).
«Концепция языковой политики в Республике Казахстан» (1997).
Концепция 12 летнего среднего образования РК, проект , Астана 2010 г.
Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятий лингводидактической теории ошибки. - М.: РУДН, 2006.
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 496 с.